Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация ученицы 10 – Б класса Смолинской ООШ 2 Босько Яны к стихотворению «Шёпот, робкое дыханье…» А.Фет.
Advertisements

Афанасий Афанасьевич Фет Художественные особенности поэзии.
Афанасий Афанасьевич Шеншин (Урок по литературе для 5 класса). Автор – Судакова С. Р.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация по творчеству А.А.Фета
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…». Тема стихотворения. В стихотворении А. А. Фета «шепот, робкое дыханье…» переплетаются две любимые поэтом темы – красота.
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 – 1892) МКОУ СОШ 6 города Кирово-Чепецка Кировской области Шиляева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Родился 23 ноября 1820 г. в селе Новоселки Орловской губернии. Будучи внебрачным сыном помещика А.Н.Шеншина и Каролины Фет (что вскрылось, когда будущему.
. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам Имя существительное 5 класс Презентацию выполнила Черепанова Оксана Владимировна МБОУ СОШ 15, ст.Старонижестеблиевская.
А.А.Фет «Тополь». Композиционный анализ поэтического текста. Урок литературы в 10 классе.
Обобщение изученного по теме « Имя существительное » Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
Афанасий Афанасьевич Фет 1820 – 1892 гг.. Биографические данные: Тайна рождения:: отец – помещик А. Н. Шеншин; мать – немецкая подданная Шарлотта - Елизавета.
Юон К.Ф. «Мартовская капель». Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных.
Лирика и судьба А. А. Фета ( ) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет.
Назывные (номинативные) предложения Номинативные – от nominativus именительный падеж.
Назывные предложения 8 кл. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях; уметь находить назывные предложения; показать выразительные особенности предложений.
Проект подготовлен Залёткиной А., Гасановой З., Прохоровой А., Исмаиловым Т., Новрузовым И.
фет 1
Афанасий Афанасьевич Фет ( ). «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском.
А.А. Фет ( ). Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте, безвременно горя, В полночной.
Транксрипт:

Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзания, и слёзы; И заря, заря! 1850

Восприятие стихотворения Что непонятно? Что увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Странности текста Что в тексте показалось необычным? Что необычно с точки зрения синтаксиса? Что необычно с точки зрения морфологии?

Синтаксис Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Морфология В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

Языковая композиция текста Какие имена существительные указывают на природу? Какие имена существительные указывают на состояние человека? Сделайте вывод.

Природа Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.

Человек Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

Вывод Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек. В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.

Первая строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Микротема - 1 Свидание влюблённых вечером у ручья.

Краски - 1 Неяркие краски, потому что уже вечер.

Звуки - 1 Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.

Тропы - 1 Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.

Вторая строфа О чём идёт речь? Какие звуки? Какие краски? Почему? Какова роль эпитетов?

Микротема - 2 Ночь, которую проводят влюблённые.

Звуки - 2 Тишина

Краски - 2 Нет цветовых определений, потому что темно.

Тропы - 2 Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.

Третья строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какова роль средств художественной выразительности? Сделайте вывод.

Микротема - 3 Утро, расставание влюблённых.

Краски - 3 Яркие тона, восход солнца.

Звуки - 3 Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.

Тропы - 3 Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.

Вывод Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

Время и действие В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается? Какова временная характеристика?

Движение В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».

Время Вечер, ночь, утро.

Ритмический рисунок стихотворения Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная.Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная. Сделайте вывод.

Вывод Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.

Особенности композиции стихотворения В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются. Сделайте вывод.

Вывод Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.

Литература 1. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., Эткинд Е. Разговор о стихах. – М., Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, Гинзбург Л. О лирике. – М., Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002

Литература 7. Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, Баевский В. История русской поэзии. – М., Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000