Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Роль и функции классного руководителя в условиях модернизации системы образования» Зам. директора по ВР МБОУ Асекеевская СОШ Бакирова Э.Ю.
Advertisements

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Подготовила: Тютюникова Е.С.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Семинар классных руководителей МАОУ «СОШ 18» Заместитель.
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного.
Основные задачи и функции классного руководителя в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Основные направления работы классного руководителя.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Роль классного руководителя в формировании духовно- нравственных ценностей школьника ЗУБОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА старший преподаватель кафедры воспитательных.
Несчанская Ольга Дмитриевна, главный специалист НМЦ г. Пензы.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.
Положение О методическом объединении классных руководителей.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Использование ИКТ в работе классного руководителя.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Концептуальная модель мониторинга результативности воспитательной деятельности классного руководителя Содержательные компоненты модели: 1. Понятие мониторинга.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
принципами и генеральными ориентирами «Закона об образовании», инициативы «Наша новая школа», национальным проектом «Образование». Устав школы.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Транксрипт:

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

План работы педсовета Основной доклад – Лисова Л.Ю. Основной доклад – Лисова Л.Ю.Выступления: Гнедкова С.В. «Работа учителя начальных классов в современных условиях» Гнедкова С.В. «Работа учителя начальных классов в современных условиях» Мусатова А.В. « Роль портфолио при достижении результатов» Мусатова А.В. « Роль портфолио при достижении результатов» Демиденко Т.В. « Организация работы с родителями» Демиденко Т.В. « Организация работы с родителями» Янкина Н.Л. «Организация и проведение классным руководителем классных часов». График проведения внеклассных мероприятий. Янкина Н.Л. «Организация и проведение классным руководителем классных часов». График проведения внеклассных мероприятий. Беляева Г.Е. «Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся» Беляева Г.Е. «Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся» Марченко Л.М. «Современные воспитательные технологии в работе кл.рук.» Марченко Л.М. «Современные воспитательные технологии в работе кл.рук.» Галимзянова Т.А. «ИКТ в работе классного руководителя» Галимзянова Т.А. «ИКТ в работе классного руководителя»

Актуально! Нормативно-правовая компетентность знание законодательства о современном образовании;знание законодательства о современном образовании; нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя; умение применять правовую базу о защите детства;умение применять правовую базу о защите детства; применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Документы Федеральный закон РФ от г ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный закон РФ от г ФЗ «Об образовании в РФ» Национальная доктрина образования в Российской федерации Национальная доктрина образования в Российской федерации Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.) Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы ФГОСы ФГОСы

Документы Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, 2013 г. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, 2013 г. ФЦП «Молодежь России» до 2015 г.г. ФЦП «Молодежь России» до 2015 г.г. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей РФ и защиты их нравственности, 2008 г. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей РФ и защиты их нравственности, 2008 г. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России (А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков), 2009 г. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России (А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков), 2009 г.ВОСПИТАНИЕ

Документы Концепция поликультурного образования в России, 2010 г. Концепция поликультурного образования в России, 2010 г. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»ВОСПИТАНИЕ

Документы региональные Государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края« (до 2020 г.) Государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края« (до 2020 г.) Краевая стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Краевая стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы Краевая целевая программа "Развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи Хабаровского края на годы» Краевая целевая программа "Развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи Хабаровского края на годы»ВОСПИТАНИЕ

Документы ОУ Основная образовательная программа МБОУ СОШ 16 (в частности – Программа воспитания и социализации) Основная образовательная программа МБОУ СОШ 16 (в частности – Программа воспитания и социализации) Устав Устав Программа развития Программа развития Локальные акты Локальные акты

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Цель воспитательной работы современной школы помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Новые роли классного руководителя Контролёр -успешное освоение образовательного процесса Информатор- эксперт Наставник -нравственное воспитание Носитель культуры -помощь в освоении культурных ценностей Социальный педагог - помощь в решении соц. проблем Старший товарищ – организация коллективной жизни в классе, воспитание лидерских качеств Психотерапевт -создание доброжелательной атмосферы, помощь в решении проблем Валеолог –воспитание потребностей к здоровому образу жизни Организатор досуга –воспитание культуры поведения свободного времени Фасилитатор –создание условий для самоопределения и самореализации

проводит индивидуальную работу по формированию познавательных интересов 2004~2005 координирует поиск информации обучающимися для самообразования сопровождает процесс формирования личности сопровождает процесс формирования личности ФУНКЦИИ ТЬЮТОР - наставник, воспитатель, советчик, помощник

Цель деятельности классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Необходимо учитывать уровень воспитанности уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные социальные и материальные условия их жизни

Функции кл. рук. Организационно-координирующие Коммуникативные Аналитико-прогностические Контрольные

1. Организационно- координирующие обеспечение связи ОУ с семьей; обеспечение связи ОУ с семьей; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом ОУ; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом ОУ;

организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико- прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса. определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Взаимодействия классного руководителя Ребенок Кл. руководитель Внутренний круг Внешний круг

Внутришкольный круг Учителя-предметники Учителя-предметники Педагог-психолог Педагог-психолог Педагоги дополнительного образования Педагоги дополнительного образования Социальный педагог Социальный педагог Педагог-организатор Педагог-организатор Вожатая Вожатая Библиотекарь Библиотекарь Медицинский работник Медицинский работник

Внешний круг Семьи обучающихся Семьи обучающихся Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Предмет изменения Традиционная системаФГОС Подготовка Конспект мероприятия Технологическая карта (классного часа, внеклассного мероприятия и т.д.) Основные этапы мероприятия Объяснение и закрепление материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся. Главная цель учителя Успеть выполнить все, что запланировано. Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке задачи внеклассного мероприятия и т. д. Форма мероприятия Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Предмет изменения Традиционная системаФГОС Нестандартное ведение мероприятия --Классный руководитель проводит классный час в параллельном классе, мероприятие проводят 2 руководителя и др. Внеклассная досугов о-развивающая среда Создается классным руководителем. Создается учащимися (дети сами готовят материал, проводят презентации). Результаты мероприятия образовательные развивающие воспитательные + личностные + метапредметные Нет портфолио учащегося Создание портфолио Основной вывод – вывод учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально- значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно- практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. (выступление Гнедковой С.В.)

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию (слово – Мусатовой А.В.)

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­ гоприятные условия для развития ребенка. (выступление Демиденко Т.В.)

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Известные ученые считают: «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы (выступление Янкиной Н.Л.)

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. (выступление Беляевой Г.Е.)

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции); по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности); по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты); по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями); по подходу к ребёнку (выступление Марченко Л.М.)

В своей работе классный руководитель может и должен использовать новые инструменты, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии: ресурсы Интернет; электронные образовательные ресурсы; компьютерные программы. (выступление Галимзяновой Т.А.)

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Януш Корчак

Решение педсовета Обобщить опыт работы классного руководителя 4-а класса Гнедковой Светланы Викторовны Обобщить опыт работы классного руководителя 4-а класса Гнедковой Светланы Викторовны Разработать критерии оценки портфолио до конца мая 2015 года Разработать критерии оценки портфолио до конца мая 2015 года Утвердить график проведения открытых внеклассных мероприятий на февраль - март Утвердить график проведения открытых внеклассных мероприятий на февраль - март

Решение педсовета Внести классные часы в расписание уроков Внести классные часы в расписание уроков Всем классным руководителям до конца третьей четверти создать страницу на школьном сайте Всем классным руководителям до конца третьей четверти создать страницу на школьном сайте Классным руководителям продолжить работу по повышению уровня воспитанности в классе Классным руководителям продолжить работу по повышению уровня воспитанности в классе