Презентация Анна Ахматова Жизнь. Судьба. Творчество. Часть II Выполнила презентацию Бондарева Н.В учитель МОУ гимназия г.Белореченска Краснодарского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ахматова- голос эпохи.. «Anno Domini» (лето господне) «Подорожник» Ахматова: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые.
Advertisements

Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Анна Андреевна Ахматова Жизнь. Судьба. Творчество.
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был... А. Ахматова.
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград. Где статуи помнят меня молодой, А я их под Невскою помню водой.
Учитель русского языка и литературы Емельянова Л.Н.
Судьба России и поэта в лирике А. А. Ахматовой. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Казалось бы, в жизни Ахматовой всё.
ТВОРЧЕСТВО АННЫ АНДРЕЕВНЫ Анна Андреевна Ахматова впервые вышла в печать в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам ( сборники « Вечер », 1912, « Чётки.
Анна Ахматова. Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко) русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Творчество Ахматовой Анны Андреевны. Первые стихотворения Анна Ахматова написала в 11 лет. В русскую литературу вошла под псевдонимом Ахматова (фамилия.
Царское Село, Какие же испытания пришлось пережить Анне Андреевне? 2. Что послужило источником её вдохновения? 3.Как Ахматова восприняла революцию?
АННА АХМАТОВА. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. ТЕЛЕГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ « ГИМНАЗИЯ 2» Г.КИМРЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё равно.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Анна Андреевна Ахматова ( Горенко) Жизненный и творческий путь 1889 – – 1966.
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
Анна Ахматова. « Я научила женщин говорить». «Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали. Я – Гамаюн».
Патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой. «Реквием» - отражение личной трагедии и народного героя.
Транксрипт:

Презентация Анна Ахматова Жизнь. Судьба. Творчество. Часть II Выполнила презентацию Бондарева Н.В учитель МОУ гимназия г.Белореченска Краснодарского края

Мелодия родной земли, покоившаяся на пушкинской традиции, помогла ей в годы Первой мировой войны занять позицию глубоко патриотическую. Любовь к родной земле уберегла ее от соблазна эмиграции. Позиция Ахматовой в 1917 г. была совершенно определенной. 27 ноября 1917 г. она выступила на митинге в защиту свободы слова Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. В 1922 г. она напишет не менее знаменитое стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» - оно на долгие годы отделило Ахматову и от «внешней», и от «внутренней» эмиграции.

1922 г., осень. Послезавтра я уезжаю за границу. Иду к Ахматовой – проститься. Как пусто! Как тревожно! Ахматова протягивает мне руку: - Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу. - А Вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать? - Нет. Я из России не уеду. - Но ведь жить все труднее. - Да. Все труднее. - Может стать совсем невыносимо. - Что ж делать. -Не уедете? - Не уеду. Однажды Ахматова шла по Моховой, несла муку, устала, остановилась отдохнуть. Одета очень плохо. Шла мимо какая-то женщина… Подала Ане копейку: «Прими, Христа ради…» Из воспоминаний О. Судейкиной

А.Ахматова – наиболее трагичный поэт предреволюционного десятилетия. Она искала утешения в искусстве, в религии, в близком дружеском кругу, в знаменитом кабаре-подвале «Бродячая собака», но не находила его нигде. Мотив неустойчивости, смятения проходит через все её стихи. Но отсюда же пристальное внимание к мельчайшим деталям, к миру, который включает в себя и морской простор, и звезду, и скромный одуванчик… Я вижу всё. Я всё запоминаю Любовно-кротко в сердце берегу. Лишь одного я никогда не знаю И даже вспомнить больше не могу. Я не прошу ни мудрости, ни силы. О, только дайте греться у огня! Мне холодно…Крылатый иль бескрылый, Весёлый бог не посетит меня.

Об аресте Н.Гумилёва Ахматова узнает на похоронах Блока. 16 августа 1921 года будут написаны пророческие стихи: Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля. 1 сентября 1921 года она прочитает о расстреле Н.Гумилёва Заплаканная осень, как вдова В одеждах чёрных, все сердца туманит… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет.

Ахматову постоянно обвиняли в чуждости новому строю. С 1922 года перестали публиковать её стихи, в течение 18 лет она не имела возможности печататься. Об этом говорят её дневники: »После моих вечеров в Москве состоялось постановление о прекращении моей ли(литиратурной) деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на ли(тира- тарные) вечера. Я встретила на Невском М.Шагинян. Она сказа- ла: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать.» Впоследствии А.Ахматова называла это Постановление ЦК Первым – в отличие от Второго, вышедшего в 1946 году. И даже в 1961 году в Послесловии к сборнику стихотворений А.Сурков писал: «Тысячами нитей связана Ахматова с безжалостно раз- рушенной революцией дворянской культурой, она так и не смог- ла понять новую Россию.» Но несмотря ни на что, Ахматова принимает участие в пере- воде с шумерского вавилонского эпоса «Гильгамеш», создаёт литиратуроведческие работы о Пушкине, пишет поэму «Путём всея земли», сборники «Подорожник» и «Anno Domini».

Забудут? –вот чем удивили! Меня забывали сто раз, Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас. А Муза и глохла и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб после, как Феникс из пепла, В эфире восстать голубом.

Но главной болью, неизбывной бедой в эти годы была судьба её сына. Л.Н.Гумилёва арестовывали три раза, однажды даже приговорили к расстрелу. Ахматова писала Сталину, другим высокопоставленным лицам, прилагала все усилия, чтобы спасти его. Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В тёмной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла… Именно тогда начинается работа над «Реквием». Об этом Ахматова расскажет в прозаическом прологе «Вместо Предисловия»: «В тогдашние годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): -А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

«Реквием» - это народное произведение, непревзойдённый па- мятник жертвам «Большого террора». Глубина изображения и понимания народной трагедии, традиционные мотивы народно- го плача, все ужасы 20 века Ахматова воплотила в «Реквиеме». Стихотворения этой траурной поэмы производят впечатление «тяжёлых глыб, медленно движущихся и врастающих друг в друга». По мнению И.Бродского, «весь драматизм «Реквиема» в том, во что эти события превращают твоё сознание, твоё представление о самом себе.» Поэтому и стала поэма памятником народной трагедии такой небывалой силы и совершенства: Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня

«Реквием» будет опубликован лишь через 22 года после смерти А.Ахматовой (журнал «Октябрь», 1988 г.). В конце 30-х годов создаётся и цикл «Черепки». Это короткие стихотворения, написанные на полях рукописи «Реквиема», как бы комментарий к нему. Они не были известны до 1989 года. Кому и когда говорила, Зачем от людей не таю, Что каторга сына сгноила, Что засекли Музу мою… В это же время принимается она за произведение, которое, по её словам, должно было стать синтезом важнейших для её творчества тем, образов, мотивов и мелодий – итогом Жизни и Творчества. Подводя итог своей жизни и жизни своего поколения, Ахматова оценивает прошлое с огромной высоты жизненного и историко-философского опыта. «Поэма без героя» ста- нет Поэмой (Ахматова всегда писала применительно к ней это слово только с большой буквы) Памяти и Поэмой Совести.

Великая Отечественная война прервёт все замыслы. Ахматова встретит её достойно: уже в июле 1941 года появятся стихи, которые будет знать вся Россия. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Ахматова застала блокаду, видела первые жестокие удары, нанесённые по её любимому и воспетому Городу. Птицы смерти в зените стоят. Кто идёт выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой ещё, он всё слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!»- До седьмого доходят неба… Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон – смерть. В эвакуации она напишет и другие стихи, отразившие её единство со всей Россией и народом, веру в победу.

Послевоенные годы начались для Ахматовой драматично: в Поcтановлении ЦКВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» её поэзия будет названа буржуазной и декадентской. Её вновь не печатают. Но она работает над Поэмой, которая состоит из трёх по-разному написанных частей: «Петербургская повесть», «Решка» и «Эпилог». В ней явь соседствует с призрачностью, вымыслом, фантасмагорией, образ воюющей и побеждающей России венчает Поэму. Она сама выбрала свою судьбу, была твёрдо уверена, что нельзя отнять у неё Россию, Пушкина, немногочисленных друзей, что добро делать очень трудно, но делала его. Говорила о Гумилёве: «Прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно». Писала Мандельштаму, когда тот был в ссылке, поддерживала Бродского…Чтобы заработать на жизнь занималась переводами, жила у знакомых. Но в памяти современников осталась именно такой: В ней что-то чудотворное горит, И на глазах её края гранятся, Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвёл глаза, Она была со мной в моей могиле И пела, словно первая гроза Иль будто все цветы заговорили.

И только на склоне лет Ахматова была окружена вниманием. Оценены её научные труды, посвящённые А.Пушкину, поэтическое творчество. Она получила высокую премию в Италии и степень доктора Оксфордского университета, побывала в Италии, Англии, Франции. Издаются книги, изучается творчество именно потому, что в её стихах достоинство, печаль, красота, высокая свобода человеческого общения Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё равно я с вами до конца. Вот отчего вы любите так жадно Меня в грехе и немощи моей. Вот отчего вы дали неоглядно Мне лучшего из ваших сыновей. 5 марта 1966 года А.Ахматова умерла в посёлке Домодедово…