Федеральные государственные требования к планированию содержания раздела «Коррекционная работа при разработке образовательной программы» Ремезова Л.А.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проектирование и реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях компенсирующей и комбинированной направленности:
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Транксрипт:

Федеральные государственные требования к планированию содержания раздела «Коррекционная работа при разработке образовательной программы» Ремезова Л.А., к.п.н., доцент ФСО ПГСГА

Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Возрастная группа 3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов 18-21%24-28%32-36%41-44% Самостоятельная деятельность детей 25% Взаимодействие с семьями детей 8-12% Итого: 51-58%57-65%65-73%74-81%

Коррекция познавательной деятельности Коррекция эмоционально-волевой сферы Коррекция личностного развития в целом Коррекция психического развития Коррекция и развитие нарушений общей моторики Коррекция и развитие нарушений мелкой моторики Развитие физических качеств Коррекция физического развития ощущение речь воображение восприятие представление память внимание мышление

? 1 ? 2 Каковы цели коррекционной работы и первоочередные задачи её достижения? Каковы направления коррекционной программы и её содержание? ? 3 Каковы этапы реализации программы коррекционной работы? ? 4 Что означают механизмы реализации программы коррекционной работы? ? 5 Что необходимо для выполнения требований к условиям реализации программы? ? 6 Какими должны быть кадровое, программно методическое, материально-техническое и информационное обеспечение?

Диагностическое Коррекционно-развивающее 3 3 Консультативное 4 4 Информационно-просветительское 5 5 Социальное партнерство

Выявление и учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ Осуществление индивидуально ориентированной медико-психолого-педагогической помощи Возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий развития, обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности. В аспекте времени начала сопровождения потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка В аспекте содержания образования потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка В аспекте методов и средств обучения потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребёнка

Складываются подходы к дальнейшей дифференциации понятия "особые образовательные потребности". Выделяются такие термины, как "особые образовательные потребности разных категорий детей с нарушениями психофизического развития"; "общие образовательные потребности разных категорий детей применительно к одним и тем же задачам и этапам развития"; "варианты особых образовательных потребностей конкретных детей по отношению к разным этапам развития и индивидуальным образовательным маршрутам" и др. В аспекте организации обучения потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды В аспекте границ образовательного пространства потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании, и их взаимодействия потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей), во включении родителей проблемного ребёнка в процесс его реабилитации средствами образования, созданными специалистами.

Выявление особенностей психофизического развития детей с ОВЗ Определение трудностей при освоении программного содержания, психологических причин их вызывающих Разработка индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ. Включение детей с особыми образовательными потребностями в активное и систематическое усвоение программного материала.

личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие физические – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта) Предложенная «разбивка» качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Функция 1

использование образовательных технологий, которые требуют от педагога проявления новых профессиональных ролей координатора, организатора, помощника, и ориентированы на командную работу педагогов изменение характера взаимодействия педагога и детей, связанного с установкой педагога на развитие ребенка средствами конкретной образовательной области расширение образовательной среды ДОУ и поиск партнеров, выступающих субъектами образования ребенка Функция 2 Функция 6 Функция 5 Функция 4 Функция 3 изменение оценки достижений детей (формализованная и аутентичная оценка), что требует от педагога умений диагностики и гибкой коррекции педагогического процесса готовность педагогов к изменениям профессионально- педагогической деятельности

1 этап Проведение комплексного медико-психолого- педагогического обследование ребенка Определение приоритетных задач индивидуальной программы развития и обучения ребенка Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измере­ние и анализ всех необходимых показателей. Определение этапов индивидуальной коррекционной работы с детьми 2 этап 6 этап 7 этап 5 этап 4 этап 3 этап Определение задач сопровождения конкретного ребенка со стороны каждого специалиста на каждом этапе коррекционно-педагогической работы Определение соотношения шагов в обучении ребенка с ОВЗ с шагами в методике обучения. Осуществление регулярного контроля за соответствием разработанной программы обучения реальному уровню развития ребенка.

1 этап

» При организации научно обоснованного развития, воспитания и обучения необходимо учитывать целый ряд особенностей каждого ребенка. » Прежде всего, усвоение любых знаний и умений предполагает определенный уровень развития физических, интеллектуальных, личностных качеств, наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. 2 этап Определение приоритетных задач индивидуальной программы развития и обучения ребенка

Обучение только тогда является хорошим, когда оно идет впереди развития, подытоживает свои мысли по проблеме обучения и развития. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Л. С. Выготский Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измере­ние и анализ всех необходимых показателей. 3 этап

Образовательная область Тема НОД Цель коррекционной работы Содержание коррекционной работы Коррекция психического развития Ожидаемый эффект коррекционной работы Формирование перцептивных способностей Коррекция физического развития Коррекционная направленность методов воспитания и обучения Формирование приемов умственной деятельности Руководство образовательной деятельностью детей с ОВЗ Средства коррекции Формы организации коррекционной работы 4 этап

Медицинское сопровождение детей с ОВЗ систематическое наблюдение за состоянием здоровья и развития детей укрепление физического здоровья детей создание в учреждении благоприятного лечебно-оздорови­ тельного режима определение норм пре­дельно допустимой нагрузки на ученика развитие двигательной сферы, координации движений, общей моторики укрепление психоневрологическог о здоровья детей осуществление соответствующей помощи и консультирование педагогов и родителей Задачи медицинского сопровождения учет особенностей работоспособности (утомляемость, истоща- емость, рассеянность, пресыщаемость, пере- ключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к кон­цу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). 5 этап

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей Задачи психологического сопровождения формирование позитив- ного эмоционального отношения к себе формирование у ребенка и подростка способности переживать и осознавать прошлый эмоциональный опыт создание условий для получения новых эмоциональных пережи­ ваний в группе коррекция невроти­ческих проявлений, повышение самооценки и уверенности в себе коррекция нарушенных психических познавательных функций (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, речь, мышление, воображение) способствование осознанию ребенком и подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоцио­ нальных ресурсов когнитивное развитие преодоление неадекватных форм поведения формирование нравственной модели личности ребёнка. развитие и закрепление новых форм поведения оптимизации морально- психологического климата социума ребёнка эмоциональное развитие 5 этап

Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ учет сформированности познавательных интересов Задачи педагогического сопровождения учет сформированности у коррекционных умений учет особенностей психофизического развития детей учет общих и специальных способностей включение в программу заданий, требующих самостоятельного анализа учет сформированности уровня знаний, умений и навыков совершенствование движений и сенсомоторного развития коррекция познавательных психических функций коррекция эмоционально- волевой сферы Расширение представлений об окружающем и обогаще­ние словаря включение в программу заданий, направленных на ликви­дацию пробелов включение в программу заданий, учитывающих предварительные знания включение в программу заданий, учитывающих обобщающее повторе­ние программного материала включение в программу заданий, предполагающих тренировку детальное или менее детальное рабо­чее руководство для самостоятельной работы создание предпосылок к возникновению инте­ресов удовлетворение имею­щихся интересов стимулирование возникающих инте­ресов раз­личный объем дозы заданий при ознакомлении с новым материалом различное количество вопросов 5 этап

6 этап Определение соотношения шагов в методике обучения с шагами в развитии ребенка с ОВЗ ПроблемыПути решения Сложности установления причин трудностей усвоения программного материала Определение педагогической симптоматики трудностей. Определение психологических причин трудностей Определение способов выявления причин трудностей. Определение способов коррекции выявленных нарушений, устранения имеющихся недостатков. Создание удобного для использования методического инструментария Трудности соотнесения шагов в развитии ребенка с шагами в методике обучения Создание алгоритмизованных предписаний по устранению причин, вызывающих трудности в усвоении учебного материала

ПроблемыПути решения Трудности осуществления контроля за внедрением коррекционной программы Разработка критериев, показателей, измерителей для оценивания соответствия разработанной программы обучения реальному уровню развития ребенка Создание диагностического инструментария позволяющего эффективно при минимальных затратах времени осуществлять контроль по процессу и результату коррекционной работы 7 этап Осуществление регулярного контроля за соответствием разработанной программы коррекционной работы реальному уровню развития ребенка

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий Систему комплексного ПМП сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего диагностику ООП, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении ООП ДО, корректировку коррекционных мероприятий Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов разных профилей Планируемые результаты коррекционной работы

Интеграция ИКПР в образовательный процесс (осуществляется педагогом) Разрабатывается перспективный план Осуществляется календарное планирование на основе перспективного Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы с учетом основной КРП ПсиходиагностикаСоздание психологом ИКРП Основная коррекционно-развивающая программа (разрабатывает специалист в области специальной психологии и коррекционной педагогики) Коррекция и развитие познавательной деятельности Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы Коррекция личностного развития в целом

Ограниченное количество специализированных программ, ориентированных на коррекционное развитие детей с ООП Трудности, возникающие у специалистов при определении соотношения шагов в методике обучения с шагами развития ребёнка Отсутствие качественного взаимодействия между специалистами, участвующими в образовательном процессе Использование в работе с детьми с особыми образовательными потребностями программ, ориентированных на детей с нормой развития Недостаточный уровень погружения специалистов в проблему коррекционно- развивающей работы педагогическими средствами коррекции Отсутствие использования в решении проблемы современных ИКТ-технологий Нарушение требований к апробации новых технологий и оценке их эффективности

мышление Виды мышления наглядно- действен- ное наглядно- образное словесно- логическое Формы мышления понятиясуждения умозаклю- чения Мыслитель- ные операции анализ синтез сравнение обобщение класси- фикация абстраги- рование конкрети- зация Качества ума глубина гибкость устойчи- вость самостоя- тельность осознан- ность

Категории отношений сравниваемых объектов тождество сходство общность особенность отсутствие общих признаков различие Характер сравнения сравнение в целом сравнение частей Типы сравнения симультанное сукцессивное рекуррекнтное Условия сравнения по простр принципу (ракурс …) по временному принципу сложность структуры объектов сравнение образов восприятия сравнение образов представлений Степень сходства – отличия сравниваемых объектов значитель- ная незначи- тельная Количество сравниваемых объектов два три и более Критерии оценки операции сравнения объём развитость Содержа- тельность по принадлежности по отдельным признакам сравнение видовое Сравнение родовое Обучение сравнению Сравнение событий Сравнение явлений

Определить цель анализа объектаПоследовательно выделить части Осуществить анализ свойств частей Осуществить анализ свойств объекта в целом

Выделить признаки, присущие сравниваемым объектам Выделить признак (основание для сравнения), по которому будут сравниваться предметы Оценить сравниваемые предметы с точки зрения данного признака Сделать заключение, получить результат сравнения

. Определить, для чего должно быть совершено обобщение Определить различные признаки обобщаемых объектов Выделить общие признаки обобщаемых объектов в соответствии с намеченной целью Определить степень существования выделенных общих признаков в соответствии с поставленной целью Сформировать вывод об общности объектов или о возможности данного объекта в систему родственных по существенному признаку объектов

Определение цели классификации, то есть для чего она должна быть произведена.. Определение различных признаков объектов, подлежащих классификации. Сравнение между собой объектов по общим и особенным признакам в соответствии с поставленной целью. Выделение линии или основания для классификации в соответствии с намеченной целью Группировка объектов по намеченным линиям или основаниям. Называние каждой выделенной группы объектов. Формулирование вывода

АнализСравнениеОбобщениеКлассификация Определение цели Выделить части Анализ частей Анализ целого Выделить основания Сопоставить Сделать заключение Выделить общие признаки Сделать обобщение Аргументировать Выделить основания Группировать Сделать выводы

п/п Задачи обобщения Переень необходимых навыков для решения задач обобщения 1. Определение, для чего должно быть совершено обобщение – Умение выделить учебную задачу; – понять её, – повторить 2. Определение различных признаков обобщаемых объектов – владеть сенсорными эталонами; – владеть необходимой суммой знаний о различных признаках объектов; – уметь анализировать объекты в соответствии с нужным алгоритмом; – осуществлять анализ объекта в полном объёме; – осуществлять сопоставление обобщаемых объектов по выделенным признакам 3. Выделение общих признаков обобщаемых объектов в соответствии с намеченной целью – владеть понятием «существенные признаки»; – уметь обнаружить и выделить существенные признаки; – уметь дифференцировать существенные и несущественные признаки 4. Определение степени существования выделенных общих признаков в соответствии с поставленной целью – Уметь аргументировать существенность выделенных признаков, соотнося доводы с поставленной целью 5.Формирование вывода об общности объектов или о возможности включения данного объекта в систему родственных по существенному признаку объектов – Уметь выделять основания для обобщения (ситуативные, функциональные, категориальные); – уметь формулировать вывод об общности объектов или о возможности включения данного объекта в систему родственных по существенному признаку объектов, то есть получить результат обобщения

Ребенок Родители Специальный психолог Инструктор по физической культуре Учитель- дефектолог Музык. руководитель Воспитатель Зам. зав. по воспитательной работе Учитель- логопед