Развитие речи. Через уроки литературы к воспитанию и развитию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа воспитателя по развитию речи и формированию словарного запаса неслышащих школьников Подготовила: воспитатель Никишова Т.П.
Advertisements

Урок русского языка в 9 классе Повторение по теме « Сложное предложение » Учитель : Дешевая Татьяна Юрьевна.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским.
Урок литературы в 5 классе. Учитель МАОУООШ д. Борисово Старорусского района Новгородской области: Макаренко И.Я.
« Сложное предложение » Повторительно – обобщающий урок.
Представление программы курса по развитию речи для младших школьников « КУБИКИ » Учитель начальных классов высшей категории Курышева С.Н. ГБОУ СОШ 10,
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
Выполнила Скрибка С.А.. Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки,
Слово дано человеку, животным – немота. ( Народная мудрость) Нет ничего такого в окружающей нас жизни и нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
Транксрипт:

Развитие речи. Через уроки литературы к воспитанию и развитию.

«Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь.» И.А. Бунин

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. В развитии речи выделяются три линии: 1- работа над словом. 2- работа над словосочетанием и предложением. предложением. 3- работа над связной речью.

Развитие речи Речевая ситуация (интерес, потребности, возможности) Правила усвоения (употребление слов, образование форм) Задачи развития речи

Требования к речи учащихся: 1 Содержательность речи. 2 Логичность. 3 Точность, ясность и простота. 4 Богатство. 5 Уместность речи. 6 Правильность. 7 Образность. 8 Выразительность

Содержательность речи Сжатость речи Сжатое высказывание Ситуация общения Виды пересказа выборочныйсжатыйтворческий

Логичность речи Последовательность Чёткость построения речи Обоснование (вывод)

Правильность речи произношение ударение Словообразование и грамматика

Выразитель ность речи Интонация Выбор слов Темп речи Громкость голоса Настроение Правильное звуко произношение Дыхание

. Все эти требования применимы к речи школьников. Применяя этот комплекс требований, можно добиться хорошей речи у школьников.

«Чтение – это проговаривание вслух или про себя заданного текста». Д. Б. Эльконин «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве». К. Д. Ушинский

Цель: дать представление о том, как пересказывается народная сказка. Словарь: сказка (сказка, байка, побасенка) Сказочник (пахарь)- собиратель сказок. Волшебные Бытовые Сказки о животных Виды сказок

Придумать сказку по данному началу: 1 группа – «Жили-были..» 2 группа – «В некотором царстве, в некотором государстве…» Задание

Памятка «Как рассказывать сказку» Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. Начинай с присказки, завершай концовкой.

Урок литературы 5 класс Тема урока. И.А.Крылов. Басни. Цель урока. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Проблемная ситуация. Как можно использовать мораль одной из крыловских басен в жизненной ситуации? «Свинья под дубом» «Лебедь, щука и рак» «Стрекоза и муравей» 1 группа 2 группа 3 группа

Литература 7 класс Андреев «Кусака» «В жизни есть счастье» (на примере героя) Спор–клуб ( урок в форме телепередачи ) Ведущий: -Кто виноват в одиночестве собаки? -Отношение людей к Кусаке? -На дачу приехали люди!? Хорошо это или плохо? -«Осень» в душе Кусаки, когда она наступила? Собака выла. О чем «выла » собака? Проблемный вопрос: Домашнее задание: написать домашнее сочинение о животном, используя свой жизненный опыт.

Вывод: Сухомлинский считал, что уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Сравнительная таблица сформированности темпа чтения Ниженормынормавышенормы человек% %Человек% 1 класс класс класс класс класс Вывод: стабильно увеличивается число учащихся, имеющих темп чтения выше нормы. Следствием того является повышение интереса к чтению.

.

Диагностика обучения и развития учащихся 5 класса на уроках литературы Работа над литературоведческими понятиями Ф. И учащегося Определение жанра произведения Определение идеи произведения Определение темы произведен ия Умение ответить на поставленный вопрос Умение выразить свою мысль Умение рассуждать Амиров Р.*** Боченкова Н****** Белозерцева Д.****** Железнов А.*** Зулкашева А.****** Овезов С*** Кадралиева А.****** Лейнберг К.***** Мушинов С.****** Рысков А.****** Рябова В.****** Терешкина А.***** Шалабаева А.*** Степанян Л.***** Шкаврова Р.****** Колесникова Ю.*****

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, проявляя творчество и инициативу, необходимо обеспечить прочное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению. Для реализации всех вышеперечисленных целей обучения русскому языку учителю надо помнить «Успешный учитель характеризуется тем, что он: умеет увлечь каждого ученика; умеет обращаться с различного рода учебными материалами; доступно и чётко планирует урок; передаёт ученикам своё уважение и любовь к преподаваемому предмету; уверен в силах своих; относится к ученикам доброжелательно и с пониманием» Значит, успешный, компетентный учитель – тот, кто не перестаёт работать над собой, шлифует своё мастерство и не останавливается на достигнутом. Поэтому 18 лет работы в школе – это только начало моей педагогической деятельности.