ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: сходства и различия Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района Алтайского края МБОУДОД «Поспелихинский районный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Advertisements

Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА. компетентность анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
Семинар «Организация проектной деятельности с учащимися»
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Виды проектов Выполнила учитель математики МКОУ Богородской СОШ Зырина Наталия Леонидовна 2013.
Научно- исследовательская деятельность учащихся и педагогов Метод проектов как условие развития исследовательских компетенций учащихся в условиях модернизации.
Технология организации проектной деятельности учащихся при изучении курса «Основы здоровья»
Проектная деятельность на уроках русского языка Выполнила: Осина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 34 города Твери.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Организация проектной деятельности с младшими школьниками Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль) (Луи де Бройль)
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Транксрипт:

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: сходства и различия Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района Алтайского края МБОУДОД «Поспелихинский районный ЦДТ» Автор: Пономарева Л. Г., методист ЦДТ 2015 г.

Исследовательская деятельность учащихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы изучение теории, посвящённой данной проблематике подбор методик исследования и практическое овладение ими сбор собственного материала его анализ и обобщение научный комментарий собственные выводы

Исследовательская деятельность учащихся Исследовательская деятельность школьников На уроке Во внеурочной деятельности Применение исследовательского метода обучения Некоторые нетрадиционные уроки Проведение учебного эксперимента Домашнее задание исследовательского характера Исследовательская практика Написание ВЭР Участие в образовательных экспедициях На факультативах Работа в школьных УНОУ Участие в олимпиадах, конкурсах и т. д. В процессе работы над учебным проектом

Исследовательская деятельность учащихся Оформление результатов исследования в виде интеллектуального продукта: доклад; тезисы; научная статья; устный доклад; популярная статья; …..

Проектная деятельность учащихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования: выработка концепции определение целей и задач проекта создание плана, программ, направленных на реализацию целей и задач проекта организация деятельности по реализации проекта реализации проекта осмысление и рефлексия результатов деятельности

Проектная деятельность учащихся Классификация проектов: 1. по характеру доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские по структуре напоминают подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Направлены на выполнение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. Информационные направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Классификация проектов: 1. по характеру доминирующей в проекте деятельности (продолжение): Прикладные (практико-ориентированные) нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Творческие предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Приключенческие, игровые, ролевые. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Классификация проектов (продолжение) 2. по предметно-содержательной области: монопроект, в рамках одной области знаний межпредметный проект, на стыке различных областей 3. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) 4. по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый) 5. по продолжительности проекта мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.)

Проектная деятельность учащихся «Конечным продуктом» проектной деятельности учащихся может быть: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Электронная газета; Электронный журнал; Законопроект; Карта; Коллекция; Дизайн - макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт Пакет рекомендаций; Письмо в... ; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Рекламный проспект; Серия иллюстраций; Сказка; Справочник; Словарь; Сравнительно- сопоставительный анализ Статья; Сценарий; Виртуальная экскурсия; Сборник сочинений; Дневник путешествий; Главы из несуществующего учебника ………..

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства Включают огромный образовательный потенциал: формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки воспитывают научное мировоззрение способствуют усилению положительной мотивации в обучении развивают личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности способствуют самопознанию Актуальны в современной школе, т.к. осуществляют поворот к деятельностному, образовательному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися Являются одной из форм творческой деятельности учащихся

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства Обеспечивают личностное развитие школьников : мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества Исследовательский проект более всего близок учебно- исследовательской работе школьников, т. к. ориентированы на научную исследовательскую работу

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства Формируют многие метапредметные компетенции: 1. регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи самостоятельно планировать пути достижения целей определять способы действий в рамках предложенных условий и требований корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства Формируют многие метапредметные компетенции: 2. Овладение общими познавательными умениями: определять понятия создавать обобщения устанавливать аналогии классифицировать самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации устанавливать причинно-следственные связи строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства Формируют многие метапредметные компетенции: 3. Развивается коммуникативная компетенция: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей владеть устной и письменной речью монологической контекстной речью использовать информационно-коммуникационные технологии

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства Роль учителя (руководителя) при организации исследовательской и проектной работ школьников –– быть партнером в обучении, а само обучение происходит в процессе деятельности Содержат, практически, одинаковые этапы работы

Проектная и исследовательская деятельность школьников: сходства В проекте есть доля исследования, а в исследовании – доля проекта Соотношение проектирования и исследования П р о е к т и р о в а н и е Средства: исследование, конструирование, организация Главная цель- реализация проектного замысла И с с л е д о в а н и е Средства: проектирование, конструирование, организация Главная цель- уяснение сущности явления

Проектная и исследовательская деятельность школьников: различия В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы и т. д. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не стесняемой какими-либо внешними установками. Исследовательская работа осложнена творческим, самостоятельным выбором проблемы исследования, построением предположения (гипотезы), выбором методов исследования. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество

Проектная и исследовательская деятельность школьников: различия Исследование основывается на любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания. Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Проектная работа всегда ориентирована на заранее известный, спланированный, практический результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – С ; В.А. Далингер Омский государственный педагогический университет 3. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. Организация проектной учебно- исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. - Великий Новгород, – 63 с. 4. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – – Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., – 198 с. 17. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дис. … доктора псих. наук. – М., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, Степанова. М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- Санкт-Петербург. Издательство «Каро» к. пед. н. Абрамова С.В. МИОО, лаборатория «Языкознание для всех» 34. материалы сайта Александр Владимирович Леонтович «Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся» 36. А.И. Сгибнев "Исследуем на уроке и на проекте" 37. сайт учителя Агешиной О.Н.