Этика как наука о морали. План : 1. Предмет этики. 2. Исторические формы этики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Advertisements

МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
4. Человек как духовное существо. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Нормативные основания деятельности педагога в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения Жадунова Н.В., к.ф.н., начальник Центра дополнительного.
ЭТИКА БИЗНЕСА Ст.преподаватель кафедры культурологии ВГУЭС Коростелева Г.С.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Человек как духовное существо. Ганич Анита И Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (7 класс) на тему: ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
4. Человек как духовное существоДуховность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Транксрипт:

Этика как наука о морали

План : 1. Предмет этики. 2. Исторические формы этики.

Литература : Гусейнов А. А. Иррлитц Г. Краткая история этики. М., История этических учений : Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. М., Этика : Учебник / Под общей редакцией А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. М., Этика : Энциклопедический словарь / Под. ред. Р. Г. Апресян и А. А. Гусейнова. М., 2001.

1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ

Этика – наука, предметом которой является мораль. Мораль - это Универсальная форма отношений людей в обществе Совокупность норм, правил поведения людей

Теории происхождения морали Мораль имеет сверх заданность и не зависит от свойств людей идеалистическая Абсолютная идеальная заданность морали ( Платон ) « априорная сущность » морали ( Кант ) креационистская Божественное происхождение морали

Теории происхождения морали Натуралистические. Гуманистические Биологическая заданность нравственных свойств людей Натуралистическая этика связана с психологией, антропологией Эволюционное происхождение морали в процессе развития человека

Теории происхождения морали Социально - исторические социоантро прогенез Развитие человека как социального существа Историческое развитие морали Исторические формы морали зависят от исторических форм общества

Структура морали Сознание Деятельность Взаимоотношение между сознанием и деятельностью Нравственные нормы ( простейшие формы утверждений ) Нравственные принципы как моральные ориентиры личности Нравственные идеалы Высшие моральные ценности

Особенности морали Характеристика индивида Совокупность нравственных представлений людей Форма общественного сознания Не имеет своих институтов Входит в состав всех сфер духовной деятельности Как категория не имеет четких границ, трактуется субъективно

Функции морали в обществе Воспитательная Ценностно - ориентирующая Коммуникативная Познавательная Регулятивная гуманистическая

Свойства морали Социально - экономическая обусловленность содержания Воздействие на процессы, протекающие в обществе Взаимодействие с другими формами общественного сознания ( право, религия, наука и др.) Императивность Единство свободы воли человека и всеобщности законов морали

Импертивность – требование определенного поведения, выполнения предписаний Кант И. ( ) Категорический императив : « Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом »

Императивность обеспечивает : Согласование интересов личности с интересами общества Утверждение приоритетов общественных интересов Не ограничивает личную свободу ( за исключением негативных проявлений )

Единство свободы воли человека и всеобщности законов морали Законы морали объективность без личность Моральные взгляды не навязаны, а выбраны добровольно распространяются на всех людей

Золотое правило этики – не делай другим того, чего ты не желаешь себе !

Структура этики Сущность нравственности Развитие ценностных ориентиров Общая теория морали Исторические формы интерпретации морали Этические учения

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЭТИКИ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ

Протагор ок. 480 ок. 410 до н. э. Горгий ок гг. до н.э С О Ф И С Т ЫС О Ф И С Т Ы « Человек есть мера всех вещей »

- отрицали безусловность и общезначимость морали ; - провозглашали ценность человека, наличие у него собственных моральных принципов ; - считали ценным все, что приносит пользу.

Сократ ( гг. д. н. э.)

Учение Сократа Единство морали и права (« что законно, то и справедливо ») Ограниченность моральных оценок (« человек знает, что ничего не знает ») Добродетели ( мудрость, справедливость, умеренность, мужество ) Эвдемонизм – высшее благо для человека – достижение счастья Счастье – разумная моральная жизнь Задача этики – сделать человека моральным Основа моральности - знания

Гедонизм ( Аристин, 5-4 вв. д. н. э.) Высшим благом является удовольствие Высшей моральной ценностью является жизнь человека в ее чувственных проявлениях Физические удовольствия важнее духовных Мораль и разум вторичны Смысл жизни – наслаждение каждым ее мигом

Киники ( Антисфен, Диоген Синопский (5-4 вв. д. н. э.) Аскетический образ жизни Отрицание удовольствий и удобств Приоритет духовных ценностей Духовная свобода как высшая ценность, пренебрежение к ценностям общества (« свобода от общества ») Законы природы как законы общества Отрицание элементарных моральных норм общества

Этика Платона 427 – 342 до н. э.

Структура концепции Платона 1. Индивидуальная этика – учение о совершенствовании ( нравственном, интеллектуальном ) человека, гармонизации его души : Человек обладает добродетелями, которые являются врожденными ; Добродетели : мудрость, мужество, умеренность 2. Социальная этика – каждая добродетель присуща определенному сословию : Мудрость – правителю, мужество – воинам, умеренность крестьянам и ремесленникам Справедливость является добродетелью государства, а не личности Рабы лишены добродетелей вообще

Этика Аристотеля 384 – 322 до н. э.

Аристотель считал, что этика – это наука, изучающая нравственность, добродетели, ее цель – сделать человека моральным, т. е. счастливым. Основные черты этики Аристотеля : 1. Эвдемонизм – высшая цель человека – блаженство, счастье, которое заключается в разумной ( моральной ) деятельности человека 2. Критиковал идеализм Платона, считал, что счастье человек должен обрести в эмпирическом видимом мире. Задача этики – дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению 3. Отстаивал принципы гармонии взаимоотношений человека и общества. Человек должен разумно ограничивать потребности и ориентироваться на общественное благо 4. Разделял добродетели на дианоэтические ( интеллектуальные ) и этические ( волевые ) 5. Добродетели приобретаются в процессе воспитания, а не являются врожденными 6. Воспитание – это борьба с крайностями в проявлении страстей 7. Главная добродетель – справедливость 8. Поступки могут быть добровольными, на основе мотива, сознательного выбора и недобровольными ( без свободного волеизъявления )

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Особенности христианской этической мысли средних веков 1. Этика Европы 4-14 вв. складывалась и существовала в рамках религии. Бог единственный, абсолютный источник морали. 2. Отрицание античной этики и морали, так как первичным в человеке считалась вера, а не разум. 3. Слитность морали с другими формами общественного сознания, прежде всего с религией, решение проблем морали опирается на христианскую догматику 4. Абсолютное господство религии и церкви

Характерные черты средневековой морали : 1. Пессимистический взгляд на земную жизнь 2. Оптимистическое упование на Царство Божие 3. Любовь к Богу – универсальный принцип христианской морали, он придает морали общечеловеческий статус, рождает новый добродетель – милосердие, любовь к ближнему. 4. Корпоративный характер морали проявлялся в том, что человек находился в моральной зависимости от той общности ( сословия ), к которой принадлежал.

Агустин Аврелий ( Блаженный ) ( гг.) Человек греховен и слаб Господь всесилен, совершенен. Бог – добро, благо. Заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками. Человек – венец творения

Фома Аквинский ( гг.) Бог является благом. Высшее благо для человека – соединение с Богом Подлинное блаженство только в загробном мире, так как в земной жизни оно искажено чувственностью Нравственность реализует добродетели Добродетельный поступок – действие, которое выражает сознательный выбор человека Виды добродетелей : умственные нравственные богословские

ФИЛОСОФСКО - ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенности этики эпохи Возрождения 1. Секуляризация морали – отделение этики от богословия 2. Антропоцентрическая этика – учение о том, что человек – часть природы, высшее земное существо с высокими духовными устремлениями 3. Мораль – форма реализации человека 4. Гуманизм

Лоренцо Валла ( ) утверждал принцип индивидуализма. Жизнь индивида – высшее благо. Жизнь ближнего - второстепенна Пико делла Мирандола (1463 – 1494) Бог создал человека незавершенным, дав ему возможность самосовершенствования Николо Макиавелли ( ) Впервые разграничил принципы политики и морали Благо – то, что полезно государству Мораль подчиняется политике Для достижения благой цели все средства хороши

ФИЛОСОФСКО - ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Особенности морали буржуазного общества : Мораль потеряла корпоративность и приобрела индивидуалистический характер Экономическая независимость людей вызвала их моральную автономию Человек руководствуется личным долгом Моральные ценности приобретают общечеловеческие ценности Нравственность приобретает рациональное осмысление Появляется новая добродетель – бережливость Деньги становятся мерилом нравственности – нанесенный моральный вред получает денежное выражение

Этическое учение Т. Гоббса ( ) Моральность основана на стремлении человека к власти над другими людьми Морально ценным является то, что вызывает уважение Уважение – это повиновение, признание власти С властью связаны моральные качества ( любовь, справедливость ) Мораль – это средство связи эгоистических индивидов в обществе и является системой взаимной полезности. Нравственные отношения строятся на принципе стоимостных отношений Ценность качеств человека зависит от отношения других людей

Этика Ж. Ж. Руссо ( ) Человек не разумное существо, а эмоциональное, добродетель предшествует размышлению Нравственные представления, созданные культурой – ложны Цивилизация разрушает природные доброжелательные и милосердные качества человека Чувствам и добродетелям можно научить Нравственное воспитание надо сочетать с физическим Эгоизм должен быть заменен на любовь к Отечеству

Этическая система И. Канта ( ) Категорический императив : « Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом »

Характеристики категорического императива Категорический ( безусловный ) основан на априорном характере морали Безусловный и всеобщий, но не конкретное предписание, а определяющий направление деятельности Не зависит от обстоятельств, реализуется в любых условиях Утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям. Это субъективный принцип нравственности Является самоценным Аксиома этической теории Канта И.: моральный закон основан на абсолютной необходимости ; нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому

Этическая концепция Г. Гегеля ( ) Разделял понятия морали и нравственности : мораль – субъективный аспект поступков человека ; нравственность – объективный аспект поступков человека

Основные положения учения о нравственности : Формы развития нравственности : семья, общество, государство Основные нравственные ценности – труд, сила духа Общественная нравственность выше индивидуальной Нельзя возводить моральные убеждения личности в ранг закона Нравственность – это моральные законы, которыми руководствуются все члены общества В процессе развития общества развивается и нравственность Моральность - это форма соотношения индивида и общества В процессе развития моральности будут возрождены идеалы античности : свободное развитие всех слоев общества преодоление автомизации интересов, слияние с законом государства Категории морали : зло – движущая сила истории, положительный фактор произвол - действия противоречащие нравственности Свобода – соединение разума и воли, познанная необходимость, замена эгоистических интересов всеобщими

Развитие учения о морали в иррационализме 19 века А. Шопенгауэр Рассматривал мир как волю, неразумную и слепую. Суть мира – « борьба всех против всех » – источник страданий Избавление от страданий – преодоление воли к жизни через сострадание, философское познание, эстетическое созерцание Активное сострадание – помогай Пассивное сострадание – не навреди Ницше Ф. ( ) утверждал мораль через ее отрицание. Задача этики – критика моральных ценностей. Существуют различные типы морали, в т. ч. – « мораль раба ». Понимая свою ничтожность, человек возвышает себя до положения Бога, которого нет. Рабская мораль отстаивает интересы общества, т. е. стада Направляет милосердие на поддержку больных, убогих, т. е. неудачников. Отречение от собственного я ради общественных интересов Мораль « сверхчеловека »: способность к ответственности, стремление к власти, самодостаточность

Марксистская этическая теория Маркс К. ( ) утверждал, что мораль социально обуслов - лена и зависит от экономических отношений. Основной элемент морали – социально значимый идеал Мораль носит классовый характер Исторически прогрессивная форма морали – пролетарская Идеал социалистической морали : гуманизация всех сфер жизни общества Духовный рост индивида Личная ответственность Рост солидарности членов общества Уважение к труду Забота общества о детях, престарелых, больных Предполагалось, что в коммунистическом обществе нравственное регулирование заменит правовое, т. е. люди достигнут высшего уровня духовного развития

Этическая мысль 20 в. А. Швейцер ( ) выделял два периода в жизни человека : эгоистический – период самоутверждения, удовлетворения стремлений моральный – период самоотречения, служения людям Главная черта человека – подвижничество « Благоговение перед жизнью » – стремление сохранять любую жизнь, делать максимально возможное добро

Русская этическая мысль 19 век Достоевский Ф. М. утверждал ценность любого человека Душа это диалектика добра ( Бог ) и зла ( бесы ) – проблема выбора Мораль основывается на ощущении Бога, что проявляется в любви Толстой Л. Н. видел смысл жизни в понятиях Бога, свободы и добра Учение Иисуса Христа – этика любви Любовь к Богу – нравственный императив через осознание несоответствия божественному идеалу, стремление спасти душу Братское отношение к другим людям Непротивление злу насилием 20 век Бердяев Н. А. выделял нравственность подлинную ( индивидуальные нравственные ценности ) и неподлинную, социальную Шестов Л. Отвергал все общезначимые ценности ( свобода, мораль, разум ), считал, что нужно пожертвовать всем, чтобы найти Бога Трубецкой Е. Н. утверждал, что смысл жизни – это высшая ценность, которая может быть познана с помощью мистической интуиции и, которая должна быть свободно принята и воплощена через деятельность человека