Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский
Учебное занятие Учебное занятие - система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы.
Цели современного учебного занятия цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету; цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету; цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры; цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры; цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры; цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры; цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью; цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью; цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников; цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников; цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников; цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников; цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры. цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.
Структурирование содержания учебного предмета Цели учебного предмета Цели учебного процесса Цели учебной темы Цели учебного занятия Стержневые линии Теории (положения) Факты, понятия, законы Действия учащихся
Типология учебных занятий Восприятие Осмысление ЗапоминаниеПрименение Обобщение 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 0 тип 5 тип
Вводное учебное занятие: мотивация образное представление об изучаемой теме осмысление практической и социальной значимости рефлексия. Вводное учебное занятие: мотивация образное представление об изучаемой теме осмысление практической и социальной значимости рефлексия. 1 тип. 1 тип. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала: мотивация актуализация субъектного опыта учащихся организация восприятия организация осмысления первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала: мотивация актуализация субъектного опыта учащихся организация восприятия организация осмысления первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия. 2 тип. 2 тип. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль коррекция рефлексия. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль коррекция рефлексия.
З тип. З тип. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия. 4 тип. 4 тип. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация анализ содержания учебного материала выделение главного в учебном материале обобщение и систематизация установление внутрипредметных и межпредметных связей рефлексия. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация анализ содержания учебного материала выделение главного в учебном материале обобщение и систематизация установление внутрипредметных и межпредметных связей рефлексия. 5 тип. 5 тип. Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация самостоятельное выполнение заданий самоконтроль контроль анализ оценка коррекция рефлексия. Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация самостоятельное выполнение заданий самоконтроль контроль анализ оценка коррекция рефлексия.
Система взаимосвязанных элементов учебного процесса ОЗ СУМ МО ФОПД РР ОЗ – образовательная задача СУМ – содержание учебного материала МО – методы обучения ФОПД – формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся РР – реальный результат
Процесс обучения через призму гуманной педагогики Основная задача учителя Основная задача учителя в общеобразовательном учреждении состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика. в общеобразовательном учреждении состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика. М.М. Пришвин