Автоматизация звука Рь в слогах и словах. Артикуляция звука Звук «рь» - согласный, мягкий, дрожащий. Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Advertisements

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
«Учусь говорить»
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для постановки звуков [р], [рь] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Автор: учитель- логопед Аглиуллина Г.А г. ГОУ, специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Путешествие веселого язычка Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами! МБДОУ - д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Автор: учитель-логопед Атрохова Евгения Сергеевна.
Артикуляционная гимнастика. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Саенко Жанна Александровна.
Артикуляционная гимнастика. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
Артикуляционная гимнастика. «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Артикуляционная гимнастика.. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик.
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В помощь родителям. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии.
Транксрипт:

Автоматизация звука Рь в слогах и словах

Артикуляция звука Звук «рь» - согласный, мягкий, дрожащий. Правильная артикуляция звука р заключается в следующем: губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного); зубы - разомкнуты; язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; голосовые связки - вибрируют, давая голос; воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук «рь» отличается по артикуляции от парного твердого звук «р» дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Нарушения звуков «р», «рь» и их причины. Из всех звуков русского языка звук «р» наиболее сложен по образованию, т.к. требует точных движений различных частей языка. Отсюда и многообразие нарушений. Во-первых, звук «р» может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: «Он ходит голову задав, не потому что важный гаф!»

Звук «р» может искажаться при произношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью и, если его не исправить, может остаться на всю жизнь. Отличие горлового «р» от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука «р» считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках. Отличить горловое произношение от правильного легко: нужно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить «р». При этом сказать правильный «р» невозможно т.к. язык не работает, а горловой произносится свободно и длительно. Реже можно услышать боковое произношение звука «р», при котором вместо правильного звука слышится «руль», или носовое по звучанию похожее на сочетание «нк».

Носовое произношение звука «р « от правильного произношения отличается, во- первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука - он оттянут вглубь рта.

При боковом произношении «р» вместо правильного звука слышится руль, это происходит от быстрого соединения звуков р и ль. Кончик языка при боковом произношении «р» не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук.

Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением. Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека. Кроме того, звук р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки л, j (й), ы, г, в.

Что же касается причин нарушения звуков р и рь, то их может быть несколько: укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.

Постановка звука «рь». При постановке мягкого рь применяется прием, но с помощью согласного и, а в дальнейшем е, я, ё, ю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука рь сначала ставится твёрдый, а потом мягкий, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять. Не рекомендуется лишь одновременную постановку во избежание смещения. Мягкий звук рь произносится практически без вибрации, одно ударно. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный и должен быть максимально закрытым, предложите вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи И лопатку подержи. «Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала. «Барабанщики - дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук-тук-тук. Д-Д-Д-Д Ты чего стучишь, мой друг! Д-Д-Д-Д -Я не зря во рту стучу Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу. Д-Д-Д-Д

«Болтушка – индюк» - Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась. По двору индюк ходил Бл-Бл-Бл Хвост, как веер, распустил. Бл-Бл-Бл Вот какой красивый я, Бл-Бл-Бл Полюбуйтесь на меня!

Автоматизация звука

Упражнение «Спортивный свисток». Футбольная команда уже собралась, а тренер Боря почему-то опаздывает. Помоги Боре быстро добраться до стадиона. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Рь-Рь-Рь... ведь именно так звучит свисток тренера.

Упражнение «Песенки». Маленький тигрёнок никак не может научиться рычать. Ему по- могут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с тигрёнком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Рь в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.) РИ - РИ – РИ РЕ - РЕ - РЕ РЕ - РЕ – РЕ РИ - РИ – РЕ РЕ - РЯ - РЯ РЯ - РЁ - РЯ РЮ-РЮ-РЁ РЮ-РЮ-РЮ РЯ - РЯ – РЯ РЯ - РЁ - РЯ – РЁ РЁ - РИ - РЁ – РИ РИ - РЕ - РИ - РЕ РЕ-РЮ-РЕ - РЮ РЮ - РЕ – РЮ- ре ЫРЬ-УРЬ-ЫРЬ-УРЬ ЕРЬ - ИРЬ - ЕРЬ - ИРЬ АРЬ-ЯРЬ-АРЬ-ЯРЬ ЭРЬ - ИРЬ - ЭРЬ - ИРЬ

Упражнение «Посчитай». Ребята пришли в огород и решили посчитать овощи, которые там выросли. Образец: одна редиска, две редиски... Каких овощей больше? Каких меньше? Посчитай овощи в обратном порядке по образцу. Образец: пять редисок, четыре редиски...

Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги Андрею. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Рь.

Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: моряк и якорь (скворец и скворечник, брюки и ремень, снегирь и рябина, абрикосы и варенье, грядки и редис).

Упражнение «Новые слова». Медвежонок Боря узнал, что если заменить хотя бы один звук в слове, его смысл изменится. Проверь, так ли это? Замени в словах первый звук на звук Рь, Добавь к каждому слову приставку пере-, чтобы получилось новое слово. Образец: чтобы получились новые слова. Образец: бис... (рис).варить... (переварить).

БИС... ПЕЧЬ... КЕПКА... ПИСК... ПЕЧКА _... ЛЕПКА _... ЛЁВА... ВАРИТЬ... ДАРИТЬ... ГОРЕТЬ... СПОРИТЬ... ГОВОРИТЬ... ЕХАТЬ... КРИЧАТЬ...

Упражнение «Подружи слова». Этот принц иностранец. Он плохо говорит по-русски и часто путает слова в предложениях. Помоги ему: «подружи» слова и произнеси предложения правильно. Образец: Грядка, репа, расти, на. Репа растёт на грядке. Грядка, репа, расти, на. Мама, суп, варить, грибной. Снегири, ветка, сидеть, рябина, на. Игорь, абрикосовое, любить, варенье. Варя, пряники, четыре, съесть. Игорь, пескарь, поймать, крючок, на. Варенье, из, варить, черешня, Римма.

Упражнение «Исправь предложение». Серёжа решил насмешить тебя и придумал предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки. Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На пристани берег реки. На ребятах ныряет река. На репке растёт грядка. Календарь смотрит на Гришу. Над фонарём светит дверь.

УДАЧИ В РАБОТЕ!!! Учитель-логопед Зотеева О.С.