11 Building Financial Systems for the Poor Дистанционный банкинг – путь к всеобъемлющим финансовым системам Москва, Россия. 14 ноября 2007 г. Ольга Томилова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 Building Financial Systems for the Poor Международный опыт применения дистанционного банкинга : Первые итоги Ольга Томилова, CGAP, Всемирный Банк Москва,
Advertisements

11 Трансформационное дистанционное банковское обслуживание 15 ноября 2007 г., Москва, Россия Тимоти Р. Лайан, главный советник по политическим вопросам.
11 Развитие системы дистанционного обслуживания клиентов с использованием технологии branchless banking: опыт других стран V Ежегодная конференция РМЦ,
11 Building Financial Systems for the Poor Международный опыт применения дистанционного банкинга : Первые итоги Ольга Томилова, CGAP, Всемирный Банк Москва,
Building Financial Systems for the Poor Влияние глобального финансового кризиса на микрофинансирование – с точки зрения международного сообщества Санкт-Петербург,
О новых подходах к взаимодействию коммерческих банков и организаций микрофинансирования (МФО) В.М.Маркосова Начальник Управления маркетинга и продуктов.
Взгляд на борьбу с отмыванием денег и соблюдение санкций в отношении электронных платежей Джулия Молд Волонтер FSVC Королевский банк Канады Региональный.
1 Мобильные платежи или есть ли будущее у банков? А.Ф. Пушко, Банковский институт НИУ ВШЭ Москва, 25 октября 2011 г. МБК «Аналитика без.
Молодежные карты Сбербанка России 2012г.. Карты Visa Classic\MasterCard Standard - бесплатно Выделение персонального менеджера по проекту Сбор заявлений.
Российский Микрофинансовый Центр Микрофинансирование в России. Особенности рынка Москва, Президент - Отель 30 ноября 2006 года.
Октябрь 2011 Д.Н. Ананьев, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Внедрение инновационных банковских технологий.
1 От микрофинансирования – к финансовым услугам «для всех» Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков «Россия», Заместитель председателя.
Возможности применения EMV-технологий при реализации государственных социальных программ Тарусов Андрей 17 сентября 2009 г.
Коммерческое предложение о сотрудничестве провайдерам, оказывающим услуги населению через терминальную сеть.
19 мая 2007 года, Казань1 Финансовая грамотность – инвестирование – кредитные рейтинги Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России.
Москва, 11 апреля 2013 года Перспективы развития банкострахования в сегменте МСБ Екатерина Литвинова Начальник управления по работе с банками.
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
11 апреля 2012 года1 Новые возможности повышения доступности и качества банковских услуг Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Поведенческие исследования и защита прав потребителей финансовых услуг Конференция РМЦ «Точки роста: как новации регулирования в микрофинансировании повлияют.
Транксрипт:

11 Building Financial Systems for the Poor Дистанционный банкинг – путь к всеобъемлющим финансовым системам Москва, Россия. 14 ноября 2007 г. Ольга Томилова, Консультант CGAP по региону Европа и Центральная Азия

22 Что такое CGAP Глобальный ресурсный центр по проблеме доступа к финансовым услугам Основан в 1995 г. 33 организации – члена – государственные и частные агентства развития, цель которых – расширение доступа населения к финансовым услугам Подразделение Всемирного Банка (World Bank) Поддержка инноваций, разработка стандартов, координация действий заинтересованных сторон В 2004 г. страны «большой восьмерки» (G8) принял Ключевые принципы микрофинансирования CGAP

33 Что такое дистанционный банкинг ? Мобильные телефоны Точки продаж, оборудованные POS- терминалами Инновационное использование информационных и коммуникационных технологий для предоставления финансовых услуг посредством каналов, альтернативных традиционным банковским филиалам и банкоматам

44 В чем преимущества мобильного банкинга ? Для клиентов дистанционный банкинг – это : Удобно Эффективно Безопасно Недорого

55 Ценность экспериментов с ДБ Развитие финансового сектора способствует экономическому росту и борьбе с бедностью Наблюдается четкая корреляция между развитием финансового сектора и экономическим ростом (Schumpeter, 1942, Levine et al, 2000, Beck et al 2006) Доступ к финансовым услугам ведет к снижению уязвимости малообеспеченного населения, повышению качества питания, здравоохранения и образования (CGAP FN 24, 2004) 30% различий в уровне благосостояния малообеспеченного населения в пределах одной страны обусловлены различиями уровня развития финансового сектора (Beck et al, 2007)

66 Какие факторы препятствуют доступности финансовых услуг ? Большие расстояния / Низкая плотность населения Низкий доход клиентов по сравнению со стоимостью услуг Низкий уровень образования и ( финансовая ) неграмотность Отсутствие кредитной истории Неудачный дизайн продукта или способа его реализации Узкий спектр предлагаемых продуктов Технологические решения могут помочь преодолеть эти препятствия

77 Какие это технологические решения ? Мобильный банкинг и агенты Общая инф.система Банкоматы Компьютеризир ованная инф.система Сбор данных при помощи КПК Выпуск платежных карт Сеть агентов, оборуд. POS- терминалами Модель статистического скоринга для кредитования Необходимый орг.потенциал Потенциал расширения доступа к фин.услугам

88 Модели дистанционного банкинга На базе банка Имеющее лицензию финансовое учреждение Сеть розничных агентов, использующих технологические решения Контакт с клиентами через розничных агентов Без участия банка Сотовый оператор или эмитент платежных карт Сеть розничных агентов, использующих технологические решения Контакт с клиентами через розничных агентов

99 Дистанционный банкинг : как это происходит ? Использование информационной технологии для предоставления финансовых услуг малообеспеченному населению через альтернативные каналы, в т. ч. использование розничных агентов 1. Проверка баланса 2. Проверка документов 3. Деньги + квитанция 4. Расчет с банком Банк Агент Пример операции снятия денежных средств со счета Клиент

10 Преимущества для сторон - участников Банк Агент Клиент - Использование инфра- структуры агента снижает капитальные затраты - Возможность обслуживать менее доходные и труднодоступные сегменты - Быстрый набор оборота, необходимого для получения прибыли - Близкое расположение пункта обслуживания экономит время и деньги - Привычное общение с магазином по соседству - Малообеспеченные люди ценят безопасность: доступ к услугам через регулируемое учреждение - Увеличение потока клиентов - Меньше наличных на руках - Доходы от комиссий банков - Дифференциация предлагаемых услуг - Ассоциация с банком усиливает бренд агента

11 Возникшие вопросы … Какие из подходов окажутся жизнеспособными ? Какие из них имеют потенциал расширения доступа к фин. услугам ? Какова должна быть реакция регулирующего органа ? Диагностические исследования, цель которых – получить ответ на три вопроса: Бизнес-модели Принятие клиентами Регулирование Какова реакция регулирующих органов? Эффективны ли эти меры? Что можно рекомендовать?

12 Краткое описание ДБ : Бразилия Модель на базе банка Поправки к банковскому законодательству ( постепенные ), позволяющие заключать договор практически с любыми розничными агентами Позволяется делегирование широкого спектра операций : прием и выдача денежных средств, идентификация клиента и даже андеррайтинг по кредитам Потребители защищены потому что банк отвечает за действия своих агентов Орган надзора теоретически имеет право проверять деятельность агентов

13 Бизнес - модель Бразилии : на базе банка Caixa Economica агентов ( лотерейных киосков, магазинов ) Пенсии и соц. выплаты, комм. платежи, депозиты, покупки 3 циркуляра ЦББ Клиенты имеют « упрощенные счета » Влияние на рынок Охват всех 5561 муниципалитетов За открыто 12 млн счетов Объем операций - US$ 940 млн Обогнали филиалы банков – на первом месте в качестве поставщика услуг

14 Исследования CGAP в Бразилии : выборка из 750 клиентов и потенциальных клиентов : Доступ не проблема – агенты банков очень популярны : Услугами пользуются 90% опрошенных, особенно в городах 61% пользователей используют лотерейные киоски 50% пользователей раньше в основном обслуживались в филиалах банков Статистика по малограмотному населению не отличается от статистики в целом … однако пользование ограничивается узким набором продуктов : Как клиенты используют услуги агентов банков ? % Source: CGAP Pernambuco study 2006

15 Бизнес - модели на Филиппинах : На базе банка и без участия банка Smart Money Запущен в дек г. ~ 4 млн. клиентов Не конкурирует с банками, а дополняет их услуги Дебетовая карта Mastercard + мобильный телефон 2800 исполнительных центров + продавцы и банкоматы MC Пилотный проект с мобильными денежными переводами Source: interviews with GXI, Smart, April 2007 GCash Без участия банка – мобильный кошелек, депозиты Запущен в 2004 г. ~ 1 млн. клиентов Регулируется как поставщик услуг денежных переводов, на основании спец. писем ЦБФ 6000 розничных точек регулируются как агенты по услугам денежных переводов Партнерство с сельскими банками

16 Бизнес - модели : Южная Африка WIZZIT Цель – охват 16 млн. человек, не имеющих доступа к банковским услугам Банк в моем кармане Подразделение SA Bank of Athens Клиенты очень довольны клиентов Задача : привлечь следующую волну клиентов MTN Banking Цель – охват разных категорий клиентов СП MTN и Standard Bank Широкое использование агентов Трудности : дистанционное открытие счетов, технология Ок клиентов Другие банки ЮАР: 900 тыс. пользователей мобильного банкинга Другие банки ЮАР: 900 тыс. пользователей мобильного банкинга

17 Факторы, вызывающие беспокойство регулятора Розничные агенты могут стать источником рисков, не типичных для традиционных банковских услуг, например : Операционный риск Юридический риск Риск ликвидности Риск репутации Защита потребителей Идентификация клиентов Дополнительные риски, присущие моделям без участия банка

18 Реакция регулирующих органов Примеры ответных мер, принимаемых регуляторами : Банки обязаны нести полную ответственность за действия агентов Проверка регулятором процесса отбора розничных агентов Проверка операций и учетных документов агентов Ограничения по видам организационно - правовых форм, которые могут выступать в качестве розничных агентов Ограничения по остаткам средств и суммам транзакций

19 $26 млн ( на 4 года ), софинансирование от Фонда Билла и Мелинды Гейтс Поддержка инновационных подходов – консалтинг и поддержка, банков, сотовых операторов и МФО Диагностические исследования законодательства для дистанционного банкинга Широкое распространение результатов исследований с целью стимулирования рынка Систематические, стратегические исследования путем масштабных экспериментов с поставщиками финансовых услуг Программа CGAP по развитию технологий

20 Основные сферы внимания программы CGAP по развитию технологий Регулирование Бизнес - модели Принятие клиентами Диагностические исследования в 7 странах Рекомендации для органов регулирования 20 – 30 проектов Консультирование игроков рынка Картина потребительского спроса Изучение интерфейса для пользователя

21 Новости программы CGAP по развитию технологий Первый раунд 1: отобрано 9 проектов – использование агентов, услуги с помощью пластиковых карт и мобильной телефонии Второй раунд 2: 147 заявок ; приоритет проблемам управления рисками и внутренним системам Исследование принятия технологий клиентами, передвижения средств, агентов и интерфейса пользователя Аналитическая статья (Focus note) о регулировании дистанционного банкинга

22 Building Financial Systems for the Poor Thank you!