ГРЕХ И СВЯТОСТЬ ПОЭЗИИ ФЁДОРА СОЛОГУБА (Фёдора Тетерникова) (1863-1927) О Смерть, я твой!.. Ф.Сологуб.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Advertisements

Мцыри Мцыри Образ лирического героя.. Выполнила работу: Ученица МОУ «ВСШ 3» 10а класс Чепрага Екатерина.
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом» (анализ стихотворения) Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГОУ гимназия 148 имени Сервантеса.
1.Рабом я был так много лет, Рабом страстей и зла; Сегодня чудо из чудес: Я Божие дитя. Глубокий мир живёт во мне, Теперь так счастлив я И с радостью стремлюсь.
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
Символист Футурист Поэт По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи - не творение конкретной.
Фёдор Сологуб Родился 17 февраля 1863 года 1863 года в Санкт-Петербурге в семье портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова Кузьмы Афанасьевича Тетерникова.
Твоя любовь, как море Твоя рука, как ветер Ты - исцеленье в слове И Ты есть счастье в бедах Ведешь по жизни бережно меня И знаю точно буду вечно славить.
КУРСОВАЯ РАБОТА Сытенко Елены Викторовны Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех : большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет… М.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическoe произведение. Образ главного героя.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Булат Окуджава. Год рождения - 9 мая Место рождения - Москва, СССР. Дата смерти - 12 июня 1997 года. Место смерти - Париж, Франция Род деятельности:
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Что этот свет – от создания Всевышнего Воля и разум Творца Это ль не есть выражение Божьей любви? Горы, равнины и дали лесистые, Скалы, овраги и травы.
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Самое дорогое у человека – это жизнь. Н. Островский.
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней.
С днём Святого Валентина! Желаем счастья в этот день, Тепла от всех кто будет рядом, Улыбок светлых на лице.
Транксрипт:

ГРЕХ И СВЯТОСТЬ ПОЭЗИИ ФЁДОРА СОЛОГУБА (Фёдора Тетерникова) ( ) О Смерть, я твой!.. Ф.Сологуб

ГРЕХ И СВЯТОСТЬ ПОЭЗИИ ФЁДОРА СОЛОГУБА (Фёдора Тетерникова) ( ) О Смерть, я твой!.. Ф.Сологуб Поэт, прозаик (роман «Мелкий бес»), драматург и переводчик.

Фёдор Сологуб Родился 17 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге в семье портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова

4 года – смерть отца; Детство и отрочество прошли в семье Агаповых, где мать работала кухаркой двойственность жизни

Начал писать с 12 лет; Много читал (особенно классические романы); Любимый поэт – Н.А.Некрасов (ценил выше А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова); Окончил Санкт- Петербургский Учительский институт

Работал учителем гимназии. «Очень хорошо собой владел; всегда ровный, мягкий, всё с усмешечкой. Разве уж очень рассердят, так покраснеет…»

Легенды о Сологубе мировоззрение поэта 1. Сологуб – певец «сладостных легенд», создатель мифа о волшебной и счастливой земле Ойле, над которой светит звезда Маир и где течёт река Лигой. Цикл стих-ний «Звезда Маир»!

Легенды о Сологубе мировоззрение поэта 2. Сологуб – певец Смерти и ненавистник Жизни! (Программное стих-ние «О Смерть, я твой…») 3. Сологуб – «подвальный Шопенгауэр» (А.Волынский)

Миром движет злая воля, мир – только зеркало этой воли, а человеческая судьба есть лишение, горе, плач, мука и смерть. Основной тезис Сологуба: Жизнь, как смерть, и смерть, как жизнь

ХОДАСЕВИЧ: «Сологуб кощунствовал и славословил, проклинал и восхвалял, грех святость воспевал грех и святость»

Личность в худ-ном мире Сологуба изначально ТРАГИЧНА изначально ТРАГИЧНА, т.к. чудо невозможно человек – это источник внутренних несоответствий и страданий характерное состояние лирического героя: вечная неудовлетворённость, ощущение жизни как бесконечного и бессмысленного томления, освободить от которого можно только Смерть

В стихотворении «ЧЁРТОВЫ КАЧЕЛИ» человек предстаёт игрушкой в руках злых сил: чёрта и мелких бесов. Вся жизнь человека – чередование взлётов и падений (символ – качели), спасение – Смерть! спасение – Смерть!

В стихотворении «О СМЕРТЬ! Я ТВОЙ…» Смерть предстаёт как «+» персонаж, т.к. только она может спасти лирического героя от страданий.

В стихотворении «НЕДОТЫКОМКА» (в основе романа «Мелкий бес») в заглавном образе персонифицированы злые силы, толкающие человека к Смерти. в заглавном образе персонифицированы злые силы, толкающие человека к Смерти. Недотыкомка – символ Чёрта, Лиха, Горя-Злосчастия. Недотыкомка – символ Чёрта, Лиха, Горя-Злосчастия.

Кто на воле? Кто в плену?.. ФЁДОР СОЛОГУБ Кто на воле? Кто в плену?.. Кто на воле? Кто в плену? Кто своей Судьбою правит? Кто чужую волю славит, Цепь куя звено к звену? Кто рабы и кто владыки? Кто наёмник? Кто творец? Покажите, наконец, Сняв личины, ваши лики...

В стихотворении «Кто на воле? Кто в плену?..» маскарад становится маскарад становится символом Зла, надевающего маску Добра.

В стихотворении «Мы – пленённые звери…» человеческая жизнь низведена до существования животного, смирившегося со своей судьбой и привыкшего к страданиям.

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ: хищного зверя Образ рока превращается в хищного зверя, нападающего на простых, диких людей, поклоняющихся ему, как Богу. Дикий зверь сумел найти нас и теперь, проходя сквозь стены, сооруженные культурой, в виде наследственного безумия.

Зинаида Гиппиус: Я его знаю, люблю неизменно, уважаю… Магия какая-то в каждой вещи.

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. Фёдор Сологуб

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. Фёдор Сологуб

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, // рус.народ.сказки

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, // рус.народ.сказки Атмос- фера чародейства

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, // рус.народ.сказки Атмос- фера чародейства

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, // рус.народ.сказки Атмос- фера чародейства См. повтор впеч-ние тайны См. повтор: Создаёт «зримую картину»

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, - пиррихий

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, Шестистопный хорей

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, Шестистопный хорей Парная мужская рифма

Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала… Пиррихии

Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала… Пиррихии

на распутье двух дорог подстерег проклятых вражьих сил В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, Разговорная лексика

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала… АНАФОРА эффект заговора, завораживания словом

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле,

Эпи- теты

И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.

Бессмертие Смерть возвеличивание смерти как проявления свободы, воли, ведущей к освобождению несвобода, иго, которое человек стремится сбросить проявление свободы

Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. АЛЛЮЗИЯ К АНТИЧНЫМ СЮЖЕТАМ (НИТЬ=СУДЬБА) Мойры, «Старые эстонки» Ин.Анненского эстетизация и прославление смерти Сологуб, декаденты

И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. Время Время Вечность

Именно к вечности стремился в начале стихотворения лирический герой, но теперь, когда возникает возможность бесконечной, вечной жизни, она теряет свою привлекательность, а на первый план выходят ВОЛЯ и СМЕРТЬ.

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. Фёдор Сологуб

Этот камень ты возьмешь, - И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, Станет скучно – ты веревку оборвешь, Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.

В тихий вечер на распутье двух дорог Я колдунью молодую подстерег, И во имя всех проклятых вражьих сил У колдуньи талисмана я просил. Предо мной она стояла чуть жива, И шептала чародейные слова, И искала талисмана в тихой мгле, И нашла багряный камень на земле, И сказала: Этот камень ты возьмешь, - С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь. Этот камень все на шее ты носи И другого талисмана не проси. Не для счастья, иль удачи, иль венца, - Только жить, все жить ты будешь без конца. Станет скучно – ты веревку оборвешь, умрешь Бросишь камень, станешь волен, и умрешь. Фёдор Сологуб

1909 г. Корней Чуковский Путеводитель по Сологубу: Недешево досталось Сологубу драгоценное право быть в нашу эпоху романтиком, Дон Кихотом, созидателем творимых легенд… Как бы ни относились к этому странному творчеству, ясно одно: это творчество не пустая блажь одного чудака-однодума, оно создано нашей эпохой, оно продиктовано ею.

ФЁДОР СОЛОГУБ ФЁДОР СОЛОГУБ Я люблю всегда далёкое… Я люблю всегда далёкое, Мне желанно невозможное, Призываю я жестокое, Отвергаю непреложное. Там я счастлив, где туманные Раскрываются видения, Где скользят непостоянные И обманные мгновения, Где сверкают неожиданно Взоры молний потухающих. Мне желанно, что невиданно, Не хочу я расцветающих. 7 апреля 1895 года

ФЁДОР СОЛОГУБ В цикле «Звезда Маир» сконструирован мир мечты Лирическая утопия

ХОДАСЕВИЧ: «Сологуб кощунствовал и славословил, проклинал и восхвалял, грех святость воспевал грех и святость»