Экономика общественного сектора Тема 4. «Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика» Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Принципы бюджетной системы РФ
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Бюджет и бюджетное право
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН. Административно-территориальное устройство Всеволожского района.
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема 4. «Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика» Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России. 2. Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора. 3. Государственные внебюджетные фонды и их функции. 4.Дефицит/профицит государственного бюджета. 5. Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы.

3 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

4 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России Бюджетное устройство - это финансовая основа для системы государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется ее государственным административно территориальным построением. Две основные модели государственности: унитарное государство и федеративное государство. В унитарных - бюджетная система состоит из двух звеньев. В федеративных - бюджетная система трехзвенная.

5 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России

6 Молчанов И.Н. 2008

7 1. Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России федеральный уровень бюджетного управления - на этом уровне расположены федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды; региональный уровень бюджетного управления - представлен бюджетами субъектов Федерации и региональными внебюджетными фондами; муниципальный уровень бюджетного управлении - представлен местными бюджетами, которые входят: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

8 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России Консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Бюджеты всех уровней призваны решать двуединые задачи по аккумулированию и перераспределению государственных средств для полноценного функционирования общественного (государственного) сектора (см.рис.)

9 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России

10 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России Принципы бюджетной системы Российской Федерации: 1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

11 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

12 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 3. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

13 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

14 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

15 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.

16 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. 6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

17 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

18 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

19 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 9. Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и

20 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

21 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально- экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

22 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.

23 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

24 Молчанов И.Н Бюджетная система и бюджетное устройство как основа функционирования общественного сектора России 13. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

25 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация предусматривает присвоение группировочных кодов ее составным частям, которые являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы России.

26 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора

27 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Первый уровень бюджетной системы Российской Федерации - федеральный бюджет есть основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде феде­рального закона. Федеральный бюджет связан с перераспределительной функцией государства и общественного сектора в целом, поскольку является инструментом перераспределения национального дохода и валового продукта. Основная часть доходов федерального бюджета формируется из поступлений от федеральных налогов и сборов.

28 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Неналоговые поступления образуются за счет: использования имущества, находящегося в собственности государства; доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, от продажи имущества; части прибыли унитарных предприятий; сборов за выдачу лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, прочих лицензионных сборов; таможенных пошлин и сборов; платы за использование лесов, водных объектов, за пользование водными биоресурсами; платы за негативное воздействие на окружающую среду, консульских сборов, патентных пошлин и т.п.

29 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Схема администрирования доходов Федерального бюджета РФ

30 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Структура расходов федерального бюджета напрямую связана с производством и предоставлением таких чистых общественных благ национального масштаба, как: функционирование главы государства - Президента РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти, судебной системы, финансовых, налоговых, таможенных органов, органов надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; международная экономическая и гуманитарная помощь; обслуживание государственного долга; фундаментальные исследования, прикладные научные исследования в области общегосударственных проблем и др.

31 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора К этой же группе общественных благ относятся расходы в сферах национальной обороны, правоохранительной деятельности и национальной безопасности, национальной экономики, в том числе расходы на топливно-энергетический комплекс, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально- сырьевой базы, водные ресурсы и лесное хозяйство, транспорт, связь, информатика, прикладные НИР в области национальной экономики и охраны окружающей среды и т.п.

32 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора С социально значимыми благами связаны расходы на руководство деятельностью и управление услугами в сфере жилищно- коммунального хозяйства, жилищного строительства и приобретения земельных участков для строительства жилья, на предоставление субсидий для особо нуждающихся лиц и т.п.

33 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Расходы федерального бюджета на образование формируются с учетом необходимости обеспечения государством предоставления населению гарантированного бесплатного общего образования и на конкурсной основе - высшего и среднего профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов. Расходы на финансирование культуры, кинематографии, средств массовой информации и спорта обусловлены предоставлением услуг в этой сфере, в том числе: на содержание учреждений культуры, управление объектами культуры и культурные мероприятия; на государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио-, телевизионного вещания, издательского дела; на предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

34 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Финансирование здравоохранения основывается на приоритетах, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в которой отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения в России. Целью Концепции является сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности.

35 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Расходы на социальную политику направляются на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку, попечительство, прикладные научные исследования решения и других вопросов в области социальной политики. Расходная часть федерального бюджета предусматривает также раздел «Межбюджетные трансферты», включающий: финансовую помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам; другие межбюджетные трансферты.

36 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

37 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. С 1 января 2011 года ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

38 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем: в 2008 году - 6,1 процента прогнозируемого на 2008 год объема валового внутреннего продукта; в 2009 году - 5,5 процента прогнозируемого на 2009 год объема валового внутреннего продукта; в 2010 году - 4,5 процента прогнозируемого на 2010 год объема валового внутреннего продукта; начиная с 2011 года – 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

39 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

40 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Резервный фонд формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; доходов от управления средствами Резервного фонда. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

41 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонд национального благосостояния формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

42 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте: долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации. Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов: долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации; долговые обязательства и акции юридических лиц; паи (доли участия) инвестиционных фондов.

43 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Второй уровень бюджетной системы - бюджеты субъектов Российской Федерации есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. Бюджет субъекта Федерации представляет собой систему экономических отношений, посредством которой осуществляются распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется посредством их функций.

44 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Экономические функции бюджета субъекта Российской Федерации

45 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Бюджетные полномочия Российской Федерации указаны в статье 7 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации указаны в статье 8 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные полномочия муниципальных образований указаны в статье 9 Бюджетного кодекса РФ. Исполнение бюджетных полномочий субъектов Федерации финансируется соответствующими доходами, которые могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

46 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора

47 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Расходные обязательства Российской Федерации указаны в статье 84 Бюджетного кодекса РФ. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации указаны в статье 85 Бюджетного кодекса РФ. Расходные обязательства муниципального образования указаны в статье 86 Бюджетного кодекса РФ.

48 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

49 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В Федеральном законодательстве установлена двухуровневая модель организации местной власти, включающая два типа муниципальных образований - муниципальное поселение и муниципальный район - с закреплением за каждым уровнем соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

50 Молчанов И.Н Структура доходов и расходов государственного бюджета с позиций функций общественного сектора В крупных городах образуется третий тип муниципальных образований - городской округ, сочетающий в себе признаки как поселения, так и муниципального района. На этом уровне близость местной власти к населению обеспечивается за счет закрепления согласно Федеральному законодательству критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей городского округа.

51 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции Особой формой общественных доходов являются доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ; Фонда Социального страхования РФ; Фондов обязательного медицинского страхования (федерального и территориальных).

52 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции В Российской Федерации доходы государственных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на следующее: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в связи с рождением и на воспитание ребенка; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. В Бюджетном кодексе РФ выделяют доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые подразделяются на доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов и доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальных фондов обязательного медицинского страхования).

53 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции

54 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы: 1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации: налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов; неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей- организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

55 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления;

56 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции 2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации: налоговые доходы: единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

57 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

58 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации; прочие поступления;

59 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции 3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: налоговые доходы: единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

60 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;

61 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции неналоговые доходы: недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования; прочие поступления;

62 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции 4) в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования: налоговые доходы: единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

63 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 процента; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 процента; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5 процента; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4 процента;

64 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции неналоговые доходы: недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

65 Молчанов И.Н Государственные внебюджетные фонды и их функции Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

66 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

67 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета Источники финансирования дефицита федерального бюджета: В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

68 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

69 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

70 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

71 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований); разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов; прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

72 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

73 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу; разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

74 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

75 Молчанов И.Н Дефицит/профицит государственного бюджета Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

76 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Бюджетная система создает основу для бюджетных отношений (бюджетных правоотношений) - охраняемых государством общественных отношений, возникающих в ходе бюджетного процесса в виде социально значимых связей субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

77 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Бюджетные правоотношения включают: Отношения между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и совершения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

78 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

79 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Участниками бюджетного процесса являются (ст.152 БК РФ): Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

80 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

81 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

82 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Исполнительные органы государственной власти (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

83 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

84 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

85 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

86 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и по единым правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ. Формирование и исполнение местных бюджетов происходит в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Бюджетный процесс проходит в несколько этапов: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение и утверждение бюджетов: 3) исполнение бюджетов; 4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утвержде­ние бюджетной отчетности.

87 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы

88 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы

89 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы

90 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной политики и способствовать достижению стратегических целей развития страны в предстоящем периоде (см. слайд 81). Стратегическими целями могут быть: повышение уровня и качества жизни населения; повышение уровня национальной безопасности; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста; создание потенциала для будущего развития.

91 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы

92 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы Конкретизация стратегических целей развития в социально значимых сферах здравоохранения, социально-культурного развития и образования позволяем разработать систему показателей (индикаторов) как для решения задач прогнозирования и плани­рования, так и для оценки результатов деятельности и ее эффективности (слайд 83)

93 Молчанов И.Н Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы

94 Молчанов И.Н Основные термины и понятия сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета; бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета); бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

95 Молчанов И.Н Основные термины и понятия целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций; связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора; нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

96 Молчанов И.Н Основные термины и понятия государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

97 Молчанов И.Н Основные термины и понятия расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично- правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично- правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

98 Молчанов И.Н Основные термины и понятия публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях; денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения; межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

99 Молчанов И.Н Основные термины и понятия межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования; бюджетные полномочия - установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

100 Молчанов И.Н Основные термины и понятия смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, - утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации; кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета; единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета;

101 Молчанов И.Н Основные термины и понятия государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления); государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг; бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества; финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

102 Молчанов И.Н Основные термины и понятия главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом; распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом;

103 Молчанов И.Н Основные термины и понятия бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы; бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения; ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации;

104 Молчанов И.Н Основные термины и понятия администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом; администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета; главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

105 Молчанов И.Н Основные термины и понятия государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром; обоснование бюджетных ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

106 Молчанов И.Н Основные термины и понятия лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде); текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом; плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом; отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году; временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.