Социально – психологическая дезадаптация детей и подростков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание включает.
Advertisements

Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Психосоциальная характеристика объектов социальной работы Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.
Психолого- педагогичес кий аспект. В НОВОЙ СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ ОТДАЕТСЯ РЕБЕНКУ И СЕМЬЕ, ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОМУ.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних»
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МИТИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА.
Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Что такое трудный ребенок? Социально-психологическое сопровождение Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Долинск Долгих Елена.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа 10» Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков.
Транксрипт:

Социально – психологическая дезадаптация детей и подростков

Одной из важных социальных ситуаций для развития личности подростка является школа как целая система значимых отношений. Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды

Социальная дезадаптация - проявляется в поведенческих отклонениях: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, ЗППП, противоправные действия, нарушения морали и др.

Формы проявления социальной дезадаптации Трудновоспитуе- мость Делинквентное поведение Криминальное поведение Крайние формы социальной дезадаптации Недисциплиниро- ванность Педагогическая и социальная запущенность Аддиктивное поведение (как сопутствующий фактор)

Школьная дезадаптация Это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Причины возникновения школьной дезадаптации: Минимальные мозговые дисфункции Синдром дефицита внимания и гиперактивность Неврозы и невротические реакции Проблемы в семье Педагогическая запущенность Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к учебной деятельности Недостаточный уровень социальной и психолого- педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе Отклонения в соматическом здоровье детей

Варианты школьной дезадаптации Депривационный Индуцированный Конфликтно- невротический Патологический

Депривационный вариант (депривация - создание препятствий для удовлетворения потребностей) Семейная, чаще «материнская» депривация или социально-средовые условия интернетного содержания Бедность и недостаточность эмоциональных контактов, безучастность к личностному развитию ребенка. Признаки ЗПР (преимущественно когнитивные нарушения) Несформированность логического мышления (наглядно- действенные способы освоения окружающего). Задержанное формирование личностных свойств (инициативности, любознательности), трудности речевого контакта, неразвитость способности к игровому перевоплощению в ролевые образы. С начальных классов - затруднения в усвоении программ обучения, пассивность в затруднительных ситуациях

Индуцированный (наведенный) вариант – чаще встречается у подростков Дезорганизованная семья с постоянными противоречивыми по направленности конфликтными отношениями (драки, культивирование жестокости) Воздействие неформальной подростковой группы ( культ силы, нарушения «границ дозволенного»). Ведущие психические отклонения – повторяющиеся и фиксирующиеся реакции протеста, оппозиции, отказа. Поведенческие расстройства делинквентного характера (уход из дома, кража, ранняя алкоголизация). Преобладание нормальных личностных свойств (дефицит познавательных навыков обычно вторичен и компенсируется асоциальным бытовым опытом). Гротескно усиленные эмоционально-личностные и поведенческие отклонения.

Конфликтно-невротический вариант Внутрисемейный, школьный конфликт, сопровождающийся нарастающим психическим напряжением, негативными эмоциональными переживаниями, тревожным ожиданием неудачи. Необходимость затрачивать значительные усилия для удовлетворения своих потребностей, ожиданий взрослых. Поведенческие отклонения в сфере общения (уход в мир фантазий, игры в одиночестве) и м. б. манифестными (чаще - защитно-тормозной тип реагирования). Значительно реже выражены признаки асоциальной личностной деформации, педагогической запущенности. Податливость к воспитательным воздействиям, особенно с положительными эмоциональными подкреплениями.

Патологический вариант В основе - достаточно выраженные клинические нарушения. Существенное влияние биологических факторов. Аффективные, преимущественно депрессивные расстройства; различные формы личностной незрелости - инфантилизма и аномальных аффективно-волевых личностных отклонений). Дети с подобными проблемами требуют комплексного подхода к их оценке ПМПК.

Проявление школьной дезадаптации (когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты) 1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка - формальные признаки: хроническая неуспеваемость, второгодничество; - качественные признаки: недостаточность общеобразовательных знаний и умений 2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно- протестное, демонстративно-пренебрежительное. 3. Повторяющиеся нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм").

Понятие об акцентуациях характера (К. Личко, К. Леонгард) 1. Гипертимный (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность. 2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. 3. Циклоидный – циклическое чередование 1 и 2.

4. Эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, чаще печальное настроение. 5. Демонстративный – стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. 6. Возбудимый – раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. 7. Застревающий – не может забыть обид, "сводит счеты", несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной.

8. Педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, чрезмерная аккуратность 9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. 10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. 12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Профилактика и коррекция дезадаптации у детей и подростков Важным звеном в системе специализированной помощи детям, испытывающим проблемы в обучении и развитии, являются ПМПК и ППК, которые выполняют функции экспертной службы при определении типа и формы обучения, оказывают организационную, методическую, консультативную помощь специалистам образовательных учреждений.

Профилактика и коррекция в настоящее время осуществляется Сфера образования дошкольные и школьные образовательные учреждения специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением Дополнительное образование

Спасибо за внимание!