12344.14.24.34.4567 Яблочко от яблони недалеко падает, или как образуются слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ: Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам. Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Advertisements

Словообразование Словообразование Орфография. Орфограммы в морфемах Корень Корень Суффикс Суффикс Окончание Окончание Приставка Приставка.
Мастер-класс по русскому языку Способы изучения морфемики в 5 классах Подготовил и провел учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 21 г. Балаково Милова.
. Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное.
Орфограммы в корне слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова,
Текстовый редактор Microsoft Word. Содержание Начальные сведения. Основные понятия Правила работы с текстом Сохранение документа.
Кошка, гладить, кровать. Расти, красивый, написать. Телевизор, кот, медведь. Зеленый, бегать, прекрасный. Весна, Челябинск, Настя.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Корень слова
СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Цифровой диктант Да – (+ ) Нет- (- ). Девиз : «Если правило ты знаешь, без запинки отвечаешь».
СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Презентация на тему: Microsoft Word (работа с программой)
Текстовый процессор LOGO Домашнее задание Работа 1.2 (Задание 2); 1.3 (Задание 2); 1.4 (Задание 2)
-, Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм! Ты нам и нужен, и дорог, и ясен: Вместе с тобой орфография нам Даже совсем не опасна! Где мягкий знак, ну а где две.
СоюзСоюз Правописание производных союзов. Союзы, произведённые от других частей речи, называются производными. Как же отличить производные от других частей.
Орфограмма 5 класс. Мы уже знаем, что существует написание по произношению и что многие слова пишутся не так, как произносятся. Л то с Р уна.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» (брейн - ринг) Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского.
Транксрипт:

Яблочко от яблони недалеко падает, или как образуются слова.

Оглавление 1. Урок про КУКАРЯМБУМорфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. 1. Урок про КУКАРЯМБУ. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. 2. Нескучный урок об основе слова и окончании. 3. Корень слова. 4. Правописание гласных в корне слова 1. Буквы О и А в корне –лаг- и -лож- 2. Буквы О и А в корнях –раст- (-ращ-), – рос- 3. Буквы Ё – О после шипящих в корне. 4. Буквы И – Ы после Ц 5. Суффикс 6. Приставка 7. Контрольный опрос-викторина «Проверь себя!»

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Урок 1. Урок про

Что это такое??? Можно ли сказать, что это слово образовано от какого-то другого слова?Можно ли сказать, что это слово образовано от какого-то другого слова? Можно ли выделить какие-то значимые части, которые хоть как-то подсказали бы смысл?Можно ли выделить какие-то значимые части, которые хоть как-то подсказали бы смысл?

Такое слово не может существовать!!!Такое слово не может существовать!!! Нет! Нет! Нет…

Г А Р П У Н Понятно ли значение этого слова??? Обратимся к словарю: Гарпун – копьё на длинной верёвке для охоты на крупных морских зверей и рыб. Зная это, укажите значение слов: гарпунёр, гарпунщик, гарпунный, загарпунить.

Вывод: Зная значение слова, от которого произведено новое слово, и зная смысл тех частей, с помощью которых образовано это новое слово, мы понимаем смысл слова.

Есть слова производные и непроизводные. Производные слова образуются от непроизводных с помощью морфем – частей слова, несущих определённый смысл Производные слова образуются от непроизводных с помощью морфем – частей слова, несущих определённый смысл Определить значение слова помогазет знание смысловых значений морфем, составляющих слово.Определить значение слова помогазет знание смысловых значений морфем, составляющих слово.

Е л ь Еловый – относящийся к ели Ёлочка – маленькая ель Ельник – еловый лес Изучением законов образования производных слов занимается особый раздел науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Можно ли назвать слова правого столбца новыми? Снежный – снежная, снежная, снежному, снежному,снежные Снег – по снегам, под снегом, нет снега

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий,перезвон.

При изменении слова получаются формы одного и того же слова (СЛОВОФОРМЫ); изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым, например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 1.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 1.doc. Выполните задания, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка).Выполните задания, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка). Помни: Перемещение выделенного объекта в файле мышкой + Ctrl = копирование

Однокоренны е слова Формы одного и того же слова Грибники Грибные Грибочки Гриб Грибница Грибов

Вывод Вывод Мы убедились, что от непроизводного слова с помощью морфем может быть образована группа родственных слов.

Нескучный урок об основе слова и окончании. Урок 2.

мармелад Кто из героев прав?

мармелад Прав кролик! Мармеладом Мармелада О мармеладе Мармеладом Мармелада

Поиграем??? Выполните задание, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, перемещение, вставка). Выполните задание, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, перемещение, вставка). задание Помни: Выделенный объект в файле легко переместить, перетащив его мышкой в нужное место! Работа у экрана

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Г. Паустовский.

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 2.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 2.doc. Выполните задания, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка).Выполните задания, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка). Помни: Перемещение выделенного объекта в файле мышкой + Ctrl = копирование

С падежным окончанием С нулевым окончанием Без окончания (неизменяемые слова)осенний поблекли травы сырой туманный канавы шиповника шиповник день холодок расцвёл цветок вдруг нежданно

Расшифруйте запись в файле при помощи пробелов и знаков препинания! Работа у экрана задание Помни: если ты ошибся, то знаки справа удалит клавиша Delete, а слева - BackSpase

ПРАВИЛОПРАВИЛО Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова. Среди окончаний может быть нулевое окончание, то есть такое, которое звуками не выражено. Основа – часть изменяемого слова без окончания. Неизменяемые слова состоят только из основы, например,наречие СЕГОДНЯ.

Вывод Формы слова образуются при помощи окончаний. Следовательно, роль окончаний в том, чтобы, образуя словоформы, связывать слова друг с другом по смыслу. Формы слова образуются при помощи окончаний. Следовательно, роль окончаний в том, чтобы, образуя словоформы, связывать слова друг с другом по смыслу.

Корень слова Урок 3. Козьма Прутков Зри в корень! Зри в корень!

Если мои часы не показывают ГОД – они НЕГОДНЫЕ ?!

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

к…мета астр…нафт г…лактика ск…фландр М…меркурий пл…нета, м…теор, косм…с, В…нера, Со…нце. комета астронафт галактика скафландр Мемеркурий планета, метеор, космос, Венера, Солнце.

Латинские корни: Фон – звук Фон – звук Микро – маленький Микро – маленький Авто – сам Авто – сам Теле – далеко Теле – далеко Аква – вода Аква – вода Фон – звук Фон – звук Микро – маленький Микро – маленький Авто – сам Авто – сам Теле – далеко Теле – далеко Аква – вода Аква – вода

Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина. - Как называется человек с сильной волей? – спросил папа у Пети. - Вольный,- ответил он.

«Когда мама не может что–нибудь найти в квартире, - рассказывает Петя, - она зовёт меня, потому что я Находчивый». «Когда мама не может что–нибудь найти в квартире, - рассказывает Петя, - она зовёт меня, потому что я Находчивый». Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.

«Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, - пишет Петя в сочинении.- Но вдруг перед БЕЖЕНЦАМИ появился дремучий лес!». Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.

Ты понял содержание прочитанного рассказа?- спросила учительница. – Ты понял содержание прочитанного рассказа?- спросила учительница. - Да он какой-то непонятливый, - пробормотал в ответ Петя. Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.

Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений? ГОР гора горе гореть РАН ранний ранить ЛЕТ лето летать летопись НОС носорог носилки СОЛ солёный солист

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 3-1.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 3-1.doc. Нарисуйте таблицу 2 х 2,заполните её в соответствие с заданием, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка).Нарисуйте таблицу 2 х 2,заполните её в соответствие с заданием, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка). Помни:Таблица-Вставить-Таблица (задай количество строк и столбиков); Быстро копировать выделенные фрагменты можно с помощью клавиши Ctrl !

Мир как планета Мир – не война всемирный мирок мировой мировоззрение миропонимание мирный смириться помириться присмиреть мирно

Размести однокоренные слова на ветках дерева Работа у экрана задание Помни: Выделенный объект в файле легко переместить, перетащив его мышкой в нужное место!

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 3-2.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 3-2.doc. Выполни задание, используя файлы- рисунки, находящиеся в папке Рисунки к уроку 3 (Рабочий стол\Русский язык\)Выполни задание, используя файлы- рисунки, находящиеся в папке Рисунки к уроку 3 (Рабочий стол\Русский язык\) Помни: Вставить рисунок в текстовый документ можно так: Вставка-Рисунок-Из файла (по дереву папок найдите нужную папку с рисунками); Для предварительного просмотра рисунков настрой вид папки как ЭСКИЗЫ.

Вывод Корень – главная часть, в которой содержится основное смысловое значение родственных слов

Авторы и художники: Ученики 5 А класса гимназии 4 Бестолковый словарь

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Урок 4.

Какая разница - О или А ? велосипед Он же не будет ездить задом наперёд?!

Буквы О и А в корне –лаг- и -лож- Урок 4.1.

Правило В корне – лаг-, -лож- в безударном положении А пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква О пишется, если за корнем нет суффикса а. Например: предполагать, предположжжение

Уважаемые господа! Предл … жжжение Буратино интересно. Пол … гая, что правила грамматики усугубляют незавидное его пол … жжжение в школе, он предл … газет их отменить. Сл … гаемые его жизни - это велосипед, компьютер, мяч. Уважаемые господа! Предл … жжжение Буратино интересно. Пол … гая, что правила грамматики усугубляют незавидное его пол … жжжение в школе, он предл … газет их отменить. Сл … гаемые его жизни - это велосипед, компьютер, мяч.

Это наши грустные предпол … жения, но он своей искренностью распол … газет нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он прил … жит усилия, чтобы одолеть трудности языка Это наши грустные предпол … жения, но он своей искренностью распол … газет нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он прил … жит усилия, чтобы одолеть трудности языка.

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 4.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 4.doc. Отредактируйте текст (исправьте грамматические ошибки), цвет исправленных букв – красный.Отредактируйте текст (исправьте грамматические ошибки), цвет исправленных букв – красный. На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 4.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 4.doc. Отредактируйте текст (исправьте грамматические ошибки), цвет исправленных букв – красный.Отредактируйте текст (исправьте грамматические ошибки), цвет исправленных букв – красный. Помни: знаки справа удалит клавиша Delete, а слева - BackSpase а слева - BackSpase

Буквы О и А в корнях –раст- (-ращ-), – рос- или размышления о корнях в ростках и растениях… Урок 4.2.

ПРАВИЛОПРАВИЛО В корнях -раст-, -ращ-,-рос- безударная А пишется перед ст,щ; О пишется перед С. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, отрасль

Назови одним словом Молодые побеги растений Специалист по выращиванию растений Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет Количество лет от рождения Отдельная область знаний, производства Увеличение, прибавление в количестве Недавно появившийся из семени стебелёк

Вставь буквы и расставь знаки препинания! задание Помни: если ты ошибся, то знаки справа удалит клавиша Delete, а слева - BackSpase

Почему эти корни мы назвали «корнями жизни»? Почему эти корни мы назвали «корнями жизни»?

Буквы Ё – О после шипящих в корне. Буквы Ё – О после шипящих в корне. или почему в щётке- ё, а в трещотке - о ? почему в щётке- ё, а в трещотке - о ? или почему в щётке-ё, а в трещотке - о ? Урок 4.3.

Правило Правило В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. Исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон, шоколад, обжора, изжога, чопорный, жонглёр, чащоба, шок, трещотка. В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. Исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон, шоколад, обжора, изжога, чопорный, жонглёр, чащоба, шок, трещотка.

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 6.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 6.doc. Отредактируйте текст (вставьте пропущенные буквы),сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе.Отредактируйте текст (вставьте пропущенные буквы),сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе. На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 6.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 6.doc. Отредактируйте текст (вставьте пропущенные буквы),сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе.Отредактируйте текст (вставьте пропущенные буквы),сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе. Помни: знаки справа удалит клавиша Delete, а слева - BackSpase

Повторите орфографическое правило устно ! Повторите орфографическое правило устно !

Буквы И – Ы после Ц или что общего между цирком и циркулем Урок 4.4

Главное в цирке – это арена. Арена круглая, а циркуль чертит круг! «циркулус» (лат.) – круг. Главное в цирке – это арена. Арена круглая, а циркуль чертит круг! «циркулус» (лат.) – круг.

Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ция (цифра, лекция) Буква Ы после Ц пишется: а) в окончаниях и суффиксах (с улицы,сестрицын) б) в корнях слов – исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц. Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ция (цифра, лекция) Буква Ы после Ц пишется: а) в окончаниях и суффиксах (с улицы,сестрицын) б) в корнях слов – исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц.

Подпиши рисунки! задание Работа у экрана

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 7.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 7.doc. Отредактируйте текст (исправьте ошибки), сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе.Отредактируйте текст (исправьте ошибки), сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе. На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 7.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 7.doc. Отредактируйте текст (исправьте ошибки), сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе.Отредактируйте текст (исправьте ошибки), сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе. Помни: Формат-Шрифт – большинство функций для форматирования текста ты видишь в одном окне! Не забудь предварительно выделить весь текст (Правка – Выделить всё)!

Суффикс Урок 5.

Плачет Славочка под забориком. Под скамеечкой плачет Боренька Вынул Славочка карандашище, Написал в тетрадь: «Ты дурачище!». Борище взял тетрадищу Да как треснет по лбищу Славищу! Славище взял скамеичищу Да как треснет Борищу в шеищу! Сидит Славочка на заборике, А под ним на скамеечке Боренька. Боренька взял тетрадочку, Написал: «Дурачок ты, Славочка». Былина.

Запишите ряды однокоренных слов Работа у экрана задание

ПРАВИЛОПРАВИЛО Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Работа за компьютерами На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 8.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 8.doc. Выполните задания, сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе.Выполните задания, сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе. На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 8.doc.На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика 8.doc. Выполните задания, сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе.Выполните задания, сохраните свою работу в вашей папке на рабочем столе. Помни: Нажав и удерживая клавишу Ctrl можно выделить одновременно несколько текстовых фрагментов и выполнить с ними одинаковые действия.

Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и придаёт слову новое значение Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и придаёт слову новое значение Вывод:Вывод:

Приставка Приставка Урок 6.

Телевизор выключен Телевизор включен Телевизор переключен

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок.

Подберите однокоренные антонимы к словам: Зазвенели Полюбить Облачный Грамотный Шумный Радостный Опасный

Правило Правило Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Вывод Вывод Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и придаёт слову новое значение.