Гирба Елена Юрьевна, к.п.н. старший научный сотрудник научно-методического отдела взаимодействия с территориями ГБОУ ВПО МО АСОУ 1 Механизмы организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием и участия СМИ в формировании новых представлений о качестве образования.
Advertisements

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно- общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического.
МБОУ «ОНОХОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
Управляющий совет МАОУ гимназии 24 им.М.В.Октябрьской (из опыта работы)
Общественное участие в управлении школой Сандакова Н.Ю., эксперт АНО ИПОП «Эврика»
Государственное образовательное учреждение Лицей 1548 «Жизнь любого человека связана с жизнью общества, благополучие которого зависит от социальной активности.
Основные направления деятельности и полномочия органов государственно- общественного управления в рамках КПМО Еврейской автономной области Еврейская автономная.
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Управляющий Совет ОУ - шаг к созданию «Нового учреждения»
Государственно-общественное управление: принципы, механизмы реализации и формы государственно- общественного управления в стратегии развития образования.
Управляющий совет школы как субъект общественной оценки качества образования Т. М. Лабуренко – директор МБОУ СОШ 3 города Бийска.
М. В. Коваленко, директор школы. – Управляющий совет действует как корпоративный орган, созданный для защиты интересов школы; – УС является коллегиальным.
Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки и самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное.
Президент РФ Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой.
Государственно-общественное управление: принципы, механизмы реализации и формы государственно- общественного управления в стратегии развития образования.
Государственно- общественный характер управления в ДОУ С тарший воспитатель МБДОУ 63 Грицай А.Ю.
Транксрипт:

Гирба Елена Юрьевна, к.п.н. старший научный сотрудник научно-методического отдела взаимодействия с территориями ГБОУ ВПО МО АСОУ 1 Механизмы организации эффективного государственно-общественного управления образовательным учреждением

Необходимость перехода к государственно-общественному управлению обусловлена рядом факторов: Усиление открытости образовательных систем (В соответствии с Федеральным законом от ФЗ (ред. от года) «Об образовании в Российской Федерации» статья 29) Уменьшение степени централизации управления образованием. Повышение роли функции обеспечения инноваций в системе образования. Переход в системе образования к договорным отношениям. Развитие общественных инициатив в сфере образования. Создание «горизонтальных» управленческих структур. Развитие сетевого взаимодействия в системе образования и др. Расширение общественного участия в управлении образованием на всех уровнях – переход к государственно-общественному управлению – необходимое условие формирование «ГРАЖДАНСКОГО ЗАКАЗА» на качество образования

Качество образования c позиции гражданского заказа Что же это такое? "Пятерки" в дневниках детей, хорошо сданные ЕГЭ, профессиональные учителя, интересные уроки или какой-то процесс? Это - качественный процесс: процесс активной социализации человека, выбора им своего индивидуального жизненного пути посредством саморазвития, формирования мировоззрения и развития качеств личности.

Мечты, мечты…. Хочу отдать своих детей в хорошую школу Хочу учиться в хорошей школе! Хочу работать в хорошей школе!

Что же думают ученики о "хорошей школе"? "чтобы было понятно, интересно"; "чтобы замечали, что я человек, а не фамилия в журнале"; "чтобы не учили тому, что никому не нужно"; "чтобы не вмешивались в мои взаимоотношения с друзьями"; "чтобы были хорошие отношения с учителями"; "чтобы можно было самим принимать решения, касающиеся моего класса или школы, чтобы к моему мнению прислушивались"; "чтобы вкусно кормили"; "чтобы не унижали, не издевались, не крали"; "чтобы было уютно"

Что же думают родители о "хорошей школе"? o " хороший и добрый учитель" или "строгий квалифицированный учитель"; o "чистота, тишина, порядок"; o "побольше кружков, секций, клубов"; o "хотим "пятерки за ЕГЭ" или "не забывать в школе о здоровье детей, не перегружать их!"; o "хотим не завышенных оценок" или "почему одни тройки?"; o "нет несправедливых упреков и придирок к детям"; o "почему так много математики, мало права, физкультуры?"; o "хотим Марью Петровну вместо Анны Васильевны!"; o "хотим принимать участие в жизни школы" или "поменьше вызовов в школу" и др.

Что же думают педагоги о "хорошей школе"? Как выясняется, им нужно совсем мало: "хорошие дети" (в это понятие входит разное: и тихие, и трудолюбивые, и усердные, и яркие личности, и порядочные и др.); "побольше бы зарплаты"; "оснащенность УВП"; "комфортность"; "взаимоуважение".

Среда Кадры Процесс Результат КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Кому и зачем нужны школьные факультативные органы управления? нужны учащимся для того, чтобы иметь гарантии для получения доступного и качественного образования. нужны родителям учащихся для того, чтобы условия для реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка в данной школе были наилучшими из возможных. нужны работникам школы для того, чтобы условия предоставления образовательных услуг соответствовали бы современным требованиям нужны администрации для того, чтобы иметь дополнительные ресурсы (кадровые, материальные, интеллектуальные и т.д.) для эффективного функционирования и инновационного развития школы. нужны органу управления для того, чтобы обеспечить условия для заключения общественного договора между потребителями (родителями и детьми) и поставщиками (учителями и администрацией) образовательных услуг. нужны местной общественности для того, чтобы активно влиять на повышение конкурентоспособности образовательных учреждений на данной территории.

Научные принципы расширения гражданского участия в управлении образованием: принцип соблюдения неотъемлемых прав участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителя; принцип свободы выбора учеником и его семьёй образовательного учреждения, перспектив личностного развития ребёнка; принцип сотрудничества; принцип свободы выбора мировоззренческих ориентиров; принцип преемственности, гласности…

Факультативные органы управления (примеры) попечительский совет, попечительский совет, советы молодых педагогов, советы молодых педагогов, советы педагогов ветеранов, советы педагогов ветеранов, советы старшеклассников и другие детские организации, советы старшеклассников и другие детские организации, ассоциации (советы, союзы выпускников), ассоциации (советы, союзы выпускников), советы отцов, советы отцов, управляющие советы, ассоциации (советы, союзы родительской общественности), ассоциации (советы, союзы родительской общественности), советы школ, советы школ, советы органов управления образованием, советы органов управления образованием, советы руководителей ОУ. советы руководителей ОУ.

Эффекты общественного участия в управлении образованием 1. Повышение открытости системы образования 2. Рост интереса и активности родителей и общественности 3. Формирование механизмов для выявления общественного заказа

Условия эффективности деятельности общественных советов Повышение квалификации членов общественных советов Возрождение родительского всеобуча Привлечение СМИ

Повышение открытости системы образования Доля ОУ, имеющих опубликованный публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Доля ОУ, имеющих свои сайты Количество публикаций в СМИ Доля родителей, удовлетворенных доступностью и полнотой информации о деятельности ОУ Доля родителей, знакомых с сайтом ОУ Доля родителей, знакомых с публичным докладом ОУ Доля родителей, информированных о наличии в школе органа государственно-общественного управления Доля родителей, информированных об институте общественного наблюдения при проведении ЕГЭ Доля пунктов проведения ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели

Рост интереса и активности родителей и общественности Доля внебюджетных средств в бюджете учреждения, привлеченных при участии органов общественного управления Количество инициатив родителей, обучающихся, представителей общественности, направленных на содействие общественного управления

Формирование механизмов для выявления общественного заказа Анкетирование учащихся и их родителей. Сравнительный анализ деятельности школ муниципального образования по различным направлениям. Анализ поступления учащихся школы в учреждения СПО и вузы на бюджетные места

Принятие решений Общественные эксперты принимают участие в лицензировании и аккредитации Программа развития ОУ, утверждается или согласовывается органом ГОУ Решения о реорганизации ОУ, принимаются с участием органов общественного управления на муниципальном и школьном уровнях

Какой круг задач могут решать Управляющие советы? определяют основные направления развития общеобразовательного учреждения; повышают эффективность финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения; участвуют в распределении стимулирующей части оплаты труда работников школы; контролируют соблюдение надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, определяют порядок привлечения внебюджетных средств из дополнительных источников, включая добровольные пожертвования родителей; контролируют целевое и рациональное расходование финансовых средств общеобразовательного учреждения.

В сфере финансово-хозяйственной деятельности общественный совет: согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования; согласовывает сдачу в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности; заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и учредителю

В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса и школы общественный совет: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы и принимает по ним решения; ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.

Для подготовки материалов к заседаниям Совета и выработки проектов решений могут создаваться постоянные и временные комиссии Постоянные комиссии создаются по основным направлениям деятельности Совета, прописанным в Уставе образовательного учреждения. Временные комиссии создаются для проработки отдельных вопросов, входящих в компетенцию Совета Комиссии общественного совета

Варианты комиссий в общественных Советах: законодательно-правовая; попечительская; по духовно-нравственному воспитанию; по работе с одаренными детьми; по формированию идеологии здорового образа жизни; по связям с общественностью; ревизионная; комиссия по контролю за качеством образовательного процесса финансово-хозяйственная комиссия: дисциплинарно-правовая комиссия комиссия по организации воспитательной работы

Проблемы формирования системы государственно- общественного управления Организация диалога с местным социумом: организация мониторинга образовательных потребностей населения; создание системы независимой экспертизы образовательных проектов. обеспечение информационной поддержки родителей как участников образовательного процесса; отработка методики общественного обсуждения проблем образования

Проблемы формирования системы государственно- общественного управления Создание негосударственных структур для поддержки автономности образовательных учреждений: создание фондов развития образования; отработка механизма формирования заказа на информацион­ные и научно-методические услуги негосударственных структур. Создание «горизонтальных» управленческих структур: создание нормативно-правовой базы деятельности управляющих советов; формирование опыта общественной аттестации образовательных учреждений.

Проблемы формирования системы государственно- общественного управления Формирование процедур принятия управленческих решений, предусматривающих участие общественности в разработке проектов решений и их согласовании: формирование опыта принятия стратегических решений по проблемам образования на муниципальном и региональном уровнях с обязательным привлечением общественности; определение сферы управленческих решений на уровне образовательного учреждения, которые должны приниматься с участием общественности.

Проблемы формирования системы государственно- общественного управления Уменьшение степени централизации управления образованием: создание условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательного учреждения; оптимизация полномочий муниципальных, региональных и федеральных органов управления образованием

Системы мониторинга и рейтингования Цель Задачи Выбор параметров Целевые группы пользователей результатов Периодичность Максимальная открытость образовательной организации

Различные системы рейтингования в открытом доступе

Оценка эффективности управления Эффективность - соотношение результата и затрат наиболее характерен для производственной сферы и иных областей. Оценивать эффективность деятельности образовательной организации с данной позиции достаточно проблематично, поскольку конечный результат складывается не только из деятельности образовательной организации, но и из усилий обучающихся и их родителей.

Эффективность управления определяется посредством качественной и количественной оценки целей.

Перечень возможных показателей зависит от того, что будет считаться эффективностью в конкретном случае, а также насколько важным будет считаться тот или иной критерий или показатель для ее оценки.

Требования к показателям быть адекватными измеряемому объекту, иначе говоря, должны измерять именно то, что планируется измерить; соответствовать системе целей организации, то есть измеряемый показатель должен вносить свой вклад в достижение той или иной цели; быть сбалансированными и непротиворечивыми.

Принятие результатов мониторинговых исследований Выявление причин неудач Предложения по устранению неудач

Доляродителейобучающихся, принимающих участие в решении насущных проблем ОУ Уровеньудовлетворенности общественности ролью ОУ в социуме (высокий, средний, низкий) Доля решений, предложений органов ГОУ реализуемых в практической деятельности ОУ Доляуправленческихрешений определяемых решениями органов ГОУ Количество посещений сайта ОУ (в год) Уровень компетентности членов органов системы ГОУ Доля представителей общественности в органах системы ГОУ Уровень влияния и авторитета органов ГОУ в местном самоуправлении Для оценки эффективности и результативности решения задач, предлагается система целевых индикаторов и показателей: Доляобучающихся,принимающих участие в деятельности органов ГОУ Доляродителейобучающихся, принимающих участие в деятельности органов ГОУ ДоляработниковОУ,принимающих участие в деятельности органов ГОУ Доля обучающихся, принимающих участие в реализации социальных проектов

Для оценки эффективности и результативности решения задач, предлагается система целевых индикаторов и показателей: Уровеньудовлетворенности общественности ролью ОУ в социуме Доля решений, предложений органов государственно- общественного управления реализуемых в практической деятельности ОУ Доля управленческихрешений определяемых решениями органов ГОУ Количество посещений сайта ОУ (в год) Уровень компетентности членов органов системы ГОУ Уровень влияния и авторитета органов ГОУ в местном самоуправлении

us