Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Advertisements

Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ.
ФЗ «Об образовании» 273 Гл.1.ст.1.2.п16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
Совещание для руководителей образовательных учреждений, на базе которых будет реализовываться мероприятие «Организация сопровождения детей-инвалидов в.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организации деятельности специалистов ПМПк в рамках реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка Кузьмина Елена Сергеевна, старший воспитатель.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Инклюзивное образование Инклюзивное образование Ирина Алексеевна Исаенкова, директор ГБУ Центральная ПМПК.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Транксрипт:

Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях

ЦПМПК Кировской области Осуществляет свою деятельность в соответствии с рядом документов: Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон Российской Федерации от г ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Закон Кировской области от ЗО «Об образовании в Кировской области» Приказ департамента образования Кировской области от «Об утверждении состава и порядка работы центральной психолого-медико- педагогической комиссии Кировской области»

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 27) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» Статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами- психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» 5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого- медико-педагогической комиссии, в том числе -проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, -подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, -а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» 6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. 7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании» 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации. 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

ЦПМПК СОЗДАНА : в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого-медико- педагогического обследования; подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЦПМПК Рекомендации комиссии: 1. Определение условий получения образования: Вид образовательной программы: общеобразовательная или адаптированная Форма получения образования: очная, заочная, очно - заочная, с использованием ДОТ Условия получения образования: в условиях общеобразовательной организации или в организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. 2. Контроль за состоянием развития ребенка в рекомендованных ему условиях: динамическое наблюдение специалистами ПМП(к) Сроки повторного обследования на ЦПМПК: по завершению дошкольной/начальной ступени образования или по необходимости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЦПМПК 3. Направления развития ребенка в рекомендованных ему условиях: Коррекционная работа: Занятия с логопедом по предупреждению дисграфических или дислексических ошибок; коррекции дефектов звукопроизношения или постановке звуков. Занятия с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом) по формированию учебных навыков. Занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой сферы, навыков межличностного взаимодействия. Занятия с социальным педагогом по формированию социальных компетенций, профилактике употребления ПАВ, самоопределению, профориентации Специальные мероприятия: ЛФК, логоритмика, массаж, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, занятия в сенсорной комнате

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЦПМПК Средовые условия: Специальные дидактические материалы, в соответствии с потребностями ребенка; Специальное изменение архитектурной среды образовательной организации под особенности ребенка Специальное оборудование под ребенка или оборудование коллективного пользования; Дополнительные условия: Разработка индивидуального образовательного маршрута (адаптированная программа, программа сопровождения) ; Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок; Гибкий режим посещения занятий в образовательной организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЦПМПК Медикаментозное сопровождение: по назначению врача- психиатра или других специалистов. Наблюдение узких специалистов: психиатра, невролога, сурдолога, офтальмолога или ортопеда. Сопровождение ассистента (помощника): требуется, не требуется Динамическая оценка состояния ребенка на ПМПк. 4. Прогноз развития ребенка при выполнении данных выше рекомендаций: реализация возможности получения дошкольного/начального/основного общего образования по общеобразовательной/адаптированной образовательной программе; формирование предпосылок к учебной деятельности; формирование функций общения и контроля за своим поведением; повышение мотивации к учебной деятельности.

РОДИТЕЛИ или ПЕДАГОГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, другие специалисты ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЦПМПК Комплексное обследование, Комплексное обследование, Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания ПМП консилиум образовательной организации Реализация рекомендаций специалистов ПМПК, отслеживание динамики развития, обучения и социализации ребенка

Роль психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации при создании специальных условий детям с ОВЗ в рамках осуществления образовательного процесса.

Организация взаимодействия ПМПК с ПМПк образовательной организации ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ( ПМПК) ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПМПк) Основным документом, регулирующим работу ПМПк, является письмо Министерства образования Российской Федерации 27/901-6 от 27 марта 2000 года «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения», в котором подробно раскрыты цели, задачи, состав, основная документация, общая структура деятельности консилиума. Кроме того, ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом образовательной организации, договором между организацией и родителями (законными представителями) ребенка и Положением о психолого-медико- педагогическом консилиуме образовательной организации.

Для чего нужен ПМПконсилиум в образовательной организации? 1. Для организации сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами в образовательной организации. 2. Для организации взаимодействия с ПМПК, с Центрами ПМСС помощи, с Федеральным бюро МСЭ, другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении ребенка с ОВЗ. 3. Для эффективной включенности образовательной организации в систему сопровождающей среды детей с ОВЗ. 4. Для минимизации конфликтных ситуаций в образовательной организации. 5. Для правовой защиты образовательной организации.

Задачи деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной ОРГАНИЗАЦИИ Разработка АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ(АОП), ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА (ИУП) и т.д. Динамическая оценка эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения; Изменение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям; Соблюдение баланса между обеспечением прав ребенка с ОВЗ и других детей, находящихся вместе с ним в образовательной организации (группе, классе)

Психолого-медико- педагогический консилиум Педагогическая диагностика учителей Медицинские рекомендации Рекомендации родителей АДАПТИРОВАННАЯ образовательная программа ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ (ИКП) рекомендации Мотивация учебной деятельности Уровень развития УУД Уровень организации собственной деятельности Способность взаимодействию с окружающими Особенности познавательной сферы Особенности эмоционально- волевой сферы ПЛАНИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКА Индивидуальный образовательный маршрут

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА 1. Создание «безбарьерной» среды : специальные приспособления в помещениях образовательной организации, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др. 2. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. 3. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия. 4. Формирование социальной компетентности: направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.

Основные функции ППМС-центров Углубленное исследование индивидуальных особенностей ребенка, выявление его индивидуальных и семейных ресурсов, образовательных потребностей и социальных интересов. Разработка индивидуальной программы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения специалистами центра с учетоминдивидуальных особенностей и задач интеграции. Организация социализирующих мероприятий в поддержку интеграции детей в среду сверстников и окружающий мир.

Осуществление индивидуальных и групповых коррекционно- развивающихзанятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами со специалистами Центра, включая раннюю помощь – психологом, дефектологом, логопедом, нейропсихологом, музыкальным педагогом и другими – в соответствии с ИПС. Мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре и другие.

Консультирование родителей и педагогов по вопросам особенностей развития, социализации и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Проведение специализирующих мероприятий и программ и другие….

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ