Тема 5 Социальные институты и социальные организации Учебные вопросы: 1. Социальный институт как форма общественной жизни. 2. Социальные организации и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

ЛЕКЦИЯ «Социальные институты и организации в современном обществе» Учебные вопросы 1.Социальные институты общества: их сущность и функции. 2. Организация.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Социальные институты общества Лекция 3. Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Тема: Руководитель как субъект организаторской деятельности Теория организации.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Специфика управления 2. Природа организации.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Менеджмент и менеджер
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Линейно-функциональная структура управления
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА 1.Особенности социальной системы 2. Социальные институты.
Социальные институты 1. Определениепонятия «социальный институт»
Транксрипт:

Тема 5 Социальные институты и социальные организации Учебные вопросы: 1. Социальный институт как форма общественной жизни. 2. Социальные организации и их особенности. 3. Управление организациями.

Вопрос 1 Социальный институт как форма общественной жизни

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА Социальный институт – это исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций (брак, семья, государство, армия, суд и др.). потребность, осознанная многими членами общества; средства удовлетворения этой потребности; ресурсы удовлетворения этой потребности (материальные, финансовые, трудовые, организационные), постоянно пополняемые обществом; культурная среда для самовоспроизводства института 2 в получении средств к существованию (экономические институты, производство) в воспроизводстве рода (институт семьи и брака) в безопасности и социальном порядке (государство, право) в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования, наука, культура) в самореализации, определении смысла жизни, решении духовных проблем (институт религии)

3 Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий Формирование общих целей Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях Институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института Процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией Появление процедур, связанных с нормами и правилами

ВИДЫ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 4 Экономические служат для производства и распределения товаров и услуг Духовные (культурные) связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей Политические связаны с установлением определенной власти и управлением обществом Семейно-брачные (институты родства) обеспечивают воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, социализации (воспитания социальных качеств детей). идеология кодексы поведения культурные символы установки и образцы поведения утилитарные культурные черты

5 Закрепление и воспроизводство общественных отношений Регулятивная Интегративная Коммуникативная Транслирующая Явные функции записаны в уставах, формально определены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Явные функции всегда оглашены, формализованы и подконтрольны обществу Латентные функции те, которые не оглашены, но осуществляются на самом деле. Иногда они могут соответствовать заявленным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение

Вопрос 2 Социальные организации и их особенности

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6 Социальная организация - это социальная общность, образующаяся для достижения общих целей совместными усилиями создаются для реализации определенных целей; члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам; разделение труда, его специализация по функциональному признаку; наличие механизмов и средств регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. Формальная организация характеризуется строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, рациональностью и безличностью отношений между ее членами, наличием органа власти и аппарата управления Неформальная организация совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, но возникающих в результате взаимодействия сотрудников. Бюрократия

Социальная структура организации центральный элемент. Включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, отношения власти и подчинения. Цель желаемый результат к осуществлению, которого стремятся члены организации: цели-задания – программа общих действий, выдаваемые вышестоящими организациями; цели-ориентации – совокупность целей участников, реализуемых через организацию (обобщенные цели коллектива, включающие личные цели каждого члена организации); цели-системы - стремление сохранения организации как самостоятельного целого, то есть равновесия, стабильности и целостности. Организационная культура комплекс убеждений, ценностей и норм, разделяемый всеми членами организации Технология в сфере деятельности организации систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий. Внешнее окружение специфическое физическое, технологическое, культурное и социальное окружение Члены организации (участники) совокупность индивидов, каждый из которых обладает необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и выполнять соответствующую социальную роль. 7 ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 8 придает сотрудникам организационную идентичность, определяя представление об организации; является важным источником стабильности и преемственности, создавая у ее членов чувство безопасности; помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя контекст событий, которые оставались бы непонятными. уровень (образование) руководящих работников; открытость и сотрудничество - либо угрюмость и агрессивность; низкие стандарты (всепрощенчество) - либо высокие стандарты; ориентиры (производство, продажа, клиенты); индивидуализм или бюрократизм; интеллектуализм - либо популизм; «обучающиеся» - либо «всезнающие» сотрудники. Организационная культура – это совокупность убеждений, ценностей, норм, разделяемых членами организации природой конкуренции целями организации спецификой отрасли другими факторами

Вопрос 3 Управление организациями

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 9 Социальное управление – это руководство действиями для обеспечения согласованной целенаправленной деятельности людей, по осуществлению определенной цели целенаправленное управляющее воздействие целеполагание и целеосуществление - ядро управления социальная самоорганизация процессы внутри коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы) организационный порядок продукты «прошлого» управленческого труда (решения воплощенные в должностной структуре, административный распорядок) и систему стихийно сложившихся правил, норм и отношений в коллективе Управленческое решение - это формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие члены организации Жестко определенные решения «Инициативные» решения

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 10 Методы управления – это комплекс способов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы прямое (приказ, задание); через мотивы и потребности (стимулирование); через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.); через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса и др.). целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иные способы). согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами); демократизация управления (повышение роли общественных организаций, выборность некоторых руководителей, развития трудовой активности и т.д.); социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и др.).

Теория научного управления У.Тейлора основана на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Возможность повышения производительности труда он видел в осуществлении рационализации трудовых операций на основе научной организации деятельности рабочего. Поскольку рационализация будет приводить к росту прибыли, то она будет поддержана рабочими тогда, когда их доход тоже будет увеличиваться. Основные постулаты: ТЕОРИЯ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (Уинслоу Тейлор) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, и т.д.; абсолютное следование установленным стандартам; подбор, обучение и расстановка рабочих на те места и задания, где они принесут наибольшую пользу; оплата по результатам труда; использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям; поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью осуществления научного управления. 11

Теория была разработана на основе результатов Хоторнских экспериментов ( ). В результате проведенного исследования, Э. Мэйо пришел к выводу, что высокая производительность труда обусловлена особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Поведение человека и результаты его работы зависят от социальных условий, отношений между рабочими и менеджерами, а также друг с другом. Таким образом, основой этой теории являются человеческие взаимоотношения, складывающиеся в процессе производства. Основные постулаты: ТЕОРИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ» ОТНОШЕНИЙ (Элтон Мэйо) человек - «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе; труд человека - если он интересен и содержателен - может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра; средний человек стремится к ответственности, и эти качества должны быть использованы на производстве; роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными; производственная организация - это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества; для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда. 12

А. Файоль разработал правила рациональной деятельности на основе рассмотрения управление как особого вида деятельности, а организации как единого организма Виды (функции) управленческой деятельности: техническая деятельность (производство); коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен); финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); деятельность безопасности (защита собственности людей); эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль). Основные постулаты: ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Анри Файоль) Содержание и набор функций, которые осуществляются в процессе управления, зависят от целого ряда факторов: типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), размеров организации, сферы ее деятельности (производство, услуги) и многих других. Однородные виды деятельности, характерные для всех процессов управления в организации: планирование - выбор целей и плана действий по их достижению; функция организации распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействие между ними; руководство (распорядительство) - мотивирование исполнителей к осуществлению намеченных действий и достижению поставленных целей; координация (без связей и фактического взаимодействия частей в организации не может быть организованного целого). контроль - соотнесение реально достигнутых результатов деятельности с теми, которые были запланированы. 13

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (Анри Файоль) разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы); власть (право командовать и нести ответственность за результаты); дисциплина (взаимопонимание рабочих и менеджеров, на основе уважения существующих правил и договоренностей); единство распорядительства (распоряжение от одного руководителя и почетность только одному); единство руководства (один руководитель и единый план набора действий по достижению целей); подчинение индивидуальных интересов общим (менеджер на основе личного примера и жесткости, должен добиваться доминирования интересов организации над интересами индивидов и групп); вознаграждение персонала (оплата должна стимулировать людей работать с отдачей и отражать состояние организации); централизация (уровень централизации и децентрализации определяется ситуацией, и выбирается для достижения наилучших результатов); цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным); порядок (все должны знать свое место в организации); равенство (относится к рабочим справедливо и по-доброму); стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации); инициатива (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы). 14

П. Дракер разработал концепцию управления по целям (систему децентрализованного управления). Управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса. Управление по целям – это процесс, посредством которого устанавливаются ясные, конкретные цели для организации в целом, каждого подразделения и индивидов. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 15 Эти цели служат основой планирования, руководства и организационной деятельности, оценки и вознаграждения. Теория 7-S (Т.Питерс и Р. Уотерман; Р. Паскаль и Э. Атос) : эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение одного из них требует изменения остальных: стратегия (планы и направления действий); структура (внутреннее строение организации, иерархия и распределение власти между составляющими); системы (процедуры и процессы, протекающие в организации); штат (группы персонала организации и их характерные черты – пол, возраст, образование и т.д.); стиль (способ управления организацией, организационная культура); квалификация (отличительные возможности ключевых людей в организации); разделенные ценности (смысл и содержание направлений деятельности).

Прямое - направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от него. Опосредованное - предполагает воздействие на мотивы и потребности Влияние 16 Техническая квалификация характеризует его знания и способности в технологических или любых других процессах, связанных с работой Концептуальные способности навыки, умения, видение руководителем людей, структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование) Умение работать с людьми - навыки эффективного взаимодействия руководителя с сотрудниками организации и другими людьми и создания рабочих команд Руководство – это собой процесс влияния и поддержки индивидом действий других людей, направленных на достижение поставленных целей Поддержка Достижение цели Обеспечение добровольного участия

СТИЛИ РУКОВОДСТВА Стиль руководства – это устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении руководителя предполагает концентрацию в руках руководителя всех властных полномочий и единоличное принятие решений, требование точности выполнения подчиненными всех распоряжений заключается в децентрализации властных полномочий, когда руководитель принимает решения после консультации с подчиненными 17 состоит в уклонении от применения властных полномочий и ответственности, чрезвычайная зависимость от мнения группы, члены которой самостоятельны в обучении и самомотивированы Выбор линии поведения руководителя зависит от культуры, установок, характера, опыта и знаний конкретной личности