Егорова Елена Алексеевна учитель начальных классов с. Умлекан, 2014 г. МОУ Умлеканская СОШ
Элементы творческой деятельности могут преобразить процесс обучения, активизировать его и совершенно иначе организовать урок, открывая и для ученика и для учителя абсолютно другую грань совместной деятельности.
Большинство текстов, с которыми дети работают на уроках, дают возможность не только научить правильному письму тех или иных слов, но и проработать над развитием речи.
Письмо по памяти – хорошо знакомый всем педагогам приём. Текст, стихотворный или прозаический, читается на уроке. Дети и учитель обсуждают написание слов, вспоминая изученные правила, затем текст записывается по памяти. Чтобы как-то иначе организовать эту работу и внести в неё элементы творчества, помогает приём включения воображения.
ВООБРАЖЕНИЕ
Оно – наш неоценимый помощник не только в понимании, но и в запоминании текста, опирающемся на живую, яркую картину. Каждый текст, предлагаемый в курсе русского языка для работы с воображением, связан с определённой орфографической темой. Тексты постепенно усложняются.
Для такой организации письма по памяти, необходимо выполнять следующие условия. 1.Системность. 2. Постепенное усложнение. 3. Последовательность действий.
Простой текст. Луна в стекло смотрит круглым глазом. (С. Чёрный) С детьми проводится беседа, что они увидели. Обсуждаются детали, с целью работы над пониманием текста. Текст читается повторно, проводится орфографическая работа и записывается по памяти.
Текст, который содержит две и более картинки. Гром стреляет, как из пушки. Хлещет дождь по спинам луж. Под дождём сидят лягушки – Принимают тёплый душ. (В. Левин) Водопад шумел, грохотал, бухал. Солнце пригревало, подсушивало мокрую траву. Над водопадом веером летели брызги и вспыхивали на солнце маленькой радугой. (О. Пройслер)
ВООБРАЖЕНИЕ Статичное Динамичное Воссоздающее Творческое
Воображение – особый приём работы, способствующий пониманию и запоминанию текста на уроках. Его систематическое использование помогает по-новому организовать работу учителя и учеников на уроке.