ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР. Календарь Древней Руси.: Славяне Интересные факты :. СлавянеИнтересные факты 25 декабря Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народные праздники ТРОИЦА. Духов День Семик Берёзка.
Advertisements

«Праздник – душа народа… монолитный образ России» (И.С.Шмелев)
Языческие праздники и обряды восточных славян Prezentacii.com.
Праздник Ивана Купалы. Иван Купала, также Иванов день народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии,
Красная горка Чернобай Е.В. учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г.Валуйки.
Презентацию подготовила ученица ГБОУ СОШ пос. Сургут Абышкина Лада Традиции, обряды и праздники русского народа.

Календарная обрядовая поэзия Урок литературы в 6 классе.
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Пришла весна» Детский сад 176.
Вечер под Старый Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки.
Календарная обрядовая поэзия Урок литературы в 5 классе.
Выполнила : Ученица 9 « б » класса Харитонова Анастасия.
В Великобритании есть очень интересный новогодний обычай, который называется "Впускание Нового года". Он заключается в том, что когда часы начинают бить.
Всероссийский конкурс «Гуляй, Масленица!» Номинация «Прощай, Зима!» Как мы праздновали Масленицу Галимханова Александра Романовна Свердловская область,
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Урок дан в день открытых дверей.
Ах, какое небо…Ах, какое небо сегодня синее, Солнечные зайчики снуют, Школьники нарядные, красивые, В школу первый день они идут. Будет первый звонок,будет.
Бичурга-Баишевская поселенческая библиотека. Самое главное праздника пасхи- крашенные яйца.
Космическое путешествие М Я Р П З О Н Г Е Л А В Д И К
Пасха христианский праздник 5 мая. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни.
Транксрипт:

ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Календарь Древней Руси.: Славяне Интересные факты :. Славяне Интересные факты 25 декабря Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным наступает 2122 декабря. По римскому календарю, от коляды-календ брал начало новый год. Далее святки. Позже праздник совмещен с Рождеством Христовым. Языческий смысл: свадьба Дажьбога и Марены. 31 декабря и далее неделя праотцев. 6 января день Кощея и Велеса. Позже заменен крещенским сочельником. 24 февраля день Велеса..Позже заменен днем Власия-сшибирог с зимы. 29 февраля день Кощея, сторожа мертвого царства. Позже заменен днем святого Касьяна.

1 марта день Марены. Позже заменен днем святой Марианны праведной. В народном календаре она была названа Маримьяной Кикиморой одноглазой, которая и есть ведическая Марена Мармора Мара Кикимора. 14 марта новый год, первая встреча весны. Наиболее древние из достоверных праздновании нового года. Хотя в Велесовой книге упоминается и римский новый год, в перечислении месяцев первым назван белояр март либо апрель. 7 апреля день масленицы-Марены. Весеннее равноденствие. По астрономическим данным, оно наступает марта, но срок был смещен из-за несовершенства календаря. Позже этот праздник был сдвинут пасхой и заменен праздником Благовещенья. Содержание его сожжение масленицы-Марены, золотые яйца, птицы, отпускаемые на волю. 6 мая день Дажьбога, встреча весны. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу (для почитающих Макошу). Этот праздник наложился на Юрьев день. Содержание: свадьба Дажьбога и Живы, радость по поводу прихода весны, возрождение мира после потопа Вспоминают победу Дажьбога над Белесом. Дажьбог весну начинает, Перун лето кончает. 22 мая Ярилин день. Семик. Замещен праздником Николы Весеннего, вешнего, травного, теплого Воспоминания о встрече Ярилы и Кощея. Похороны Ярилы. Средний срок посева яровых с Ярилы. 15 июня (?) день Триглава – Замещен Троицей. Когда праздновался в древности неизвестно. 1-7 июля русальная неделя.

7 июля Купала. Летнее солнцестояние, наступающее, согласно астрономическим данным, июня. Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером, купание, воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. В этот день вспоминают, как и в предшествующую русальную неделю, купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси рождение Дажьбога- Предполагают, что Купала это одно из имен (либо воплощений) Дажьбога. В этот же день отмечают свадьбу Хорса и Зареницы. 27 июля отбор жертв Перуну, далее Русалии. 2 августа перунов день. Дата может быть перенесена на воскресенье или пятницу. Праздник замещен Семиком и днем Ильи пророка. Содержание: день накануне праздника, семик сговор Перуна и Дивы. В день праздника свадьба Перуна и Дивы, борьба с Чудом- Юдом, змеем морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминания о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В Семик срывают венки обряд посвящения девушек и женщин. 8 августа (?) начало жатвы.

21 августа день Стрибога. Позже замещен днем Мирона-ветрогона. 28 августа Успеник Златогорки. Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы. 14 сентября день Волха Змеевича. Замещен днем Симеона Столпника. Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам сентября осеннее равноденствие, поворот к зиме. Возможно, в этот день отмечалась первая встреча Дажьбога и Марены. 10 ноября день Макоши. Замещен праздником Параскевы Пятницы- Также наложился и на праздник Демьяна и Косьмы (14 ноября). 21 ноября день Сварога и Симаргла. Замещен праздником Михаила Архангела. 9 декабря день Дажьбога и Марены. Замещен Юрием Холодным. Все даты в прилагаемом календаре приведены по новому стилю. Масленицу ныне празднуют за семь дней до Пасхи. Красную гору в воскресенье на Светлой неделе. Радоницу во вторник на Фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. День Триглава на 50-й день после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности, в точности установжжить невозможно.

Обряд «веснянка» связан с обрядом «заклинания» весны. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек- своеобразные песни-заговоры, «замыкающие» зиму, призывающие приход весны. К этому времени пекли специальные сдобы- в виде фигурок птиц(жаворонков), а также выпускали живых птиц из клеток на волю, как бы призывая их скорее принести весну. Уж ты пташечка,Ты залетная!Ты слетай На сине море,Ты возьми Ключи весенние,Замкни зиму,Отомкни лето!

Старинный славянский праздник Ивана Купала посвящен Солнцу и приурочен к дню летнего солнцестояния-24 июня. Ниже приведен текст песни, которую пели на этом празднике. Какие существа. предметы или действия, упомянутые в этой песне, имеют отношение к волшебству?

Иван да Марья В реке купались. Где Иван купался, Берег колыхался, Где Марья купалась, Трава расстилалась. Девицы цветы щипали Да у Ивана пытали; "Что это за цветы?" "Это цветы Купалы. Девицам- умывали, А пареньям- воздыханья!"

Бабье лето Бабье лето-начало осени с 1 по 7 сентября. Вообще же бабьим летом зовут теплые ясные дни осени. Унес жаворонок теплое время. Устудились озера. Сорвана бурей верхушка ели. Завитая с корня, опустила верба вялые листья. Высохла белая береза, пожелтела. Дует ветер, надувает непогоду. Дождь на дворе, в поле- туман. Поломаны, протоптаны луга, уколочены зеленые, вбиты колесами, прихлыстнуты плеткой.Скоро минует гулянье. Стукнул последний красный денек. Богатая осень. Встало из-за леса солнце-не нажжжить такого на свете- приобсушило лужи. По полесью бежит дорожка- мхи, шурша сырым серебром среди золота, кажут дорожку. Лес в пожаре горит и горит. (Отрывок из книги "Животворящая святыня".

I Рассказ / Годовые праздники/ Фрагмент - Как Троицу справляли? /Собиратель/ Ходили в лес, брали с собой водку, яйца, сковороды. Собиралися парни, девчонки, вместе пойдут. Раскладали костры в лесу. Нарвешь цветов, навьешь венков. Обязательно возле речушки. Идешь к речке и пускаешь эти венки и песни поешь. Венок этот плывет, плывет, а потом начинает тонуть, - то эта девка уже плачет. Она в этот год помрет. А эти плывут… А потом приходишь, садишься, яичницу девки жарят, а парни дрова таскают – костры раскладывать. Нажарили яичницу, водку разливают, - ели там в лесу, закусывали, выпивали, песни пели, плясали, потом домой.

II Рассказ / Троица/ После Пасхи-то сразу Троица там была. Во ту тоже праздновали как браво. Березки одевали. Березку вот притащат ребята. Утром в Троицу оденут, клиентов на нее оденут, украсят ее всю. И вот ходют и поют. Дак даже вот, например, вот я, девка, вот тут живу. К нам придут к окошкам, споют песню ту Березку- Троицу. Песня была. Вот у нас ее бабушка Мисарьеновна знала ее всю, а мы почто забыли? / Перед всеми домами ее пели или только где девушки жили?/ Да нет. Оно и к девушкам-то не к каждым ходили.Где к кому прийдут, дак споют тут, у окошек постоят тут. Кто нравился, тому и пели? Ага! Нравилось. У нас вот отец дак любил эти песни. А вы совсем не помните слов?

Вот не помню слова-то. Знаю, что Березка, ты моя, березка! От нам Мисарьеновна пела вот эти года, вот мы наплакались. /…/ Ага, старинная песня. Вот в Троицу-то и потом этот первый день в Троицу ту и не заносят березку, поставят ее, а назавтра-то называли Духов день, назавтра Троицы. А что это означало? Духов день – тоже ведь какой-то праздник. Седни Троица, а назавтра – Духов день был. И в этот Духов день эту березку, значит, опять раздают, идут к речке все. И вот только в Троицу, первый день Троицы, назавтра, Духов день, как искупаются, тажно начинают купаться, а до Духова дня не купались. А потом березку топят?

Ну а потом уж там она утонет, унесет ее. Ишо вот до Троицы-то мы-то че же – мы в четверьг… В четверьг. Ага! В четверьг ходили в лес, веночки завивали. От у нас в семье, сколько нас человек было? Я семь веночков завиваю, мы вон с сестрой ходили. И эти веночки потом, в Духов-то день, опять как березку надо нам купать, дак веночки сбегаем сломаем. И веночки кидаем, и березку купаем, тут и песни, тут и сами купаемся. А когда кидают веночки. Что это ззначит? А веночки кидаем в воду и ишо завещали, вот кто жжжить будет, то веночек поплывет, не потонет. А кто, у кого, можжжить, в нынешнем году умру, ззначжжить, мой веночек должен потонуть на дно. Ну и что, сбывалось? Дак иногда сбывалось. Ага. А когда оставляли венки в лесу, то смотрели: засохнут они или нет? Нет, не было. Ну, его, если он уж – завиваешь – он сломится, дак его… бросишь, а так делали. Чтоб он не из эта…/не изломался/ Духов день – это второй день Троицы? Ага. Потом все, Троица, она же два дня. А потом Троица, она же в саму весну, там весна. Вот эти два дня, а там снова на поле все поехали.

III Рассказ Праздники раньше и теперь /…/ Мужики бабки катали. Деньги катали. А мы играли все. Беговушку играли. Ну, мячиком вот эдак бросали. Бросит и бежит на другую черту, а потом другой отбросит – назад бежит. Да людно было. Девок. Ребят… Все девки с ребятами играли, все время. В разлуку играли. Это как? Дак а как? Расстаются. А посередке разлучник. Вот и разлучат. Разлучит, одна-то станется – опять на это же место встает. Раньше жжить лучше было дело-то. А теперь че? Напился – и готово. А раньше жжить не пили. Вот гуляют – и то рюмочками пили. Никто не опьянеть, никого. Гуляли- тополю дно: мы вот в Елгино – дак по 12 домов. Тут-то я не знаю, не гуляла в девках-то. Как это по 12 домов? Да вот и ходят ко всем…зоревать – стрелять начинают. Стрельба открывается уже. Это, правда, браво было в церквах. /…/

IV Рассказ Как праздновали Троицу в селе Верхнее Догьё Где-то примерно в июне месяце ежегодно после пасхи на 50-й день традиционно отмечали праздник Троицу и Духов день. В четверг – семик назывался, это на 7-й неделе после пасхи – утром рано собираются все девушки к Татьяне Кузьминишне с песнями. Татьяна Кузьминишна – средних лет девица, рыжеватая, с веснушками на лице, рост выше среднего, коса длинная, до пояса, в косе лента голуба. Веселая, боевая, умеет песни петь. Танцевать. Приветливая. Мастерица: умела крожжить, шжжить одежду, прясть пряжу. Вязать чулки, носки, перчатки, варежки. Очень доброжелательная, всем людям только добра, счастья желала. Была хорошим организатором всех досуг молодежи. Пользовалась уважением среди молодежи и людей старшего возраста, стариков и старушек.

Дружно /…/ взявшись друг друга за руки, во главе с Татьяной Кузьминишной с песнями все девушки идут в березовую рощу под сопку Мангырницу завивать венки. Каждая девушка на березе аккуратно завивает венки. Первым долгом венок завивает первый на себя. Если венок не повянет до Духова дня, то, ззначит, и дальнейшая жизнь девицы не повянет с раннего возраста. Второй венок завивает на своего любимого-жениха с таким же завещанием. Последующие венки завивает на мать, отца, сестренку, братишка… Каждый венок украшает лентами, разноцветными новыми матерчатыми лоскутками, цветочками. Как приятно и отрадно посмотреть на эти украшения, украшенные березы венками! Получается в роще такая живописная картина! Уходжжить не хочется от такой картины. Из рощи девушки возвращаются с песнями домой. После обеденного перерыва каждая домохозяйка берет из дому свою самопрялку и несет на речку мыть. Разрешалось мыть самопрялки на речке один раз в году, обязательно только в четверг, в Семик. Под черемушником столько женщин, моющих свои самопрялки, - и не сосчитаешь… Под руководством Кузьминишны поют хором песни – просто заслушаешься: Уж ты, прялочка моя, самопрялочка, Сколько же ты напряла мне пряжи и сукна, Конопляного волокна… и так далее

Утром рано в воскресенье – Троицын день. Кузьминишна празднично одета, достает из своего сундука новую кофту, юбку, цветастый полушалок. Ложит в сумочку – это наряд для березки. В это время гурьбой с песнями празднично одетые идут девушки с тарелками в руках, наполненными до краев разными продуктами, с узелками – разная стряпня: калачи, шаньги, тарки, хворост, пирожки. Накрашенные яйца, творог, сметана и другое. Парни со шкаликами водки. Заполняется вся ограда Кузьминишны парнями и девушками. За оградой, конечно, всегда детвора тут как тут. Ведь без них никогда нигде ничто не делается.