Логические задачи на уроках математики в начальной школе Презентацию подготовила: Шевлякова Наталия Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Advertisements

Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Внеурочная деятельность для учащихся 1-2 классов «МИР ЛОГИКИ» Руководитель: педагог-психолог Иванова Н.В.
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Приемы умственной деятельности Семенова Н.Н. Учитель начальных классов.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Метод моделирования как способ обучения дошкольников математики Воспитатель МБДОУ д/с 17«Рождественский» Краснихина Екатерина Игоревна.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МДОУ « Детский сад 2 « Малыш » комбинированного вида.
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
Реализация требований ФГОС средствами предмета «Математика» Переходникова Н.В. старший преподаватель кафедры ДиНО.
Методика формирования математических понятий у учащихся 5 – 6 классов Работа учителя математики Максимовой Ж.Н.
Учитель: Егель Ольга Анатольевна. Цель:1) уточнить понятия «ломаная», «длина ломаной» 2) закреплять навыки письменных и устных вычислений 3) развивать.
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МКДОУ « Детский сад 4 « Сказка » Луговая Т. И.
Легко учить, интересно учиться!. Содержание всей линии учебников и программ соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Математические способности детей дошкольного возраста © КДО ГАУ ДПО ЯО ИРО © Жихарева Ю.Н., © Коточигова Е.В., © Надежина М.А.
Приемы логического мышления Приемы логического мышления.
Транксрипт:

Логические задачи на уроках математики в начальной школе Презентацию подготовила: Шевлякова Наталия Викторовна

Роль математики в развитии логического мышления младших школьников исключительно велика. Причина этого состоит в том, что математика - это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей.

Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Во многих ситуациях учащиеся поступают интуитивно, полагаясь на сообразительность и смекалку, а иногда жизненный опыт или подсказку старших. Но логическая интуиция нуждается в прояснении. Проблемой внедрения в школьный курс математики логических задач занимаются не только исследователи в области математики, но и педагогики и психологии.

Логические задачи позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память. В методической литературе за развивающими задачами закрепились специальные названия: задачи на соображение, задачи с «изюминкой», задачи на смекалку и др. (логические задачи). Логические задачи обладают высоким потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой.

Выделение термина «логическая задача», носит условный характер. Логическими задачами принято считать те, в которых нет ни геометрических фигур, ни чисел. В логических задачах речь идет о высказываниях и объектах.

Виды задач: Среди распространенных логических задач можно выделить несколько классов, решение которых сводится к применению определенных приемов. Различают следующие: 1. Турнирные задачи. 2. Числовые ребусы. 3. Установление соответствия между элементами различных множеств. 4. Задачи на исчисление высказываний. 5. Задачи с использованием графов.

Турнирные задачи. Связаны с выяснением итогов некоторых турниров. Здесь обычно приводятся неполные данные об итогах проведенных спортивных встреч, и требуется путем логических рассуждений получить полные данные. Числовые ребусы. Арифметические выражения, в которых все или некоторые цифры заменены символами. Чаще всего это числовые равенства.Требуется расшифровать значение символа, восстановить числовую запись.

Установление соответствия между элементами различных множеств. Множеством называют коллекцию, собрание предметов, объединенных по некоторому признаку. Предметы, входящие в множество, называют его элементами. Многие задачи связаны с рассмотрением нескольких конечных множеств с одинаковым числом элементов, между элементами имеются зависимости, которые требуется установить. Решению задач помогает использование таблиц и графов.

Логические задачи направлены на формирование логического мышления, то есть на развитие ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ умений младших школьников: 1. Анализ и синтез (задания на узнавание объектов по данным признакам, на рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий, постановка различных заданий к данному математическому объекту); 2. Сравнение (задания на обнаружение сходных или различных признаков); 3. Аналогия и обобщение (задание на аналогию и обобщение); 4. Классификация(задание на нахождение признака, по которому произведена классификация, задание на распознавание правильных группировок).

Проведите два отрезка так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников

Проведите одну линию так, чтобы получилось девять треугольников.

Найди закономерность и продолжи ряд 2, А, 4, Б, 6, В, …, …, …, …. 15, 8, 13, 6, 11,…, …, …, …. 8 Г10Д

Отгадай ребус: 3*8 *18 3*8 *18 + *53 +19* 997 8* *0

1. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? 2. Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. 3. Бабушке и внуку вместе 65 лет. Бабушке столько лет, сколько месяцев внуку. Сколько лет бабушке и сколько внуку? 4. Есть дорога по которой может проехать только одна машина. По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору. Как им разъехаться?

5. Ваня живёт выше Пети, но ниже Серёжи, а Вася живёт ниже Пети. Кто из них на каком этаже четырехэтажного дома живёт? 6. Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик? 7. Сумма двух чисел равна семи, а их разность равна трём. Найти эти числа. 8. Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон на 17 штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?

Решение логических задач на уроках математики создает дидактические условия для овладения младшими школьниками основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, умения работать с информацией, устанавливать истинность утверждений, читать и заполнять таблицы; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблиц; понимать и составлять высказывания, содержащие логические связки и слова (и, или, если..., то..., верно/неверно, что...); составлять план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, графы, блок-схемы, модели из отрезков и др.).

Используемая литература: 1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение (3), с Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – С Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик",