1 Организация тематических проверок преподавания курса ОРКСЭ в образовательных организациях Крымского района Главный специалист управления образования,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по составлению рабочей программы Рекомендации по составлению рабочей программы из письма МОН Краснодарского края от /13-14.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов,курсов и КТП Из письма МОН Краснодарского края от г /13-14.
Бондаренко Л.В., методист МБОУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения» Лысьва, 2013.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Рабочая программа по иностранному языку в начальной школе.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Примерный регламент по обеспечению добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «Основы религиозных.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Совещание с заместителями директоров общеобразовательных учреждений УО Краснодарского края 28 января 2011 года.
Аккредитация Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС ( ФКГОС ) по основным общеобразовательным.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Учитель географии Офилат Р. Я.
Транксрипт:

1 Организация тематических проверок преподавания курса ОРКСЭ в образовательных организациях Крымского района Главный специалист управления образования, муниципальный координатор ОПК и ОРКСЭ Елена Евгеньевна Манакова

Нормативные документы в ОО Федеральные документы Региональные документы Муниципальные документы Документы образовательной организации

Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства образования РФ от г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями. 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях 5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от г. 189 «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями. 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от г «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». 9. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Методические рекомендации ОРКСЭ ГБОУ Краснодарского края ККИДППО от г. МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях 11. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от г /10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения». 12. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от г «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края». 13. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от г «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.

Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях 14. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от г /13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования». 15. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от г. 714 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерально- го государственного образовательного стандарта основного общего образования с года».

Решение методического координационного совета по ОРКСЭ от 19 сентября 2011 г. Методическое обеспечение курса включает в себя: концепцию и программу курса; учебно-методические пособия для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся; рабочие тетради для обучающихся; комплекты мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т. д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей).

Журнал успеваемости - список обучающихся по ими выбранному модулю; - наименование дисциплины [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»] (или модуль «Основы светской этики», модуль «Основы православной культуры» - безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. - по итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале – изучено / не изучено, зачет / не зачет).

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу ОРКСЭ При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации и творческих проектов. Безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Программа курса Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 класс. М.: Просвещение, 2010.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Пояснительная записка конкретизирует: нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа); общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса; роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса); обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Показать классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы и количество часов, выделяемое на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательного процесса) части. Возможно, расписать количество часов по неделям и годам обучения в табличном виде.

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего часов I А,Б II А,Б III А,Б IV А,Б Обязательная часть Основы религиозных культур и светской этики ---11

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. Предполагается, что все результаты будут разбиты по годам обучения.

6. Содержание учебного предмета, курса включает наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий, перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности обучающихся, использование резерва учебного времени.

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса печатные пособия; экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); технические средства обучения (средства ИКТ); цифровые и электронные образовательные ресурсы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; демонстрационные пособия; музыкальные инструменты; натуральный фонд.

Структура КТП дата проведения урока (возможно указание планируемой недели с последующим уточнением фактической даты проведения урока); раздел учебной программы по предмету; тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ (возможно сформировать приложение с нумерованным перечнем тем работ, а в КТП вносить только соответствующие номера); количество часов, отведенных на освоение программного материала; оборудование (учитывая, что в последние годы в школы поступает большое количество современного компьютерного, учебного и учебно-лабораторного оборудования, считаем обязательным отражение его использования на уроках); основные виды учебной деятельности, направленные на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), соответствующие пункту «характеристика основных видов деятельности ученика» раздела «Тематическое планирование» данной рабочей программы учителя;

План внутришкольного контроля Обеспеченность учебниками Составление рабочей программы и КТП Контроль преподавания предмета (тематический, персональный, обзорный)

Работа методических объединений Нормативно-правовая документация Особенности преподавания курса Взаимодействие учителей Взаимопосещение уроков Мастер-классы Обобщение опыта работы

Организация работы по выбору одного из модулей курса ОРКСЭ Письмо МОН Краснодарского края от 6 апреля 2015 года /15-14 «Об организации мероприятий по выбору модуля курса ОРКСЭ на учебный год» Регламент выбора в ОО родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ (рекомендован письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 года )

Предварительный этап 1. Проведение заседания органа самоуправления ОО (рассмотрение вопросов, назначение ответственного от администрации за организацию и проведение выбора 2. Не менее чем за неделю до даты родительского собрания - доведение до родителей обучающихся информации о выборе

Основной этап 1. Информация о дате родительского собрания с указанием темы должна быть размещена на официальном сайте не позднее чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания 2. Необходимо присутствие на родительском собрании родителей обучающихся, ответственного за выбор представителя администрации, классного руководителя, педагогов курса ОРКСЭ, представителя родительского комитета ОО. Могут присутствовать представители централизованных религиозных организаций.

Основной этап План собрания 1. Вводное выступление ответственного или руководителя ОО по теме собрания 2. Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ 3. Представление содержания образования по модулям курса ОРКСЭ (цели, ожидаемые результаты, учебно-методическое обеспечение) 4. Ответы на вопросы родителей обучающихся

5. Заполнение родителями личных заявлений 6. Сбор заполненных родителями личных заявлений, проверка правильности их заполнения

Заключительный этап Оформление протокола родительского собрания

Заключительный этап Оформление листа сводной информации образовательной организации

Документы по выбору хранятся в ОО не менее 5 лет Заявления родителей Протоколы родительских собраний Оригинал или копия листа сводной информации

Рекомендации родителям «Практические советы о том, как вы можете помочь своему ребенку в изучении нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (родительское собрание – сентябрь)

Настраивайтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ДЕТЬМИ О ТОМ, ЧТО ОНИ ИЗУЧАЛИ НА УРОКАХ.

Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Нравятся ли Вашим детям уроки ОПК? 2. Рассказывают ли Ваши дети о том, что они узнали на уроках ОПК? 3.Что, по-вашему, дают детям уроки ОПК? 4. Считаете ли Вы, что уроки ОПК полезны Вашим детям? 5. Удовлетворены ли содержанием выбранного модуля?

Информационные стенды по ОРКСЭ Культурологическая направленность Эстетичность Содержание, соответствующее возрасту Информативность и иллюстративность материала

Библиотека - Наличие нормативных документов по преподаванию ОПК и ОРКСЭ - Постоянные или сменные выставки по духовно- нравственному воспитанию - Материалы в помощь учителю - Литература для детей

Деятельность учителя ОРКСЭ Документация Посещение уроков и занятий внеурочной деятельности. Анализ Беседы с обучающимися Анкетирование обучающихся Изучение используемых учебно- методических материалов

Участие в олимпиадах и конкурсах Исследовательская деятельность учащихся Взаимодействие с храмом Основные направления Информационнаядеятельность Газета Сайт Учебная деятельность ОРКСЭ Факультатив Элективный курс Научно-методическая деятельность учителя

Особенности организации внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ Формы и виды работы во внеучебное время зависят от программы духовно- нравственного развития и воспитания на ступени НОО, содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. разработка плана действий по организации внеклассной и внешкольной работы по данному курсу.

Индивидуальные и тематические консультации Педагогические дискуссии Подготовка рассказов о семейный традициях Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала Обращение ребёнкак членам семьи сцелью полученияинформации Родительские собрания и конференции

ВАЖНО в преподавании курса - личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна; - использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя;

ВАЖНО в преподавании курса - Использование на уроке выдержек из биографий, литературных произведений, трудов ученых, статьи и книги глав и активных деятелей различных конфессий; репродукций, макетов культовых сооружений, видеозаписей познавательных передач, развивающих учебных игр, сборников познавательных задач и викторин на электронных носителях, альбомов любительских фотографий, применение анкетирования. - На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры.

ВАЖНО в преподавании курса - С ледует избегать излишнего количества сложных терминов. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены - Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной - Качество воспроизведения видео- и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным - Эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях.