Тема учебного проекта: «5 ИЮНЯ» Цитата: «5 июня отмечается всемирный День охраны окружающей среды. Поводом к проведению этой акции послужило обращение к Генеральной Ассамблее ООН, которое подписали деятели науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды». Автор: Воробьева Галина Геннадьевна.
Творческое название: «Либо мы покончим с загрязнением, либо оно покончит с нами». Какова роль человека в Биосфере? Наступит ли в III тысячелетии экологическое равновесие в мире? Цитата: «Цивилизация культурного человека является геологической силой, создавшейся в биосфере, она не может прерваться или уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее геологически сложившейся организованности биосферы».(Вернадский В.И.)
Дидактические цели и методические задачи проекта Задуматься над важностью экологических проблем и осознать роль человека в их решении. Освоить понятия: «загрязненность среды», «экологическая маркировка», памятники природы», «экомониторинг природных сред». Научить определять химический состав воды. Проводить анализ продуктов питания (по маркировке) на наличие загрязнителей. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Выбор творческого задания, формирование групп по принципу: «Что? Где? Когда?». Город опасный и безопасный. В мире этикеток. Памятники природы города Кирова. Экомониторинг природных сред микрорайона школы (1998 – 2011 г.г.).
Этапы и ход самостоятельных исследований. Город опасный и безопасный. Цели: Организовать экскурсии по микрорайону школы и составить топокарту мест экологической опасности. Описать свой маршрут «дом – школа» и отметить на нем «опасные» участки.
Результаты исследований. Выявили: Промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду. Зачем высаживают деревья и кустарники. Чем опасны свалки бытового мусора в районе жилых домов. Почему нельзя сжигать мусор. Как решить проблему заболачивания. Подготовили презентацию и фотогазету.
Этапы и ход самостоятельных исследований. В мире этикеток. Цели: Ознакомиться с экологическими знаками. Составить инструкции для: определения знаков и расшифровки, опознания добавок, вызывающих заболевания (Е…).
Результаты исследований Научились анализировать по экологической маркировке продукты питания города Кирова на наличие загрязнителей. Подготовили презентацию на Региональный конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее».
Этапы и ход самостоятельных исследований Памятники природы города Кирова. Снять фильм о природных памятниках: 1. Дуб «Сторожил». 2. Родник Трифонова монастыря. 3. Ботанический сад. 4. Дендропарк лесоводов Кировской области. 5.«Епихов поток». 6. Родник у диорамы в парке им.Кирова. 7. Филейковский родник с водопадом. 8. Дендрарий академика Н.В.Рудницкого. 9. Гнездовая колония черных крачек. 10. Филейковское месторождение картузы Маттиоли (реликтового растения ледниковой эпохи.) 11. Четыре кедра за кинотеатром «Алые паруса». Подготовили презентацию фильма.
Результаты исследований Экологический мониторинг природных сред микрорайона школы ( г.г.) Изучили: Методики проведения исследований. Химический анализ снега. Состав подземных вод. Предлагается презентация по теме :Презентация «Локальный экологический мониторинг водных источников микрорайона школы».«Локальный экологический мониторинг водных источников микрорайона школы». Подготовили презентацию проекта на Межрегиональную научно – практическую конференцию: «Человек. Природа. Техника.».
Этапы и ход работы Подготовительн ый этап Основной этап Заключительн ый этап 1. Составление плана выполнения исследовательских работ по принципу: «Что? Где? Когда?». 2. Распределение обязанностей в группе. 3. Подбор литературы и методик, необходимых для выполнения работ. 4. Составление графика использования компьютерного класса, химической лаборатории. 1. Выполнение поставленных задач. 2. Осуществление эксперимента в. 3. Оформление выводов и результатов. Подготовка и защита презентаций проектов, фотогазет, фильмов.
Состав выпускной работы Визитная карточка проекта.Визитная карточка проекта Презентация учеников по теме: «Локальный экологический мониторинг водных источников микрорайона школы».Презентация учеников по теме: «Локальный экологический мониторинг водных источников микрорайона школы Презентация учителя: «5 Июня».Презентация учителя: «5 Июня». Кроссворд Анализ успеваемости. Фотографии участников проектов. Топокарта микрорайона школы. Сайт пролект.
Использованная литература Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] /В.А. Алексеев. - Ярославль: Академия развития, – 234 с. Ашихмина, Т.Я. Экология родного края [Текст] /Т.Я. Ашихмина. - Киров: Вятка, – 720 с. Ворончихин, Е.И. По Вятскому краю [Текст]: путеводитель по примечательным объектам природы. Часть II. – Киров: ГИПП «Вятка», с. Ревель, П. Среда нашего обитания [Текст]: книга 2. Загрязнение воды и воздуха / П. Ревель, Ч. Ревель // Мир – С Экологический атлас Кировской области [Текст]: сборник компьютерных карт. - Киров, – 91 л.ил.