Лекция 11-2011. Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности, связанной с защитой информации ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лицензирование образовательной деятельности – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного.
Advertisements

Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» положительные и отрицательные аспекты.
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Особенности лицензирования медицинской деятельности.
Нормативное правовое обеспечение и организация процедуры лицензирования образовательной деятельности в условиях изменения законодательства Российской Федерации.
Занятие медицинской деятельностью
Лицензирование образовательной деятельности. Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, переоформлению документов,
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 91) -Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании.
Лицензирование образовательной деятельности. Цели и задачи лицензирования Цель лицензирования – предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.
УПРАВЛЕНИЕ РОСКОМНАДЗОРА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.
Лицензирование образовательной деятельности Совещание с управлениями образования Юго- Западного образовательного округа департамента образования
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
М.А. Руденко, Начальник отдела лицензирования образовательной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
Управление Росздравнадзора по Иркутской области Лицензирование медицинской деятельности в оздоровительных лагерях сезонного (летнего) типа Лицензирование.
ГОСОБРНАДЗОР РС (Я) ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 марта 2011 г. N 184 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
Транксрипт:

Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности, связанной с защитой информации ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 2

Список литературы 1. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 18 июля 2011 г.)Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.). Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 3

5. Конституция Российской Федерации. 6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г.). 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. 608 «О сертификации средств защиты информации» (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 29 марта 1999 г., 17 декабря 2004 г.). 8. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г.) 9. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г.). 10. Рекомендации по стандартизации Р Техническая защита информации. Основные термины и определения. 11. Толковый словарь русского языка. В 4 тт./Под ред. Ушакова Д. И.1. - М.: ТЕРРА, Столб. 1518; см. также: Словарь иностранных слов/Под ред. Лехина И.В. и Петрова Ф.Н. - М.: ЮНВЕС, С Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.). Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 4

14. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г., 12 мая, 7 октября, 25 декабря 2008 г.). 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями от 5 мая, 3 сентября, 2 октября 2007 г., 7 апреля, 12, 27 июня, 12 августа, 7 ноября 2008 г., 27 января, 18 мая, 15 июня 2009 г.). 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». 17. Рекомендации по стандартизации Р Информационная технология. Основные термины и определения в области технической защиты информации. 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации». 19. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 11 июля 2004 г., 31 августа, 1 декабря 2005 г., 12 июня, 27 июля, 28 декабря 2006 г., 28 ноября, 28 декабря 2007 г., 1 сентября, 23 октября, 17 ноября 2008 г.) Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 5

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (с изменениями от 29 ноября 2007 г., 4 мая 2008 г., 2 октября 2009 г.) 21. Приказ ФСБ России от 1 апреля 2009 г. N 123 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации« (с изменениями от 12 апреля 2010 г.)Приказ ФСБ России от 1 апреля 2009 г. N 123 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации« (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) 22. Приказ ФСБ России от 27 февраля 2009 г. N 75 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны». Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 6

23. " Приказ ФСБ России от 24 июня 2009 г. N 287 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)« (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) Приказ ФСБ России от 24 июня 2009 г. N 287 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)« (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) 24. Приказ ФСБ РФ от 25 декабря 2008 г. N 635 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность« (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 7

25. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 28 августа 2007 г. N 181 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (с изменениями от 23 июня 2009 г., 15 октября 2010 г.).Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 28 августа 2007 г. N 181 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (с изменениями от 23 июня 2009 г., 15 октября 2010 г.) 26. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 28 августа 2007 г. N 182 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации« (с изменениями от 23 июня 2009 г., 15 октября 2010 г.) Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 8

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 9

В В Е Д Е Н И Е Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности, связанной с защитой информации 10

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) В В Е Д Е Н И Е 11

Федеральный закон упорядочивает систему лицензирования в России. Так, предусмотрено дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. На уведомительный порядок начала осуществления переводятся такие виды работ, как обеспечение авиационной безопасности; изготовление и ремонт средств измерений; экспонирование и коллекционирование оружия и др. виды. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 12

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности заменят аккредитацией или саморегулированием в этой области. Сохранено лицензирование 49 видов деятельности. Вводится унифицированный порядок выдачи лицензий. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти в этой сфере. Вводятся бессрочные лицензии. Срок принятия решения о предоставлении лицензии 45 рабочих дней. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 13

С 1 июля 2012 г. ряд лицензионных процедур переведут в электронную форму. Совершенствуется порядок лицензионного контроля. Лицензиатов будут проверять по истечении 1 года с момента получения лицензии, поскольку именно в первый год велики риски нанесения ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем проверки должны проходить в обычном режиме - раз в 3 года. Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 14

Предоставленные до дня вступления закона в силу лицензии на виды деятельности, указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, действуют бессрочно. Предоставленные до дня вступления в силу закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 15

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: - РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРОСТРАНЕНИЕ: шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ в области шифрования информации, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ в области шифрования информации, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 16

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШИФРОВАЛЬНЫХ (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 17

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: -деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 18

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: -деятельность по технической защите конфиденциальной информации; -разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; -производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 19

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: -деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора); Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) 20

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 18 июля 2011 г.) Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования Ст.5 - утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; - определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; - устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Ст.5 Перечень изменен. Дополнен следующими полномочиями: - утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов; - утверждение типовой формы лицензии; - утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга. Исключено полномочие по установлению видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Теперь осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами. (ст.6)ст.6 21

В В Е Д Е Н И Е Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности, связанной с защитой информации 22

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 23

ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 24

Законодательством Российской Федерации определено, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, реализацию права на доступ к информации. ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации 25

Законодательством Российской Федерации определено, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, реализацию права на доступ к информации. ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации 26

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями). ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лиц Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации 27

Основными принципами (принцип - от лат. principium - начало) осуществления лицензирования являются: лицензирования 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований и условий в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; лицензионных требований и условий 5) гласность и открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации 28

Основными принципами (принцип - от лат. principium - начало) осуществления лицензирования являются: лицензирования 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования. ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации 29

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации 30

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 31

ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 32

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в информационной сфере [1]: деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств; деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств; предоставление услуг в области шифрования информации; разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем; ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию 33

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в информационной сфере [1]: деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации; ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию 34

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в информационной сфере [1]: разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией; ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию 35

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в информационной сфере [1]: деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора). ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию 36

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 37

ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 38

Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что лицензирование видов деятельности, осуществлявшееся федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией на день вступления в силу данного Указа, впредь до вступления в силу федерального закона о внесении изменений в действующие федеральные законы по вопросам лицензирования может по решению Правительства Российской Федерации производиться федеральным министерством или федеральным агентством [13]. ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 39

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями от 5 мая, 3 сентября, 2 октября 2007 г., 7 апреля, 12, 27 июня, 12 августа, 7 ноября 2008 г., 27 января, 18 мая, 15 июня 2009 г.) к лицензируемым видам деятельности в информационной сфере относит следующие виды работ: А - деятельность по технической защите конфиденциальной информации; Б - деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; В - деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств; ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 40

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями от 5 мая, 3 сентября, 2 октября 2007 г., 7 апреля, 12, 27 июня, 12 августа, 7 ноября 2008 г., 27 января, 18 мая, 15 июня 2009 г.) к лицензируемым видам деятельности в информационной сфере относит следующие виды работ: Г - деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств; Д - предоставление услуг в области шифрования информации; ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 41

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями от 5 мая, 3 сентября, 2 октября 2007 г., 7 апреля, 12, 27 июня, 12 августа, 7 ноября 2008 г., 27 января, 18 мая, 15 июня 2009 г.) к лицензируемым видам деятельности в информационной сфере относит следующие виды работ: Е - разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем; ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 42

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями от 5 мая, 3 сентября, 2 октября 2007 г., 7 апреля, 12, 27 июня, 12 августа, 7 ноября 2008 г., 27 января, 18 мая, 15 июня 2009 г.) к лицензируемым видам деятельности в информационной сфере относит следующие виды работ: Ж - разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; З - деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 43

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями от 5 мая, 3 сентября, 2 октября 2007 г., 7 апреля, 12, 27 июня, 12 августа, 7 ноября 2008 г., 27 января, 18 мая, 15 июня 2009 г.) к лицензируемым видам деятельности в информационной сфере относит следующие виды работ: И - деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора); К - деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией. ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 44

Органы лицензирования в информационной сфере и область их деятельности 45 п/п Лицензируемый вид деятельности Лицензирующие органы ФСТЭК России ФСБ России Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФНС России Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны территориальные органы безопасности 1А + 2Б ++ 3В + + 4Г + + 5Д + + 6Е + 7Ж + 8З + 9И + 10К + 45

Также ФСБ России осуществляет лицензирование разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации, которые планируется устанавливать на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации». ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации 46

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 47

ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 48

Приказ ФСБ России от 1 апреля 2009 г. N 123 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 49

Данным Административным регламентом определен порядок исполнения ФСБ России государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации. Лицензирование осуществляется Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (далее - лицензирующий орган) в части разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах: -Администрации Президента Российской Федерации, -Совета Безопасности Российской Федерации, -Федерального Собрания Российской Федерации, -Правительства Российской Федерации, -Конституционного Суда Российской Федерации, -Верховного Суда Российской Федерации, и -Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 50

В рамках исполнения этой государственной функции предоставляется или аннулируется лицензия, продлевается срок ее действия, переоформляется документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается дубликат такого документа, приостанавливается или возобновляется действие лицензии, ведется реестр лицензий и предоставляются выписки из него. Приведен перечень документов, подаваемых соискателем лицензии в лицензирующий орган вместе с заявлением о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии. ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 51

Лицензия предоставляется в течение 45 дней со дня поступления заявления, а аннулируется не позднее 1 дня со дня вступления решения суда в законную силу. Срок предоставления информации из реестра лицензий не должен превышать 3 дней со дня поступления запроса. За совершение действий, связанных с лицензированием, взимается госпошлина. За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии госпошлина составляет 300 руб., за предоставление лицензии руб., за предоставление выписки из реестра - 10 руб. ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 52

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: 1) невыполнение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации; ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 53

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: 2) отсутствие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет; ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 54

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: 3) отсутствие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам. ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 55

Частью 5 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на лицензиата или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При выявлении у лицензиата в ходе проведения проверки грубых нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган направляет соответствующие материалы в суд. ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 56

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 57

ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 58

Приказ ФСБ России от 24 июня 2009 г. 287 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 59

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах подлежит лицензированию. Если такая деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд организации или ИП, лицензирование не проводится. Лицензирующим органом выступает Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 60

Для получения лицензии организация или ИП должны подать заявление по установленной форме (приведена в приложении). Закреплен перечень прилагаемых документов. Заявление с необходимым пакетом документов направляется по почте. После проверки полноты и достоверности представленных документов лицензирующий орган назначает проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Дата и место проведения такой проверки согласуются с соискателем лицензии. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 61

Установлен перечень лицензионных требований и условий. Среди них: наличие допуска к гостайне; использование технических средств, в том числе иностранного производства, на эксплуатацию которых выдано соответствующее разрешение; наличие в штате квалифицированного персонала. Процедура лицензирования занимает не более 45 дней с момента подачи всех необходимых документов. За предоставление лицензии взимается госпошлина в размере 1000 руб. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 62

Почтовый адрес для направления (представления) соответствующих документов и письменных обращений: , г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 2. Информация о порядке исполнения государственной функции и реквизитах для уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, размещается на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет: Номера телефонов лицензирующего органа приводятся на сайте. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 63

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: 1)отсутствие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании: - помещений и сооружений, - а также технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 64

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: 2) отсутствие в штате лицензиата следующего квалифицированного персонала: - руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 5 лет в области лицензируемой деятельности; - специалисты, имеющие высшее либо среднее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 3 лет в области лицензируемой деятельности; ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 65

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: 3) отсутствие у лицензиата допуска к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 4) использование программ для электронно- вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) без договора, заключенного с правообладателем в установленном порядке; 5) одновременное нарушение двух и более требований и условий, указанных в пункте 58 Регламента. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 66

Информация о необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности параметрах технологического, испытательного, контрольно- измерительного оборудования отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну. Для ознакомления с указанными сведениями соискатель лицензии может обратиться в лицензирующий орган или территориальный орган безопасности, предоставивший лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Обращение может быть осуществлено по почтовому адресу или по телефону. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 67

Информация о методах осуществления лицензируемого вида деятельности отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну. Проект методической документации направляется на рассмотрение в лицензирующий орган. По результатам рассмотрения лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении по согласованию (об отказе в согласовании) указанного проекта. ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах 68

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 69

ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 70

Приказ ФСБ РФ от 25 декабря 2008 г. N 635 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" (с изменениями от 12 апреля 2010 г.) ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 71

Определены сроки и процедура лицензирования деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Государственную функцию по лицензированию указанной деятельности исполняют Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также территориальные органы безопасности (за исключением УФСБ России по городу Москве и Московской области). ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 72

В рамках исполнения этой государственной функции: предоставляется и аннулируется лицензия; продлевается, приостанавливается и возобновляется ее действие; переоформляется документ, подтверждающий наличие лицензии и выдается дубликат или копия такого документа; ведется реестр лицензий; предоставляется выписка из него. Определен перечень документов, представляемых соискателем в лицензирующий орган, а также установлен порядок проверки выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий. ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 73

Срок исполнения государственной функции по предоставлению лицензии составляет не более 45 дней со дня поступления в лицензирующий орган заявления и прилагаемых к нему документов. Действие лицензии приостанавливается в срок не позднее 1 дня со дня вступления в законную силу решения суда. Выписка из реестра должна предоставляться не позднее 3 дней с момента поступления запроса. В соответствии с Налоговым кодексом РФ за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается 300 руб., за предоставление лицензии руб., за выписку из реестра лицензий - 10 руб. ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 74

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: -отсутствие у лицензиата заключения, выданного испытательной лабораторией ФСБ России, составленного по результатам научно-технической экспертизы образца новой модели специального средства, -либо заключения, выданного лицензирующим органом, об отсутствии необходимости предоставления образца новой модели специального средства на научно-техническую экспертизу; -несоблюдение лицензиатом требований утвержденного ФСБ России порядка регистрации и учета специальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование; ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 75

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: - отсутствие у лицензиата документа, подтверждающего согласование с ФСБ России разработки и производства специальных средств, осуществляемых по контрактам с иностранными партнерами; -предоставление лицензиатом доступа к информации о специальных средствах и к технической документации о них без письменного запроса органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, -или уполномоченного им лицензиата -и (или) без согласования возможности предоставления доступа с федеральным органом исполнительной власти, заказавшим разработку специальных средств (за исключением случаев предоставления информации по запросам органа, уполномоченного на осуществление лицензионного контроля); ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 76

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются: - отсутствие у лицензиата технических заданий на разработку специальных средств, утвержденных в установленном порядке органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, и договоров на их производство; -одновременное нарушение 2 и более требований и условий, указанных в пункте 56 Регламента. ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 77

V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции Обращение, поступившее в лицензирующий орган, подлежит обязательному рассмотрению. Предметом обжалования могут являться решение лицензирующего органа, а также сроки исполнения и отказ в исполнении государственной функции. Заявители могут обжаловать действия (бездействие) и решение должностного лица лицензирующего органа руководителю указанного органа. ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 78

V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции Заявитель в письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование лицензирующего органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя и (в случае если имеется) отчество соответствующего должностного лица либо его должность, а также свои фамилию, имя и (в случае если имеется) отчество, полное наименование органа или организации (для юридического лица), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации письменного обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель может приложить к письменному обращению копии необходимых документов и материалов. ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 79

V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции Письменное обращение рассматривается в порядке, определенном Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21. Действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в судебном порядке. ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 80

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 81

ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 82

Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 28 августа 2007 г. N 181 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (с изменениями от 23 июня 2009 г., 15 октября 2010 г.) ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации 83

К компетенции Федеральной службы по техническому и экспортному контролю относится лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Данным Административным регламентом устанавливается порядок выдачи, переоформления, приостановления действия и аннулирования лицензии на осуществление указанной деятельности. Приведен перечень лицензионных требований и условий, определен список документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии, регламентирована процедура их рассмотрения. ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации 84

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии должно быть принято в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Лицензия на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации предоставляется сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен. Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней со дня подачи соответствующего заявления. За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, за выдачу и переоформление лицензии взимается госпошлина. ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации 85

Регламентирован порядок проведения проверок соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка может проводиться не более чем один раз в 2 года. Установлен порядок ведения реестра лицензий на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и предоставления информации из него. ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации 86

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 87

Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 28 августа 2007 г. N 182 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" (с изменениями от 23 июня 2009 г., 15 октября 2010 г.) ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 88

Административный регламент ФСТЭК России определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСТЭК России при осуществлении полномочий по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации. Лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации представляет собой мероприятия: связанные с предоставлением лицензий на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 89

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации являются: а) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;. ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 90

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации являются: в) выполнение требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области технической защиты информации; г) соответствие помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности, техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации; д) наличие нормативных правовых актов, нормативно- методических и методических документов по вопросам разработки средств защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 91

Требования к порядку исполнения государственной функции Информирование о порядке исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации. Место нахождения ФСТЭК России: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 17. Почтовый адрес для направления документов и обращений: ул. Старая Басманная, д. 17, Москва, , Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 92

Требования к порядку исполнения государственной функции Место нахождения экспедиции: г. Москва, Большой Козловский пер., д. 6, 4-ый ОФПС. Часы работы экспедиции: Понедельник - пятница Суббота, воскресенье Выходной день Телефон справочной службы экспедиции: (495) Телефон справочной службы структурного подразделения ФСТЭК России: (499) Информация о порядке исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации размещается на официальном сайте ФСТЭК России: ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 93

ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 94

ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации 95

Наименование лицензирующего органаФСТЭК России Полное наименование юридического лица Сокращенное наименование юридического лица Фирменное наименование юридического лица Организационно-правовая форма юридического лица Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации Идентификационный номер налогоплательщика Лицензируемый вид деятельностидеятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации Место нахождения Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности Дата принятия решения о предоставлении лицензии Номер лицензии Срок действия лицензии Сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий Сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии Основание приостановления действия лицензии Срок приостановления действия лицензии Основание возобновления действия лицензии Дата возобновления действия лицензии Основание аннулирования лицензии Дата аннулирования лицензии Основание прекращения действия лицензии Дата прекращения действия лицензии Выписка из реестра лицензий о лицензиате - юридическом лице Выписка из реестра лицензий о лицензиате - юридическом лице Наименование должности (подпись, печать) (инициалы, фамилия) 96

Выписка из реестра лицензий о лицензиате – индивидуальном предпринимателе Выписка из реестра лицензий о лицензиате – индивидуальном предпринимателе Наименование лицензирующего органаФСТЭК России Фамилия Имя Отчество Данные документа, удостоверяющего личность Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации Идентификационный номер налогоплательщика Лицензируемый вид деятельностидеятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации Место жительства Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности Дата принятия решения о предоставлении лицензии Номер лицензии Срок действия лицензии Сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий Сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии Основание приостановления действия лицензии Срок приостановления действия лицензии Основание возобновления действия лицензии Дата возобновления действия лицензии Основание аннулирования лицензии Дата аннулирования лицензии Основание прекращения действия лицензии Дата прекращения действия лицензии Наименование должности (подпись, печать) (инициалы, фамилия) 97

Цель занятия: рассмотреть особенности законодательной и нормативной базы лицензирования в области связанной с защитой информации Учебные вопросы: ВОПРОС 1. Лицензионная деятельность в области защиты информации ВОПРОС 2. Виды деятельности в информационной сфере, подлежащие лицензированию ВОПРОС 3. Органы лицензирования и их полномочия по технической защите конфиденциальной информации ВОПРОС 4. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 5. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах ВОПРОС 6. Деятельность ФСБ России по лицензированию деятельности в области разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ВОПРОС 7. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области технической защиты конфиденциальной информации ВОПРОС 8. Деятельность ФСТЭК России по лицензированию деятельности в области разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации 98

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 99 Лекция Требования к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с лицензированием деятельности связанной с защитой информации