Теоретико-методологические основы дифференциальной психологии Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспериментальная психология как наука Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА tvpsite.ru 2012.
Advertisements

Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Психология как наука 900igr.net. Происхождение слова «психология» Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Транксрипт:

Теоретико-методологические основы дифференциальной психологии Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент

План 1. Дифференциальная психология (ДП) как наука. 2. Методы дифференциальной психологии. Общепсихологические методы. Психогенетические методы. Исторические методы. Собственно-психологические методы. Социально-психологические методы. Возрастно-психологические методы (метод срезов). Анализ продуктов деятельности; тестирование. Каналы получения информации об индивидуальности. 3. Общие принципы (подходы) дифференциально- психологического анализа.

1. Дифференциальная психология (ДП) Отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Наука о психическом варьировании (психология индивидуальных различий) (С.К. Нартова-Бочавер) Специальная область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми, методом сравнительного анализа (А.В. Либин)

Внешние и внутренние связи дифференциальной психологии Общая психология Сравнительная психология Возрастная психология Социальная психология Дифференциальная психология 1. Область индивидуальных различий 2. Область типологических различий 3. Область групповых различий Внутренние области ДП Дифференциальная психофизиология Психогенетика

Этапы развития дифференциальной психологии 1 - этап донаучного знания 2 - естественнонаучная парадигма: - Установление причинно-следственных связей, закономерностей при опоре на данные эксперимента. - Доминирующий подход - номотетический - отражает общие свойства явлений (психология объяснения). 3 - гуманитарная парадигма: - Подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления. - Идеографический метод (психология понимания)

Предпосылки возникновения дифференциальной психологии 1. Внедрение в психологию экспериментального метода. 2. Использование методов статистического анализа. Дисперсионный анализ (определение меры индивидуального варьирования показателей). Корреляционный анализ (наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными). Факторный анализ (установление качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению). 3. Использование данных психогенетики (роль среды и генотипа - набора наследственных признаков). Вильгельм Штерн – основоположник дифференциальной психологии (1900) Характерология, этология, индивидуальная психология, сравнительная психология и др.

Цель дифференциальной психологии – исследование индивидуальных различий людей. Задачи дифференциальной психологии : Установление источников вариабельности (вариативности) среди измеряемых признаков. Исследование соотношений между измеряемыми характеристиками. Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике. Разработка теоретических основ психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Анализ группового распределения признаков.

Самопроверка 1. Синоним дифференциальной психологии: А) сравнительная психология; Б) психология индивидуальных различий; В) этническая психология. 2. Номотетический метод предполагает: А) объяснение; Б) понимание. 3. Основоположник дифференциальной психологии: А) В. Штерн. Б) З. Фрейд. В) Л.С. Выготский

2. Методы дифференциальной психологии 2.1 Общепсихологические методы: по виду используемого опыта: методы интроспекции и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению); по активности воздействия: наблюдение и эксперимент; по уровню обобщенности полученных закономерностей: номотетические (ориентированные на общее, психология объяснения) и идеографические (ориентированные на единичное, психология понимания); по стабильности - констатирующие и формирующие методы.

2.2 Психогенетические методы – изучение влияния наследственности и среды Генеалогический метод – (генеалогические древа и генограммы). Метод приемных детей – (пары ребенок - биологический родитель и ребенок - приемный родитель). Близнецовый метод (Э. Торндайк) (монозиготные (однояйцевые) близнецы обладают идентичными генными наборами, дизиготные (генный набор - как у обычных родных братьев и сестер).

Разновидности близнецового метода

2.3 Исторические методы (методы анализа документов) Биографический метод (вариант - петрографический метод) Дневниковый метод - вариант биографического, как правило, посвящен изучению жизни обычного человека. Автобиография - жизнеописание, ретроспективный опыт.

2.4 Собственно психологические методы 1. Интроспективные методы Самонаблюдение (интроспекция) Самооценка 2. Психофизиологические (аппаратные) методы Методика кожно- гальванических реакций Измерение абсолютных и дифференциальных порогов Методика двигательных реакций Методика условнорефлекторного изменения чувствительности

2.5 Социально-психологические методы 1. Опросы (в их разновидностях) Беседа (роли симметричны) Интервью («лидер» и «ведомый») Анкетирование (начиная с 10 лет). 2. Социометрия.

2.6 Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов «Поперечные» срезы подразумевают сравнение различных по возрасту людей (А. Гезелл). «Продольные» (лонгитюдные) срезы предполагают исследование, ведущееся на одной и той же выборке длительное время.

2.7 Тестирование Тесты способностей. Тесты умений и навыков. Тесты восприятия. Мнения (интересы, установки). Эстетические тесты. Проективные тесты. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях). Игровые тесты. 2.8 Анализ продуктов деятельности

2.9 Методы исследования индивидуальности (каналы получения информации) L (life record data) - данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. T (objective test data) - данные объективных тестов (испытаний). Q (questionnaire data) - данные, получаемые при помощи опросников, анкет.

Самопроверка 4. Близнецовый метод относится к: А) аппаратным методам; Б) социально-психологическим методам; в) психогенетическим методам. Метод срезов, предполагающий длительное исследование: А) метод поперечных срезов; Б) продольных срезов Установите ассоциативные соответствия: А) Жизнь. 1. Т - данные. Б) Тест. 2. L - данные. В) Вопрос. 3. Q - данные

3. Общие принципы (подходы) дифференциально-психологического анализа Формальный подход (формальный анализ индивидуальности). Интегральный анализ (соотношение части и целого). Принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных различий. Принцип взаимодействия эндо- и экзо факторов в детерминации различий. Принцип изменяемости и статистической оценки изучаемых явлений.

3.1 Формальный подход (формальный анализ индивидуальности) Анализ инвариантной структуры устойчивых универсальных свойств человека (темперамент, стиль, способности, характер и др.). Принцип инвариантности. Принцип иерархичности (разведение и последующее соотнесение между собой уровней анализа исследуемого явления). Принцип координации и взаимодействия. Принцип индивидуального единства (никакое индивидуальное свойство не интерпретируется без учета целостной природы индивидуальности)

3.2 Интегральный анализ - исследует структуру формообразующих компонентов (соотношение целого и его частей). 3.3 Принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных различий - между отдельными людьми, типами людей и человеческими группами.

3.4 Эндо- и экзо факторы в детерминации межиндивидуальной вариативности Три типа связей между генотипом и средой: Пассивное влияние (когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду). Реактивное влияние (врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт характера). Активное влияние (индивиды осуществляют активный поиск или создают среду, которая в большой степени соответствует их задаткам).

3.5 Измеряемость и статистическая оценка изучаемых явлений Явление нормального распределения (Ф. Гальтон) - различия нормально распределены в популяции, есть группы людей с высоким и низким уровнем, а большая часть выборки занимает положение в середине. Независимая и зависимая переменные. Коэффициент корреляции (co-relation, К. Спирмен, 1901) - для измерения соотношения между двумя показателями. - тесная связь – r = 1.00, - совершенно не связаны r = 0.00, - степень связанности характеристик от 0.01 до 0.99, - отрицательный коэффициент корреляции (- 1) - разнонаправленность.

Темы контрольных работ: 1. Этапы развития дифференциальной психологии. 2. Направления дифференциально- психологических исследований. 3. Взаимодействие среды и наследственности. 4. Асимметрия полушарий и ее проявления. 5. Методы дифференциальной психологии.