Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгения Богоявленская
1 Экспериментальная психология как наука Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА tvpsite.ru 2012
2 План 1. Понятие об экспериментальной психологии. 2. Научное исследование. 2.1 Критерии истинности научного знания. 2.2 Методологические принципы. 2.3 Фазы (состояния) науки. 2.4 Этапы нормативного исследования. 2.5 Виды научных исследований и теорий. 2.6 Понятие и виды гипотез. 3. «Идеальное исследование», понятие и виды валидности. 4. Методы исследования (общие подходы).
3 1. Понятие об экспериментальной психологии 1. В расширительном значении: научная дисциплина, изучающая проблемой методов психологического исследования в целом. 2. Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения психики человека и животных (по В. Вундту). 3. Система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. 4. Теория психологического эксперимента.
4 2. Научное исследование Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности и характеризующаяся методом. Критерии истинности (научности) знания: -Любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. -Научным признается знание, которое может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. -Знание, для опровержения которого нет соответствующей процедуры, не может быть научным.
5 Теория - это предположение и может быть опровергнута экспериментом Эксперимент – метод опровержения правдоподобных гипотез. Методологические принципы: 1. Принцип фальсифицируемости - -потенциальная опровержимость теории; -абсолютное опровержение теории всегда окончательно. 2. Принцип верифицируемости – любая гипотеза может быть опровергнута впоследствии (относительна)
6 Состояния (фазы) науки (по Т. Куну): 1. Революционная фаза (ломка парадигмы). 2. «Нормальная наука» - правила и стандарты научной деятельности, принятые научным сообществом, до очередной революции, ломающей старую парадигму. Этапы нормативного процесса научного исследования: Выдвижение гипотезы (гипотез). Планирование исследования. Проведение исследования. Интерпретация данных. Опровержение или не опровержение гипотез. (Формулировка новой гипотезы).
7 Виды научных исследований 1. Фундаментальные (без учета практического эффекта). 2. Прикладные (для решения конкретной задачи). 3. Монодисциплинарные и комплексные. 4. Однофакторные (аналитические) – выявление наиболее существенного аспекта. 5. Поисковые (вопросы, ранее не решаемые). 6. Критические (опровержение существующей теории, выбор из альтернативных гипотез). 7.Воспроизводящие.
8 Виды научных теорий 1. Аксиоматические (на основе аксиом, недоказанных в рамках теории) и гипотетико-дедуктивные (на основе предположений - гипотез). 2. Качественные теории (без привлечения математического аппарата). 3. Формализованные теории (с использованием математического аппарата).
9 Гипотеза – научное предположение, которое пока не подтверждено и не опровергнуто. - может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой; - открыта для дальнейшей проверки. I. Виды гипотез (по происхождению): 1. Теоретические (теоретически обоснованные; для проверки следствий теории). 2. Экспериментальные (для подтверждения/ опровержения теорий). 3. Эмпирические (безотносительно к теории; для данного конкретного случая).
10 II. Виды гипотез (по содержанию) 1. О наличии явления (существует ли?). 2. О наличии связи между явлениями (корреляционное исследование). 3. О наличии причинной связи между явлениями - экспериментальные гипотезы: - Основные (1-2) и альтернативные. -Гипотеза о различии (Н 1 ). -Гипотеза о сходстве (Н 0 ).
11 Понятие идеального исследования Результаты объективны, инвариантны относительно времени, пространства, типа объектов исследования. Идеальное исследование интерсубъективно. Идеальное исследование не может и не должно полностью соответствовать реальному. Научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Понятие и виды валидности.
12 Виды валидности Теоретическая (прогностическая) валидность – отношение идеального исследования к реальности Внутренняя валидность – соответствие реального исследования идеальному Внешняя валидность – соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности
13 Классификация психологических эмпирических методов (по В.Н. Дружинину)
15 1. Общепсихологические методы: 1. по виду используемого опыта: методы интроспекции и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению); 2. по активности воздействия: наблюдение и эксперимент; 3. по уровню обобщенности полученных закономерностей: номотетические (ориентированные на общее, психология объяснения) и идеографические (ориентированные на единичное, психология понимания); 4. по стабильности - констатирующие и формирующие методы.
16 2. Психогенетические методы – изучение влияния наследственности и среды Генеалогический метод (генеалогические древа). Метод приемных детей – (пары ребенок - биологический родитель и ребенок - приемный родитель). Близнецовый метод (Э. Торндайк) (монозиготные (однояйцевые) близнецы обладают идентичными генными наборами, дизиготные (генный набор - как у обычных родных братьев и сестер).
17 Разновидности близнецового метода
18 3. Исторические методы (методы анализа документов) Биографический метод (вариант - петрографический метод) Дневниковый метод - вариант биографического, как правило, посвящен изучению жизни обычного человека. Автобиография - жизнеописание, ретроспективный опыт.
19 4. Собственно психологические методы 1. Интроспективные методы Самонаблюдение (интроспекция) Самооценка 2. Психофизиологические (аппаратные) методы Методика кожно- гальванических реакций Измерение абсолютных и дифференциальных порогов Методика двигательных реакций Методика условнорефлекторного изменения чувствительности
20 5. Социально-психологические методы 1. Опросы (в их разновидностях) Беседа (роли симметричны) Интервью («лидер» и «ведомый») Анкетирование (начиная с 10 лет). 2.Социометрия.
21 6. Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов «Поперечные» срезы подразумевают сравнение различных по возрасту людей (А. Гезелл). «Продольные» (лонгитюдные) срезы предполагают исследование, ведущееся на одной и той же выборке длительное время.
22 7. Метод тестирования Тесты способностей. Тесты умений и навыков. Тесты восприятия. Мнения (интересы, установки). Эстетические тесты. Проективные тесты. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях). Игровые тесты. 8. Праксеометрический метод (анализ продуктов деятельности)
23 9. Методы исследования индивидуальности (каналы получения информации) L (life record data) - данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. T (objective test data) - данные объективных тестов (испытаний). Q (questionnaire data) - данные, получаемые при помощи опросников, анкет.
25 Самопроверка 1. Принципы экспериментальной психологии: А) фальсифицируемости; Б)верифицируемости; В) научности. 2. Номотетический метод предполагает: А) объяснение; Б) понимание. 3. Основоположник экспериментальной психологии: А) В. Вундт. Б) З. Фрейд. В) Л.С. Выготский.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.