«Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГТ» Пашинцева Виктория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Advertisements

« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
«CОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Косинская Т.А. заведующая МБДОУ «Теренсайский детский.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России.
Особенности структуры основной образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
«Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГТ»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Транксрипт:

«Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГТ» Пашинцева Виктория Николаевна Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок»

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым г.)Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым г.) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки РФ N 2562 от 27 октября 2011 г.)Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки РФ N 2562 от 27 октября 2011 г.) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от г.)Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от г.) Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ 2151 от г.)Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ 2151 от г.) О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо Минобрнауки РФ от 21 октября 2010 года)О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо Минобрнауки РФ от 21 октября 2010 года) Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )

Принципы построения образовательной программы соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, его психических функций, мотивационной сферы, которые позволят ребенку быть успешным в школе; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости – содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции понимается как процесс, ведущий к такому состоянию, которое означает связанность взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра).

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей Инвариантная часть – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования (или группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вариативная часть отражает специфику климатических, национальных, социально- экономических и других условий, а также видовое разнообразие учреждений дошкольного образования. Формируется участниками образовательного процесса, отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно- эстетическому развитию детей, (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть (инвариантная) -80% Вариативная часть (компонент региона, ДОУ -20%

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это формы работы с детьми, но не занятия, а другие формы: «Вариативная часть я» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; Самостоятельная деятельность детей 2) специфику социально-экономических, национально- культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Взаимодействие с родителями В МАДОУ 37 в группах от 2-4 лет внедряется программа по сенсомоторике «Умные пальчики», в средних – «Пластилинография», в старших и подготовительных группах - программа по духовно- нравственному воспитанию «Добрый мир» модульно, интеграцией во все образовательные области и формы организации детской деятельности. Обязательная часть (инвариантная) -80% Вариативная часть (компонент региона, ДОУ -20%

Образовательная программа ДОУ- обязательная часть Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Экспериментирование, Проектирование, Коллекционирование, Беседы, Наблюдения, Решение проблемных ситуаций, Игры, Викторины, Чтение и обсуждение, Инсценирование и драматизация, Оформление выставок, портфолио. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). В музыкальной деятельности: слушание, пение, танцы Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: физ развитие, закаливающие процедуры, прием пищи, гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительная прогулка; социально-личностное развитие - ситуативные беседы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; познавательно-речевое развитие- создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, разговоры с детьми; художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни, в игре, в досуге, на прогулке, в изодеятельности, в гимнастике, привлечение внимания к звукам. Самостоятельная деятельность детей : подвижные, спортивные игры и упражнения; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; чтение детьми коротких стихов, игры по мотивам художественных произведений, игры в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, развивающие ; рисование, лепка,конструирование, рассматривание репродукции картин, музицирование, пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Взаимодействие с родителями: встреча с интересным человеком;«школы для родителей», клубы, студии. Проведение мастер-классов, тренингов. Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, анкетирование, стендовые консультации и т.д.

Основные направления Физическое Социально-личностное Познавательно-речевое Художественно- эстетическое

Образовательные области Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка.

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, мире… Познание Формирование целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме. Труд Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. Физическая культура Развитие игровой деятельности в части подвижных игр. Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.

Виды детской деятельности Игровая; Коммуникативная; Трудовая; Двигательная; Познавательно-исследовательская; Музыкально-художественная; Восприятие художественной литературы; Продуктивная.

Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта

Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Познавательно- исследовательская Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Наблюдение Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

Как отразить принцип интеграции при планировании воспитательно-образовательной работы? Принцип интеграции следует отражать через реализацию образовательных задач. При этом образовательные задачи, которые будут представлять разные образовательные области, должны быть в равных пропорциях, равноценны, равнозначны. Каждая образовательная область основана на каком-то виде детской деятельности и направлена на ее развитие. Но это не значит, что при освоении других образовательных областей данная детская деятельность не может быть использована. Поэтому принцип интеграции реализуется не только по содержанию, но и видам детской деятельности. При планировании воспитательно-образовательной работы следует учитывать то, что интеграция видов детской деятельности и образовательных областей предполагается в течение всего дня. Об интеграции той или иной области педагог вправе принимать решение самостоятельно. В календарном планировании необходимо отражение интеграции образовательных областей по средствам и формам.

Допустима ли разработка учебного плана непосредственно образовательной деятельности в условиях ФГТ? Согласно п. 6 ст. 9 Закона РФ от "Об образовании" образовательные учреждения, реализующие образовательный процесс должны составлять учебные программы и учебные планы. Однако данное положение не относится к ступени дошкольного образования, где структура ООП ДО определяется ФГТ к структуре ООП ДО, утв. приказом Минобрнауки России от Ставшее тенденцией при проектировании ООП ДО во многих регионах составление "Учебного плана непосредственно образовательной деятельности" с регламентацией времени в часах и минутах на реализацию образовательных областей или детских видов деятельности по дням недели, искажает основную идею ФГТ – реализацию в детском саду образовательного содержания внутри детской деятельности и отказ от жесткой системы занятий, типичной для школьной системы образования.

Новое содержание понятия "занятие" Специально организованное занятие – основная форма реализации учебной модели построения воспитательно-образовательного процесса в прежней дидактике. Являясь, по сути, попыткой уйти от данной модели, ФГТ к структуре ООП ДО, утв. Приказом Минобрнауки РФ от , наполнили понятие "занятие" новым содержанием. В контексте данных требований занятие – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Однако знания, умения и навыки выступают теперь не как самоцель, а как средства развития ребенка, удовлетворения его разнообразных интересов и формирования этой детской деятельности. Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе, где осуществляется подготовка детей к основной форме обучения в школе занятию- уроку.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Данный принцип подразумевает, что работа с детьми должна строиться на основе объединения комплексов различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При этом в качестве видов тем могут выступать: организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, праздники, традиции, сезонные изменения в природе. Комплексно-тематический принцип, тесно взаимосвязан с принципом интеграции различных детских деятельностей, следовательно, и с интеграцией содержания различных образовательных областей. А также с принципом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны быть, с одной стороны, социально значимыми для общества, а с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей. Иначе нельзя будет построить работу на адекватных возрасту детей формах, на адекватном их интересам содержании.

Организация предметно-развивающей среды в ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 организация предметно-развивающей среды строится на основе интеграции содержания и видов деятельности: Уголок для ролевых игр Уголок для ролевых игр Книжный уголок Книжный уголок Зона для настольно-печатных игр Зона для настольно-печатных игр Выставка (детского рисунка, творчества)Выставка (детского рисунка, творчества) Уголок природы Уголок природы Спортивный уголок Спортивный уголок Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) Уголки для разнообразных видов деятельности детей: конструктивной, изобразительной, музыкальной.Уголки для разнообразных видов деятельности детей: конструктивной, изобразительной, музыкальной. Игровой центр с крупными конструкциями для легкого изменения игрового пространства.Игровой центр с крупными конструкциями для легкого изменения игрового пространства. В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей. Для построения развивающей среды в МДОУ учитывались принципы: принцип открытости;принцип открытости; гибкого зонирования;гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды;стабильности-динамичности развивающей среды; сочетание привычных и неординарных элементов,сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка,индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенкаучета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка

Требования к содержанию коррекционной работы В ДОУ(общеразвивающего вида) раздел "Содержание коррекционной работы" будет свой в зависимости от контингента детей и тех программ коррекционного образования, которые реализуются в данном учреждении.В ДОУ(общеразвивающего вида) раздел "Содержание коррекционной работы" будет свой в зависимости от контингента детей и тех программ коррекционного образования, которые реализуются в данном учреждении. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и оказание помощи детям в освоении Программы: Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и оказание помощи детям в освоении Программы: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музруководителя, воспитателя, инструктора ФИЗО, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музруководителя, воспитателя, инструктора ФИЗО, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. любознательный, активный. эмоционально отзывчивый. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список литературы Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от г. 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010, 3. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учётом федеральных государственных требований// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010, 9. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Письмо Минобрнауки РФ от г Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание