ПСИХОДИАГНОСТИКА – ЭТО… наука; практика; искусство постановки психологического диагноза.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Валидизация контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена Полежаева Мария Викторовна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Федерального.
Advertisements

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕСТОВ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ И КАЧЕСТВА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
ТЕСТИРОВАНИЕ Центральный филиал ГОУ ВПО РАП (г.Воронеж)
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Доверительный интервал и доверительная вероятность.
Любая человеческая деятельность предполагает наряду с планированием и организацией контроль качества исполнения, проверку результатов.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Качество теста Константин Титов, Центр оценки в образовании и методов обучения Бишкек, Кыргызстан 6 ноября 2009 года.
Лекция 1 «Введение». Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов. Специфической.
Расчет оптимальной численности выборки. Статистическое наблюдение сплошное Обследование всех единиц изучаемой совокупности не сплошное Обследование части.
Минаева Татьяна Александровна Демьяненко Ирина Николаевна.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Теория систем и системный анализ Тема5 «Оценка сложных систем. Основные типы шкал измерения »
Выборочное наблюдение. Понятие выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение – это такой вид статистического наблюдения, при котором обследованию подвергается.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
РАЗДЕЛ 1. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" Тема 1.2. «Основы медицинской статистики и организации статистического.
Транксрипт:

ПСИХОДИАГНОСТИКА – ЭТО… наука; практика; искусство постановки психологического диагноза.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ установление индивидуально- психологических особенностей, отличающих один объект диагностики (учащийся, группа, степень освоения программы) от другого.

Как поставить психологический диагноз? установить наличие или отсутствие некоторых признаков; по их сочетанию сделать вывод о существовании тех или иных качеств и причинах их возникновения. знать о закономерностях возникновения и развития интересующих нас качеств; уметь создавать и применять методы диагностики; обладать опытом диагностики и интуицией диагноста.

ПСИХОМЕТРИКА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОДИАГНОСТИКИ; ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАВАТЬ И АДАПТИРОВАТЬ ТЕСТЫ; ПОЗВОЛЯЕТ ОЦЕНИВАТЬ КАЧЕСТВО ЛЮБОГО ТЕСТА; ДАЕТ ПОНИМАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ХАРАКТЕРА ТЕСТОВ.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОМЕТРИКИ НАДЕЖНОСТЬ; ВАЛИДНОСТЬ; ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ; РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ.

Кривая нормального распределения х, Мх - Среднее арифметическое σ х - Стандартное отклонение D х – Дисперсия σ 2 = D

Для стандартных шкал: –σ + M + σ – НОРМА (средний уровень); M – 2σ – ниже среднего; M – 3σ – низкий; Далее – очень низкий; M + 2σ – выше среднего; M + 3σ – высокий; Далее – очень высокий.

НАДЕЖНОСТЬ - точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от случайных варьирующих факторов; это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЯ: ВНЕШНИЕ (условия тестирования); ВНУТРЕННИЕ (особенности людей); СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ (знания о тестировании и тестах).

НАДЕЖНЫЙ ТЕСТ измеряет некое качество, делает это устойчиво во времени, позволяет сравнивать результаты испытуемых, протестированных в разное время, в разном месте, в разном состоянии.

Основные виды надежности Ретестовая надежность Взаимозаменяемых форм Частей теста По внутренней согласованности

РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ (надежность-устойчивость) Провести первичное тестирование на выборке не менее 30 человек; Провести повторное тестирование через 0,5 – 6 месяцев на ТОЙ ЖЕ САМОЙ выборке; Подсчитать коэффициент корреляции между первичным и повторным тестированием.

Определение надежности Основной прием определения надежности на практике - КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ На практике в большинстве применяемых методик редко удается получить значения коэффициентов надежности, превышающие 0,7-0,8; При коэффициенте надежности 0,8 ошибка измерения составляет 0,45.

НАДЕЖНОСТЬ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ФОРМ (надежность- согласованность) провести тестирование на выборке не менее 30 испытуемых с помощью формы А; провести повторное тестирование на ТОЙ ЖЕ САМОЙ выборке с помощью формы Б (либо сразу же, либо через временной интервал до 6 мес.); подсчитать коэффициент корреляции между результатами первичного и повторного тестирования.

Взаимозаменяемые (сопоставимые) формы теста Параллельные или взаимозаменяемые (снабженные таблицами эквивалентности); Уравненные (попарно уравненные по структуре и содержанию задания); Эквивалентные (результаты с близкими статистическими характеристиками).

НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА (методом расщепления) провести однократное тестирование на выборке испытуемых не менее 30 человек; расщепить тест на 2 эквивалентные половины (четные-нечетные задания, исходя из индекса трудности задания и т.д.) посчитать коэффициент корреляции между выполнением 1 ой и 2 ой половины теста; перейти к надежности целого теста через формулу Спирмена-Брауна или формулу Рюлона.

НАДЕЖНОСТЬ ПО ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ (отдельных заданий) Провести однократное тестирование на выборке испытуемых не менее 30 человек; Используя результаты выполнения каждого задания, подсчитать коэффициент Кьюдера-Ричардсона (для заданий «1-0») или коэффициент Кронбаха (для более дифференцированных заданий).

Определение надежности по внутренней согласованности вопроса Испытуемые 1234…n А01101 В11000 С00011 … n11001 Выявление множественных корреляций между ответами испытуемых на каждый из вопросов теста – ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

ВАЛИДНОСТЬ - ЭТО понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Надежный тест измеряет некое качество Валидный тест измеряет качество, которое мы и хотим измерить

ВАЛИДНОСТЬ - обязательная и наиболее важная часть сведений о тесте, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности; суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества; связь изучаемой области поведения с определенными психологическими конструктами.

ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ: конструктная; по содержанию; по критерию (текущая и прогностическая); очевидная (для испытуемого); иллюзорная (ложная) и др.

Виды и связи валидности (по Л.Ф.Бурлачуку)

ВАЛИДНОСТЬ КОНСТРУКТНАЯ отражает степень репрезентации исследуемого конструкта в результатах теста. Определяет область теоретической структуры явлений, измеряемых тестом.

Способы определения конструктной валидности Теоретическое обоснование конструкта Вычисление коэффициента корреляции между результатами теста и результатами другой, общепринятой оценки этого же конструкта Сравнение результатов тестирования двух групп испытуемых, которые с точки зрения логики должны сильно отличаться по этому конструкту

ВАЛИДНОСТЬ ПО СОДЕРЖАНИЮ характеризует степень соответствия содержания заданий теста измеряемой области психических свойств; закладывается в тест при подборе заданий, которые должны охватывать главные аспекты изучаемого феномена в правильной пропорции к реальной деятельности в целом.

ВАЛИДНОСТЬ ПО КРИТЕРИЮ отражает соответствие результатов теста результатам независимых и непосредственных измерений того же качества (например, соответствуют ли результаты тестов достижений успешности в реальной деятельности); включает текущую (диагностическую) и прогностическую валидность.

Текущая валидность по критерию показывает прогностичность теста в настоящем времени. «Есть ли это качество у испытуемого сейчас?» Прогностическа я валидность по критерию показывает его прогностичность на будущее. «Появится ли это качество у испытуемого в будущем и как оно будет представлено?»

КРИТЕРИИ ВАЛИДИЗАЦИИ объективные социально-демографические и биографические данные; показатели успеваемости, объем полученного образования; показатели эффективности выполнения отдельных видов профессиональной деятельности; результаты реальной деятельности; врачебный диагноз; субъективные оценки; экспертные оценки (коллективная оценка, средневзвешенная оценка, ранжирование, парное сравнение); контрольные испытания знаний и умений; данные других методик и тестов, валидность которых считается установленной.

Валидизация методом контрастных групп Заполнить матрицу сопряженности Выс. Крит. Низ. Крит. Выс. Тест АВ Низ. Тест СD

Подсчитать Фи-коэффициент Гилфорда

Оценить полученные результаты минимальный объем выборки для валидизации – 30 человек; минимальное значение Фи- коэффициента для признания теста валидным - 0,36.

Валидный тест должен обладать внутренней согласованностью Анализ внутренней согласованности осуществляется путем коррелирования ответов на каждое задание с общим результатом теста.

Конвергентная и дискриминантная валидность (Кэмпбелл, Фиске) Новый тест (диагностируемый конструкт 1); Известный тест (диагностируемый конструкт 2); Известный тест (диагностируемый конструкт 3); ДК3 ДК1 = ДК2.

ВАЛИДНОСТЬ ОЧЕВИДНАЯ представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого; не является объективным показателем; выступает в качестве фактора, побуждающего испытуемых к обследованию, способствует более серьезному и ответственному отношению к работе по выполнению заданий теста.

ВАЛИДНОСТЬ ИЛЛЮЗОРНАЯ (ложная) иллюзия соответствия заключения по результатам тестирования личностным характеристикам обследуемого. Возникает как следствие использования предельно общих, а поэтому применимых практически ко всем обследуемым формулировок, таких, например, как «разумный в выборе цели», «стремящийся к лучшей жизни» и т. п. Такого рода утверждения принимаются почти всеми людьми в качестве точного описания их личности, что создает почву для деятельности различного рода прорицателей и предсказателей.

ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ ТЕСТА отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку; мера соответствия успешности выполнения одной задачи всему тесту является показателем ДИСКРИМИНАТИВНОСТИ заданий теста (коэффициент дискриминации, индекс дискриминации).

КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКРИМИНАЦИИ Может принимать значения от -1 до +1. Высокий положительный rpb свидетельствует об эффективности деления испытуемых. Высокое отрицательное значение rpb свидетельствует о непригодности данной задачи для теста, о ее несоответствии суммарному результату.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности; означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению.

Репрезентативность – показывает, насколько результаты выборки стандартизации могу быть перенесены на тех людей, на которых будет проводиться тест.

Тест Прошедший все этапы психометрической проверки Является надежным обоснованным инструментом Позволяющим сравнивать результаты людей, групп друг с другом С ним можно работать!