Составитель: Е.А.Рудакова, к.п.н., доцент КМО НИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

План работы 1.Определение требований к проектированию, проведению и анализу урока постановки учебной задачи в системе развивающего обучения в контексте.
Взгляд на современный урок. Теория учебной деятельности учебных задач УРОКА предполагает решение системы учебных задач, которые разворачиваются для детей.
Урок в рамках деятельностного подхода. Урок – это зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: ее цели, содержание, методы и формы. Урок – особый.
Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Самоанализ урока развивающего образования Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова.
УМК «Гармония» в рамках стандартов нового поколения.
Формирование действий самооценки в системе развивающего обучения.
Использование технологий деятельностного подхода год.
Ковалёва Людмила Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцево Смоленской области 2013 год.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Возрастные особенности младшего школьника Теория деятельности Патрикеева Ирина Евгеньевна …один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л.С.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Классификация уроков: Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений.
Виды деятельности учителя, которые приведут к формированию УД детей.
Организация действий контроля и оценки в первой фазе учебного года ( совместная постановка и планирование задач года )
Транксрипт:

Составитель: Е.А.Рудакова, к.п.н., доцент КМО НИПКиПРО

УЗ– это задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа. Учебная задача направлена на получение особого результата – самоизменения УД. Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно- практических задач.

проблематизация дефицит способов действия поиск путей преодоления этого дефицита УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

1. Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; 2. Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; 3. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; 4. Построение системы частных задач, решаемых общим способом; 5. Контроль за выполнением действий; 6. Оценка усвоения общего способа

Движение учеников в любом предмете предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и так далее.

Система учебных задач Общие способы действий

Определить результат урока в виде формируемой детской способности Отобрать задания из УМК Предусмотреть основные логические моменты урока

Продумать, что будут делать дети на протяжении логических отрезков урока Предусмотреть и наметить, в какие моменты нужно проверить, контролируют ли дети то, что они делают Предусмотреть на каждом уроке рефлексивные моменты

от постановки и решения учебной задачи до постановки следующей учебной задачи: – фрагмент постановки учебной задачи; – фрагмент поиска и открытия нового способа действий; – фрагмент решения частных задач; – фрагмент контроля и коррекции; – фрагмент развернутого оценивания.

Цель - сделать так, чтобы учащиеся сами (в совместно распределенной деятельности) вышли на новую задачу через «интеллектуальный конфликт». Перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче. Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием.

1. Демонстрация детьми владения старым способом. 2. Самооценка детей. 3. Постановка перед детьми конкретно- практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация "разрыва"). 4. Определение границы использования старых способов действий и формулировка новой задачи.

Создание ситуации успеха Создание ситуации «разрыва» Фиксация места «разрыва» Формули рование учебной задачи Рефлексия

1. Вводимое понятие должно быть предельно общим с тем, чтобы последующие этапы работы с понятием выступали для детей как конкретизация, уточнение исходного понятия. 2. Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию необходимости его появления. 3. Не вводить знание в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез. 4. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Цель - найти и сконструировать новый способ решения задач (исходное зерно понятия), зафиксировать его в виде модельной схемы, изучить в "чистом виде" особенности этого способа действий (отношения). Чаще всего моделирование осуществляется практически одновременно с поисками нового способа действий, представляя собой форму, в которой воплощаются эти поиски. Конструируется и фиксируется в модельной форме новый способ решения определенного круга задач

Окончательное осмысление, уточнение (конкретизация), "наполнение" нового способа действий многообразием решаемых им задач, отработка открытого способа действия при решении конкретно- практических задач. Отработка нового способа действий – переход от группового выполнения работы к индивидуальному. Наряду с обычным уроком может использоваться и такая форма, как тренировочное учебное занятие.

В таких частных задачах условия не просто такие же по сути, как в задаче на открытие способа: в них непременно содержится какой-то новый поворот, "ловушки", или же они сильно отличаются по материалу (но не по способу действий).

Формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и путями их устранения. Целенаправленно осуществляется передача учащимся учительских функций контроля и оценки действий.

Предъявление результатов освоения способа действия и его применения в разных конкретно- практических ситуациях, формирование разных способов и форм действия оценки.

Проверочная работа по теме направлена на оценку владения самим учащимся освоенным способом действия в разных практических (стандартных) и нестандартных ситуациях. Варианты: 1) в рамках новой темы спустя две-три недели после окончания предыдущей темы учитель сам назначает проверочную работу. В этой ситуации возникает момент временной удаленности. 2) учащийся сам определяет, когда он готов предъявить на оценку свои знания по той или иной теме, умение применять освоенный способ действия в разных ситуациях.

1. Была ли учителем создана в начале урока (или на предыдущем уроке) ситуация, являющая детям освоенность тех способов действий, без которых нельзя ставить новую учебную задачу? В чем она выражалась? 2. Какими средствами пользовались учитель и учащиеся для создания ситуации "интеллектуального конфликта", приведшей к постановке новой учебной задачи? 3. Обнаруживается ли на уроке умение учащихся "почувствовать" необходимость особого умения при решении новой задачи (попытки найти собственное решение, рассмотрение причин неудачи, обращение за способом к учителю и т.п.)? 4. Смогли ли дети зафиксировать ту трудность, которая не дает возможность решить поставленную новую задачу в виде вопроса в любой форме: словесной, графической, знаковой? 5. Был ли зафиксированный "разрыв" переведен учащимися в задачу? 6. Соответствовали ли формы организации коллективно- распределенной деятельности поставленным целям урока?

А.Б.Воронцов, Е.В. Чудинова. Урок в системе развивающего обучения.- Москва, «Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова – 2-е изд. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2010.