Методический совет Методы использования современных информационных образовательных технологий в учебном процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Advertisements

LOGO Информационные технологии в образовании. Информация - сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе МОУ СОШ 3 МО г.Тихорецк г.
Методы анализа и экспертизы для электронных программно - методических и технологичес - ких средств учебного назначения. ( ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ.
«Создание учебно- методических материалов с помощью ИКТ»
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Использование ЭОР на уроках математики. Актуальность Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не.
Мастер-класс Использование ИКТ на уроках биологии.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и информатики Районный семинар учителей математики и информатики образовательных.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
Компьютеризация обучения. 1. Компьютеризация обучения Компьютеризация обучения, в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком.
« Основы компьютерной грамотности » Основное направление - общеинтеллектуальное.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Информационные технологии в образовании «… я убеждён, что существование компьютеров окажет на интеллектуальное развитие людей гораздо более фундаментальное.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в учебно- воспитательном процессе.
использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки, создания.
Транксрипт:

Методический совет Методы использования современных информационных образовательных технологий в учебном процессе

Повестка дня 1. Современное образование – образование информационного общества. Применение ИТ в учебно- воспитательном процессе. 2. Достигнутые результаты и пути решения проблемы информатизации и применения ИКТ в коллективе.

«Мы должны научиться объединять цифровой мир компьютерных сетей с наиболее удивительным в мире «компьютером» – человеческим мозгом»

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга; использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга; интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования: вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений. моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий : повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально– исследовательскую деятельность. 3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.

И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН): И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН): индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; визуализировать учебную информацию; визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); формировать культуру познавательной деятельности и др. формировать культуру познавательной деятельности и др.

Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения: наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага; расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага; завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием; завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием; использование автоматического устройства; использование автоматического устройства; индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах). индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

Электронные учебники

Контроль знаний качественные контролирующие программы как правило: качественные контролирующие программы как правило: используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах; используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах; позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню; позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню; обеспечивают возможность изменения трудности заданий; обеспечивают возможность изменения трудности заданий; позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе; позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе; являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать. являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.

Интеллектуальная контролирующая программа: дает возможность анализировать ответы разных типов, дает возможность анализировать ответы разных типов, распознает различные синонимы правильных ответов; распознает различные синонимы правильных ответов; проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых; проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых; различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки; различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки; локализует местонахождение ошибки; локализует местонахождение ошибки; может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки. может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.

Тестовая система компьютерного контроля тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его; компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его; в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос; в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос; тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить; тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить; вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности; вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности; вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему; вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему; варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке; варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке; необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время. необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности. Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.

В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий: персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм; персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм; потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения; потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения; различные формы компьютерной тревожности; различные формы компьютерной тревожности; вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире. вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.

Р.Вильямс и К. Маклин в соей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению игровая программа может быть использована: в качестве награды за успешное выполнение учебного задания; в качестве награды за успешное выполнение учебного задания; как мотив, побуждающий к серьёзной работе; как мотив, побуждающий к серьёзной работе; как средство моделирования исследовательской задачи; как средство моделирования исследовательской задачи; как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы; как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы; как способ стимулирования определенного типа мышления; как способ стимулирования определенного типа мышления; как средство организации работы детей и управления этой деятельностью; как средство организации работы детей и управления этой деятельностью; как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков. как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков.

Виды компьютерного обучения Дистанционное обучение Дистанционное обучение Самообучение Самообучение Встроенное обучение (внедрение эл. средств обучения в урок Встроенное обучение (внедрение эл. средств обучения в урок

Решение методсовета 1. Активное использование ИТ в образовательном процессе. 2. Провести семинар – практикум по теме: «Использование ИТ в учебно- воспитательном процессе» (Срок г.)