АЛЕКСАНДР ДАРГОМЫЖСКИЙ
Алекса́ндр Серге́евич Даргомы́жесткий ( , село Троицкое, Белёвский уезд,Тульская губерния , Санкт-Петербург) русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжесткий считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколении.
Даргомыжесткий родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е 30-е годы, живо интересовалась французской культурой. В семье было шестеро детей: Эраст (р. 1811), Александр, Софья (р. 1815), Виктор (р. 1816), Людмила (р. 1827) и Эрминия (р. 1827). Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.
Александр Даргомыжесткий продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания. Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная тема была очень важна. Даргомыжесткий отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая характер.
Впервые в музыке создается жанр Бытовой психологической драмы. Эта задача требовала новых выразительных средств. Даргомыжесткий стремился передать психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным средством.
Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: Эсмеральда, Торжество Вакха, Русалка, Каменный гость.. Около 100 романсов и песен Написал 3 одночастные увертюры: Баба яга, Украинский казачок, Фантазия на финские темы.
Самые известные романсы - "Я вас любил" (на стихи А. С. Пушкина), "И скучно и грустно", "Мне грустно" (на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова). РОМАНСЫ проникнуты тонким лиризмом, настроением одиночества. Мне минуло 16 лет на слова Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. C-dur. Пример широкой песенной мелодии. Мне грустно на слова Лермонтова. Элегия. D-moll.
Один из лучших романсов Даргомыжского -- Ночной зефир на слова Пушкина. В этом романсе заключено отличие стиля Даргомыжского от Глинки. У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжесткий подходит к стихам более конкретно и делает из романса сцену. Получается форма рондо с контрастными эпизодами. Рефрен c-moll: Ночной зефир струит эфир. 1-й эпизод. Резкий контраст. C-dur. Сценка. Вот взошла луна золотая. Серенада. В фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. 2-й эпизод. Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой. Сбрось мантилью, ангел милый. Смена темпа, переборы струн.
Комическая сценка. «Мельник» на стихи Пушкина. Носит черты театрализованности. Имеет 2 действующих лица. ДРАМАТИЧЕСКАЯ СЦЕНКА Старый капрал на слова Курочкина. Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много речитативности: В ногу, ребята, раз, два (рефрен). 2-й куплет – Я оскорбил офицера. Каждый куплет более драматический, чем предыдущий. В конце Даргомыжесткий вводит хор: В ногу, ребята, раз, два. Его обычно исполняет фортепиано. Старый капрал - классическая песня, построенная как театральная сцена.
В творчестве А. С. Даргомыжского появился новый жанр вокальной лирики - сатирическая песня. Яркие примеры подобных произведений - песни "Червяк" и "Титулярный советник" (обе 50 е гг.). Используя речитатив, приближающийся к естественной речи, композитор на рисовал выразительные социальные портреты. Даргомыжесткий писал их в момент сотрудничества с литературным журналом Искра на стихи Курочикина и Вейенберга. Червяк на слова Курочкина..Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций – C-dur-As-dur. Какое счастье. Титулярный советник на слова Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный советник. Комические сценки. На стихи Пушкина – «Мельник», где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности.
К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера " Русалка " (1855 г.). Опираясь на текст одноимённой незаконченной пьесы А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. После опер Глинки это сочинение - важнейшее явление русской сцены. По жанру " Русалка " - лирико психологическая бытовая драма. В центре оперы - трагическая судьба крестьянской девушки Наташи и её отца ( мельника ), обманутых Князем. Автор с любовью рисует портреты главных героев. Музыкальный образ Наташи окрашен в лирические тона ; вокальная партия построена на мягких, распевных интонациях, напоминающих городскую бытовую песню. Перед зрителем предстаёт искренняя, любящая девушка. После измены Князя она с горя бросается в реку, и во второй половине действия это уже другая Наташа - Русалка, царица Днепра, которая мстит своему обидчику. Партия отца героини, добродушного старика, не лишённого чувства юмора, основана на народно бытовых интонациях. Потеряв дочь, он сходит с ума, и те же самые интонации, но уже в изменённом виде звучат жутковато. Особенно интересны два дуэта. Наташи и Князя ( первое действие ) и Князя с мельником, потерявшим рассудок ( второе ). Музыка точно и тонко передаёт психологические нюансы, например показную нежность Князя к Наташе или внезапные проблески сознания у мельника. Драматическую линию сопровождают хоровые сцены. Первое действие, например, включает цикл из трёх песен, которые поют крестьяне, - лирической протяжной " Ах, ты, сердце ", более подвижной " Заплетися, плетень " и плясовой " Как на горе мы пиво варили ".
Последнее сочинение Даргомыжского, которое он не успел завершить, - "Каменный гость" ( гг.). Композитор вновь обратился к творчеству великого русского поэта: опера написана на полный драматический текст пьесы А. С. Пушкина. Даргомыжесткий создал в этом произведении выразительный декламационный стиль - каждое слово отражено в музыке. В опере почти нет замкнутых номеров - получилось цельное музыкально драматическое действие. Необычность сочинения вызвала горячие споры в обществе. "Каменный гость" - экспериментальная опера, которая открыла новые пути в развитии жанра.
Даргомыжесткий похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки. По его завещанию, « Каменный гость » был завершён Кюи и оркестрован Римским - Корсаковым.