Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЕкатерина Смирнова
1 Даргомыжский Александр Сергеевич ( )
2 Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.
3 Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах.
4 В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора. Дом, в котором жил А.С. Драгомыжский. Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д.9
5 Александр Сергеевич никогда не обучался ни в одном учебном заведении, но получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. В 1822 году мальчика начали учить играть на скрипке, затем - на фортепиано. Занятия музыкой шли очень успешно, но уже в одиннадцать лет Даргомыжский предпочитал не готовить заданные уроки, а сочинять собственные пьесы. Изучение фортепьянной игры он закончил у известного в свое время музыканта Ф.Шоберлехнера
6 Учился Даргомыжский и пению, у Б.Л. Цейбиха, и скрипичной игре у П.Г. Воронцова, участвуя уже с 14- летнего возраста в квартетном ансамбле.
7 К семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в годах.
8 В 1830-х годах Даргомыжский был известен в музыкальных кругах Петербурга как "сильный пианист", а также как автор нескольких фортепианных пьес и романсов: "Дева и роза", "Каюсь, дядя" и других.
9 В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. М.И. Глинка
10 Под влиянием Глинки Даргомыжский стал с большей серьезностью заниматься музыкой. Советы Глинки помогли Даргомыжскому овладеть композиторской техникой. Уже его произведения 1830-х годов свидетельствуют о самобытном претворении им музыкальных традиций Глинки. В е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Ветроград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.
11 "Эсмеральда" - произведение слабое, несовершенное, но в нем уже обнаружились особенности Даргомыжского: драматизм, стремление к выразительности вокального стиля. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. Не очень яркая по музыке, "Эсмеральда" на сцене не удержалась. Финальная сцена оперы «Эсмеральда» МАЛЕГОТ 1858
12 В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха. Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге в 1846 году, но в постановке ее в виде оперы автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 году) она была поставлена в Москве. Огорченный отказом в постановке "Вакха", Даргомыжский замкнулся в тесный круг своих поклонников и поклонниц, продолжая сочинять небольшие вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и романсы, тогда же изданные и сделавшиеся популярными.
13 Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно. В итоге работа оперой началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Отличительные черты оперы «Русалка»: психологическая глубина; точность в обрисовке характеров. Даргомыжский воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности.
14 Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело.
15 Последний период творчества Даргомыжского, наиболее оригинальный и значительный, можно назвать реформаторским. Его начало ознаменовывается появлением ряда оригинальных вокальных пьес, отличающихся своим комизмом ("Титулярный советник", 1859), драматизмом ("Старый капрал", 1858; "Паладин", 1859), тонкой иронией ("Червяк", на текст Беранже- Курочкина, 1858) и всегда замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: "Малороссийский казачок" (1864) и вполне самостоятельные "Баба-Яга, или С Волги nаch Riga" (1862) и "Фантазия на Финские темы" ("Чухонская фантазия", 1867).
16 Кадр из фильма "Каменный гость" Главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его молодые товарищи, композиторы "балакиревского кружка", особенности талантов которых он быстро оценил. Даргомыжский сыграл очень важную роль в их формировании, оказал большое влияние на их дальнейшее творчество. Их энергия сообщилась и самому Даргомыжскому; он решил смело вступить на путь оперной реформы, принявшись с необыкновенным рвением за сочинение последней своей оперы - "Каменного гостя", поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный текст литературного произведения, не изменяя ни единой строки пушкинского текста и не прибавляя к нему ни единого слова.
17 Все последние годы жизни Даргомыжский работал над "Каменным гостем". В этой опере нет ни арий, ни хоров, она состоит исключительно из талантливых и оригинальных мелодических речитативов. Цель их не только в воспроизведении психологической правды, но и в художественном воспроизведении с помощью музыки человеческой речи со всеми ее оттенками. Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (быстро развивавшийся аневризм и грыжа); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам
18 А.С. Даргомыжский - один из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы - умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге.
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.