В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своём ответе вы должны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А РГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. В АША ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА В ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Таким образом, автор стремится донести до читателя.
Advertisements

МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Аргументация собственного мнения. Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доказательство, доводы) Вывод (общий итог)
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями. Аргументация – это приведение доказательств,
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Занятие 6 (Аргументация, критерий К 4). АРГУМЕНТЫ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ССЫЛКИ НА АВТОРИТЕТ РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СТАТИСТИКА ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ ПОЛОЖЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ.
К1 Формулировка проблем исходного текста К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К3 Отражение позиции автора исходного текста К4 Аргументация.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Готовимся к экзамену Сочинение. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Транксрипт:

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа давно уже нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. Ваша цель – убедить адресата в чём- либо, укрепить или изменить его мнение. Аргументация – способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров. Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, подтверждающие аргумент.

Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрации к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух. Аргумент 2 Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики. Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

логические аргументы – доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы; психологические аргументы –доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убежденность пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям).

1. Рациональные (логические): реальные факты; статистика; законы природы; положения официальных документов.

2. Иллюстративные: конкретные примеры из жизни; примеры из художественных произведений; предположительные примеры.

3. Ссылки на авторитет: мнения выдающихся людей; цитаты из авторитетных источников; мнение очевидцев; общественное мнение.

Возможны различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая. При поддерживающей аргументации ученик соглашается с мнением автора и приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контр тезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя примерами.

ТЕЗИС Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство. Аргумент 1 Связь языка и культуры очевидна для каждого Нельзя забывать и о том, что в мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв переломные моменты истории именно в книге очерков «Земля родная» назвал язык родная речь, родной язык становятся главным богатством нации. В самом деле, вся той духовной опорой, которая духовная культура немыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. Аргумент 2 Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаменитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина. ВЫВОД Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщиться к этому богатству и приумножить его.

Тезис: На войне осознаётся ценность человеческой жизни. Контртезис: Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность. Аргумент 1: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали в 1914 – 1918 годах, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания. Аргумент 2: Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930 – 1931 годах немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили. Вывод: Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» (содержат указание на положительные последствия принятия тезиса) или «аргументы к угрозе» (указывают на негативные последствия принятия или непринятия тезиса).

Тезис Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека. Аргумент к обещанию Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии. Аргумент к угрозе Подтверждение мысли автора можно найти в статье Д.С. Лихачёва «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчёркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.

Используемые вами аргументы оцениваются различными баллами. Аргументы, оцениваемые 2 баллами: 1. Примеры из художественной литературы. 2. Примеры из публицистической литературы. 3. Примеры из научной (научно-популярной) литературы.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые 2 баллами всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

В качестве аргумента, оцениваемого 2 баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием.

Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей, «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

Приводя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создают телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убежден в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

Аргументы, оцениваемые 2 баллами: 1. Примеры из жизни. 2. Собственные наблюдения и выводы. 3. Предположительные примеры. 4. Ссылки на авторитет. 5.Пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения). 6. Примеры из кинофильмов.

Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма. Будьте осторожны с аргументами этого типа, т. к. большинство из них просто напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами: Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда – случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам, кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов: Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Предположительные примеры представляют собой размышление о том, что могло бы случиться при определённых условиях: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Ссылки на авторитет представляют собой высказывания знаменитых людей, обладающих опытом, знаниями в определённых сферах деятельности. «Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - писал Михаил Пришвин.

Лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет – не довод».

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах, но и на страницах художественных произведений.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха - стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.

В данном случае подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из повести А. Грина «Алые паруса».

Аргументация выполняет определённую функцию и занимает то место в композиции сочинения, которое этой функцией определено. Таким образом, аргумент должен удовлетворять двум главным требованиям: 1. Обосновать сформулированный тезис. 2. Обеспечить композиционную цельность текста.

Тезис Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины. Логический переход Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины - России Аргумент А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Микровывод Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

1. Отсутствуют аргументы. Отсутствие аргументов, как правило, свидетельствует о незнании требований к сочинению-рассуждению и о невнимательном прочтении задания к части С. 2. «Довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его и, следовательно, не является аргументом. Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что сострадание – важнейшее качество человека, потому что каждый должен научиться помогать ближнему, сострадать ему.

3. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста. Я принимаю позицию автора. Мне очень понравилась описанная Ю. Трифоновым история о лошади. Это было прекрасное и свободное животное, которым все любовались. Животное не заслужило той жестокой расправы, которую над ним учинили.

4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором. Вместо того чтобы приводить свои примеры, учащийся подробно рассматривает аргументацию, которую использовал автор. Подобные рассуждения возможны в комментарии или при изложении авторской позиции, однако не будут приняты экспертом в качестве вашей аргументации. Я полностью согласна с позицией автора текста: люди не всегда по достоинству оценивают исторических деятелей. Во- первых, автор приводит в пример судьбу русского полководца Барклая-де-Толли, не понятого и не оценённого современниками. Во-вторых, в тексте рассказывается история титана Прометея, похитившего для людей огонь, из которого они сделали похлёбку. (Обратите внимание на речевой недочёт в последнем предложении.)

5. Отклонение от тезиса проявляется в том, что автор сочинения незаметно для себя уходит в сторону от мысли, которую доказывает, начинает писать о том, что знает, а не о том, что следует доказать. Я знаю, что не все книги одинаково полезны. Обложки многих из них яркие и красочные, они обещают вам невиданные удовольствия. На мой взгляд, все эти обещания не доведут до хорошего, и, как говорится, бесплатный сыр есть только в мышеловке. Это так и есть. Такие ситуации были и в моей жизни. Как-то мне пообещали бесплатный приз. Я поверил в чудо, но после мне пришлось за всё за это заплатить. Вот такие вот призы! (Разочарование в «бесплатном призе» оказалось для автора сочинения важнее логики изложения мысли.)

6. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом. Отсутствие умения строить связный, логически выстроенный текст часто проявляется в том, что сочинение превращается в некоторый набор мыслей, практически не связанных между собой. Я полностью разделяю мнение автора: человек, который заботится не только о себе, вряд ли когда-нибудь останется один. Я могу привести в пример известного писателя Льва Николаевича Толстого. Он при жизни был графом, в молодости ему были присущи фамильярность и несерьёзность. Но с годами люди меняются, накапливают жизненный «багаж». К концу своей жизни в его сознании произошли кардинальные изменения: он стал жить скромно, на стенах не было картин. В доме отсутствовало прежнее богатое убранство, но главное, что этот человек постоянно работал над собой. (Обратите внимание на то, что автор сочинения весьма вольно обращается с фактами биографии Толстого, и, кроме того, приведённые «факты» не являются подтверждением заявленного тезиса.)

7. Этически некорректное изложение доводов. Порой, вступая в спор с автором, учащиеся проявляют неуважение к позиции собеседника, что существенно снижает убедительность доводов и приводит к потере балла за нарушение этической корректности. Вот я сижу около года в интернете дома и в удобном кресле загружаю свой мозг полезной информацией, а не бегаю как этот автор по пыльным и не удобным библеотекам, выбирайте сами интернет или сидеть в не удобной библеотеке. (Мы сознательно сохранили орфографию и пунктуацию автора сочинения. Судите сами: так ли уж много полезной информации «загружено» в его мозг?)

Разберём некоторые примеры неудачной аргументации тезиса «Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека». Пример из сочинения: Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьёзную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. Приведённый пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.

Пример из сочинения: Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимания. Но пока выпускаются всё новые и новые книги, и появляются новые авторы. Значит, книги будут всё больше и больше доставлять нам радость. Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека. Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.

Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора. Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека. Первая мысль нуждается в примере, пояснении. Второй аргумент не связан с тезисом.

В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. Описанный случай не является подтверждением тезиса. Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека.

Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили людям голову. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живёт сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повёлся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще её не читать. Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, начинает рассуждать о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами. Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека.

Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода. Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека.

Я согласна с мнением автора. Во-первых, можно привести множество таких примеров, что, в свою очередь, свидетельствует о массовости таких случаев. Во-вторых, нельзя забывать, что не каждый сделает такой выбор, о котором так проникновенно пишет автор. Пустословие, свидетельствующее о полном отсутствии мысли! Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека.

1) Аргументы – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. 2) Аргументы – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. 3) Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Задание 1. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. От­метьте вариант ответа. Объясните свой выбор. Тезис: Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу. Фрагменты сочинений: 1. В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.

2. О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». 3. Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон- Томпсона каждая особь живой природы это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.

Задание 2. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор. Тезис: Знание, не подкреплённое любовью и человечностью, может быть опасно. Фрагменты сочинений: 1) История знает множество примеров того, что величайшие научные открытия использовались против человечества. Люди придумали порох, динамит, ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Тысячи учёных по всему миру до сих пор изобретают новые изощрённые средства для массового уничтожения людей. К сожалению, не все учёные задумываются об ответственности перед человечеством за свои открытия.

2) Можно вспомнить повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Благие намерения Преображенского найти способ омоложения человека оборачиваются трагедией. В результате операции милейший пёс превращается в грубое, неразвитое, самонадеянное и наглое человеческое существо Полиграфа Полиграфовича. Так Булгаков высмеивает миф о рождении нового советского человека и вновь доказывает, что только постепенное развитие эволюция может разрешить основные противоречия в жизни общества. 3) Обратимся к профессии врача. Хороший врач знает почти всё о строении человеческого тела и поэтому может вылечить, облегчить страдания, то есть использовать свои знания в соответствии с клятвой Гиппократа («Не навреди!»). Однако во время Второй мировой войны в немецких концентрационных лагерях именно врачи проводили бесчеловечные эксперименты над заключёнными (в том числе женщинами и детьми), становились настоящими изуверами и палачами. Таким образом, любое знание может быть опасно, если им владеют люди, лишённые чести и совести.

Задание 3. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор. Тезис: Милосердие это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком. Фрагменты сочинений: 1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали бы сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка! 2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению. 3) Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Милосердие осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, когда прощает Понтия Пилата.

Задание 4. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор. Тезис: Художественная литература это важнейший источник духовного развития личности. Фрагменты сочинений: 1) Действительно, с самого детства в нашу жизнь входят народные сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина. Все эти произведения учат ребёнка добру, пониманию того, что такое красота, и указывают путь к духовным высотам. 2) Чтение художественной литературы должно быть медленным и вдумчивым. Ведь художественное произведение это сложная система переплетённых образов и мотивов, это особый мир, отражающий авторское видение действительности. Однако проникнуть в этот мир, понять его законы может только вдумчивый читатель, чутко прислушивающийся к авторскому голосу и многоголосью героев, внимательный к художественным деталям. 3) Правоту автора подтверждает публицистика Д. С. Лихачёва. Например, в очерке «Любите читать!» этот учёный и общественный деятель пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о любви и многом другом, что волнует каждого из нас.