Т е м а: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т е м а: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «Можно быть профессором в области своего предмета, но.
Advertisements

Педагогическое общение. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
«Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса Деятельность Действия Операции Теория Методика Технология Критерии.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Педагогическое взаимодействие – как условие эффективности образовательного процесса.
МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014.
Гуманизация отношений учащихся и учителей – это основная инновация, которая должна осуществляться в школе!
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса Педагогический совет Разработали: Загоруйко Т.Ю – зам. директора.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
МКОУ «ООШ с. Полевое» 2011 год Педагогический совет «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»
«Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ЦЕЛЬ: ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ.
МОУ Чикманской СОШ Чулымского района Новосибирской области Кл.руководитель: Вендимут Н.А.
Муниципальное образовательное учреждение «Информационно- методический центр» Чистоозерное 2009.
Стили педагогического общения на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.
Транксрипт:

Т е м а: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

Этому посвящены труды отечественных педагогов - психологов – Бодалева А.А, Ломова Б.Ф., Кузьмина Е.С., Кузьмина Н.В. Знакова В.В., Леонтьева А.А., Реана А.А.. В работах Зимней И.А., Коломинского Л., Кондратьевой С.В., Леонтьева А. А. Кузьмина Н. В. и Реан А. А., также подчёркивается ведущая роль эффективного педагогического общения.

В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть: --устойчиво-положительным, -- неустойчивым, -- ситуативно-отрицательным, -- устойчиво-отрицательным. В психологии разработаны черты социально-психологического портрета педагогов, которым присущи разные стили взаимодействия с учащимися: -авторитарный стиль; - демократический стиль; - либеральный стиль.

При решении образовательных задач общение позволяет: Психологический контакт с детьми; Положительная мотивация обучения; Обстановка коллективного, познавательного поиска. При решении воспитательной задачи с помощью общения: Налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми; Формируется познавательная направленность личности; Преодолеваются психологические барьеры; Формируются межличностные отношения. 13 При решении развивающих задач через общение: Преодолеваются социально- психологические факторы (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.); Создаются возможности для выявления и учета индивидуально- психологических особенностей учащихся; Осуществляется социально- психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.).

Отрицательное во взаимоотношениях «ученик» - «учитель» Со стороны учителя - зависимость отношения учителя к ученику (классу) от настроения учителя - частое повышение голоса (крик) учителя в ответ на нарушение дисциплины в классе - отсутствие (редкое применение) у учителей дифференцированного подхода к «трудным» ученикам (учащимся из неблагополучных семей, с девиантным поведением, низкой успеваемостью или учебной дисциплиной, а также к «избалованным» детям) - частое нежелание «понять» ученика, выяснить причину низкой успеваемости или дисциплины. Принятие сразу «репрессивных» мер: «2», вызов родителей, «чтение нотаций» в некорректной форме - неоправданная затрата времени в начале урока (или по ходу урока) на долгие нравоучения по поводу плохой дисциплины или опоздания на урок - часто используемый авторитарный стиль взаимоотношений с учениками - наличие у учителей «любимчиков» и «изгоев» - не одинаковое, субъективное, предвзятое отношение к некоторым ученикам

Отрицательное во взаимоотношениях «ученик» - «учитель» Со стороны ученика - нарушение дисциплины, невыполнение требований учителя, классного руководителя, приводимое к конфликтным ситуациям - провоцирование (в большинстве случаев) конфликтной ситуации - равнодушие к труду учителя, его состоянию, его просьбам или требованиям

По мнению В.А.Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение; общение – заигрывание.

Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации учебного процесса у такого учителя лежат авторитарно-императивные принципы, а девизом его деятельности становятся слова делай так, как я тебе говорю!

«Дерево взаимоотношений» «Дерево взаимоотношений» Взаимоотношения между педагогом и учеником Конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения педагога Индифферентный тип взаимоотношений, неконтактная модель общения «Китайская стена» Взаимоотношение активного взаимодействия, сотрудничества и диалога

Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, складываются между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал:...учение мыслится как совместное исследование … В условиях со активности основными орудиями учителя становятся просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг Действуем вместе!.

Типы взаимодействия: УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ – ГРУППА УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЬ – ГРУППА УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЬ – «Я» УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК Связь субъектов образовательной деятельности: учитель- родитель УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Типы взаимодействия: Сотрудничество; Диалог; Соглашение; Опека; Подавление; Конфликт; Индифферентность (равнодушие); Конфронтация (скрытая неприязнь друг к другу). Типы взаимодействия: Сотрудничество; Диалог; Соглашение; Опека; Подавление; Конфликт; Индифферентность (равнодушие); Конфронтация (скрытая неприязнь друг к другу). Типология педагогического взаимодействия по Л.В.Байбородову Взаимопонимание; Взаимоотношение; Взаимопознание; Взаимовлияние. Взаимопонимание; Взаимоотношение; Взаимопознание; Взаимовлияние.

Педагогическая аксиома гласит: «Можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет».

Хорошие взаимоотношения складываются с педагогом, если Хорошее настроение у педагога; Она не кричит; Она добрая; ласковая; Выполняешь её требования; Живёшь по её правилам; Уважительно к ней относишься Отношения с педагогом складываются плохие, если: Она в плохом настроении; Расстроена чем-то; Кричит с утра; Она злая и сердится на меня; Я психую; Меня кто-нибудь доведёт; Меня обсуждают и плохо про меня говорят

Упражнение «Модальность» Типичная фраза Как необходимо говорить «Ты должен хорошо учиться!» «Я уверена, что ты можешь хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!»«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты должен уважать старших!»«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!» «Ты должен слушаться учителя и воспитателя!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться».

Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

Анкета для учащихся «Стили педагогического взаимодействия» 1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом. 2. По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное. 3. Учитель, как правило, ведёт объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей. 4. Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока. 5. Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока. 6. Учитель удачно шутит в ходе урока. 7. Учителя выводит из себя любой шум, шорохи, гул, оживление в классе. 8. Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу. 9. Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала. 10. Учитель сразу отвечает на любую сказанную во время урока реплику. 11. Учитель замечает изменения в настроении учащихся во время урока. 12. Учитель часто использует при объяснении эмоциональный рассказ. 13. Учитель часто увлекается монологом, и ему не хватает времени на уроке. 14. Учитель признает право учащегося на ошибку.

Великие педагоги о проблеме С.Т. Шацкий высказывал мысль, что учитель должен заботиться, не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. В.А.Сухомлинский высказывался: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого, конкретного человека, чтобы не было обесценивания слов, чтобы цена слова постоянно возрастала. Пусть каждое слово, произнесённое в школе, даёт плод, а не остается пустоцветом».

Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребёнка, коллеги). Уметь: *по внешним признакам определять состояние ребёнка(учителя); *выслушивать с вниманием и уважением; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); *управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; *установка на положительное восприятие собеседника; *владение приёмами длительного включения положительных эмоций); *поддерживать в ребёнке веру в себя, свои силы. Правила педагогического общения:

Рекомендации педагогам 1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска. 2. Развивать совместную (педагога и учащегося) внеурочную деятельность (кружки по интересам, экскурсии, походы и т.п.). 3. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества(праздничные мероприятия), дни здоровья, спортивные состязания) и т.п.. 4. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью создавать и развивать общешкольные традиции. 5. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.