Развитие фонематических процессов Учитель-логопед Зотеева О.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Advertisements

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». Презентацию подготовила: Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» С.А. Фролова.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Подготовила воспитатель: Заботина Л.А.. «Задачи» Сформированность звуковой стороны речи, Полная сформированность фонематических процессов, Готовность.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 21 мая 2008 г. Выполнила учитель-логопед МОУ СОШ 16 Анкудинова О.Н.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Транксрипт:

Развитие фонематических процессов Учитель-логопед Зотеева О.С.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов.

Фонематический слух Фонематическое Фонематические восприятие представления Фонематический синтез анализ

Недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводят к специфическим дефектам звукопроизношения. Даже легкие отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением, к дисграфии и дислексии.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно- рефлекторные связи. Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Варианты внешних дефектов в произношении звуков речи : Полное отсутствие звука Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции Смешение в речи двух правильно произносимых звуков Искаженное произношение звука В этом случае он говорит «рыба» вместо «ррыба» и «лампа» вместо «ллампа». Встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет). Ребенок говорит «лрыба» вместо «ррыба» и «саба» вместо «шуба», однако эти замены наблюдаются в более позднем возрасте. Ребенок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то «ррыба», то «лрыба»,). В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук Р, но произносит его искаженно.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н.А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов: Узнавание неречевых звуков дифференциация фонем дифференциация слогов различение одинаковых слов, фраз, звуко комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса различение слов, близких по звуковому составу развитие элементарного звукового анализа

Игры по развитию фонематического восприятия УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ. Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК. Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто- либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Система работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза I этап – подготовительный II этап – формирование фонематического анализа и синтеза III этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.

Игра «СОСТАВЬ СЛОВО» Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза. Задачи: -учить выделять начальный звук в слове. -учить синтезировать слова из заданных звуков. -учить составлять звуковую схему слова. -учить обозначать звук буквой. Ход игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный ( мягкий или твердый ) звук. 2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.

«ДИНОЗАВРИК» ЦЕЛЬ: « Развитие звуко - буквенного анализа» ЗАДАЧИ: -Учить выделять первую букву в слове. -Учить находить общую букву в словах. -Развивать зрительное внимание, мышление. ИНСТРУКЦИЯ: Проведи динозаврика к домику так, чтобы по пути ему встречались слова, начинающиеся на одну и ту же букву. Игра « ЗВУКОПУЗИКИ» ЦЕЛЬ: « Развитие фонематического слуха» ЗАДАЧИ: -Учить выделять звук на фоне слова. -Учить дифференцировать звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам. -Учить соотносить звук с буквой. -Развивать мышление. ИНСТРУКЦИЯ: Помоги звукопузикам поймать шарики со своим звуком.

В мире звуков (фонематика) (развиваем фонематический слух, внимание, память) Описание: Эта игра очень похожа на традиционные игры-ходилки с кубиками и фишками, где победитель тот, кто первый добрался до финиша. Но "Фонематика" - еще и развивающая игра. Ею могут пользоваться для занятий с детьми и родители, и педагоги, и логопеды. С помощью этой игры можно определить и улучшить состояние фонематического слуха у ребенка. Передвигая фишку по игровому полю и попадая на разные клетки, малыш будет получать задания: назвать начальный или конечный звук слова, которым обозначается предмет, нарисованный на карточке, подобрать рифму к тому или иному слову. Игра подойдет детям разных возрастов (от 2 до 10 лет). В правилах предложены различные варианты проведения игры для детей разных возрастных категорий. Техническое описание: Комплектность: поле, 42 карты, 84 маленьких карточки, 4 фишки, кубик, правила. Упаковка - картон, размер упаковки 33*22*2,8 см.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В возрасте 45 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.

Спасибо за внимание