Об опыте использования проектного подхода на уроках русского языка Об опыте использования проектного подхода на уроках русского языка Подготовила: учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
Иностранный язык : обязанность или необходимость ?!
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания при подготовке исследовательских работ.
МБОУ СОШ 12 Организация самостоятельной работы учащихся в исследовательской деятельности Организация самостоятельной работы учащихся в исследовательской.
Подготовила: учитель начальных классов Семыкина Людмила Николаевна.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Проектное обучение для учащихся. Любая деятельность становится творческой тогда, когда человек стремится выполнить свое дело правильнее и лучше. Апдайк.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Транксрипт:

Об опыте использования проектного подхода на уроках русского языка Об опыте использования проектного подхода на уроках русского языка Подготовила: учитель русского языка и литературы, 1 кв. категории Юшманова А.А. Юшманова А.А.

Ведущая идея проектного метода «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (Г.Песталоцци)

Работа над проектом – это учебная деятельность, поэтому она проводится под руководством учителя. По мнению отечественных педагогов (Е.С.Полат, И.С.Сергеев и др.), для продуктивной проектно-учебной деятельности необходимо постепенно увеличивать самостоятельность учащихся и уменьшать различные виды учительской помощи. Главная задача учителя – передать способы работы, а не конкретные знания.

Использование элементов проектного обучения на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи: повысить значимость языка как средства общения; повысить значимость языка как средства общения; расширить кругозор учащихся; расширить кругозор учащихся; формировать умения использовать различные источники информации (словари, справочники); формировать умения использовать различные источники информации (словари, справочники); развивать все виды речевой деятельности; развивать все виды речевой деятельности; воспитывать самостоятельность; воспитывать самостоятельность; повысить мотивацию; повысить мотивацию; вовлечь во внеклассную работу по предмету; вовлечь во внеклассную работу по предмету; повысить читательский интерес среди учащихся; повысить читательский интерес среди учащихся; воспитывать духовно-развитую личность, формировать чувство уважения к ценностям отечественной культуры, чувство патриотизма. воспитывать духовно-развитую личность, формировать чувство уважения к ценностям отечественной культуры, чувство патриотизма.

Трудности использования метода проектов на уроках русского языка: 1. Определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является актуальность для учащихся и предполагаемая значимость результатов исследования. Тема должна быть посильной, исследование не должно быть объёмным, рассчитанное на краткие сроки выполнения. 2. Логика преподавания русского языка не дает возможности применения метода проектов на уроке, так как львиная доля урочного времени приходится на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник. 3. Информационное обеспечение проекта.

Этапы выполнения учебного проекта Подготовительный этап. Подготовительный этап. Планирование работы над проектом. Планирование работы над проектом. Аналитический этап Аналитический этап Этап обобщения. Этап обобщения. Презентация полученных результатов. Презентация полученных результатов.

1. Подготовительный этап Вначале учебного года при составлении календарно-тематических планов уроков, учителю необходимо выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование», дифференцировать их по степени сложности, изучить и проанализировать возможности учащихся. Вначале учебного года при составлении календарно-тематических планов уроков, учителю необходимо выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование», дифференцировать их по степени сложности, изучить и проанализировать возможности учащихся. Нужно продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговый контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта. Нужно продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговый контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта. Провести анкетирование среди учащихся для выявления их индивидуальных способностей и интересов (Например, Мои способности», «Что вам интересно?», «Мотивация учебной деятельности»), а также выявить уровень обученности. Провести анкетирование среди учащихся для выявления их индивидуальных способностей и интересов (Например, Мои способности», «Что вам интересно?», «Мотивация учебной деятельности»), а также выявить уровень обученности. Формы организации учебной деятельности: беседа, дискуссия, «мозговой штурм», игровые моменты. Формы организации учебной деятельности: беседа, дискуссия, «мозговой штурм», игровые моменты. Например, при изучении темы «Употребление метафор в речи» в 6 классе в ходе «мозгового штурма» обсуждались следующие проблемные вопросы: «В чем секрет метафор?», «Как сочиняются загадки?», «Прямое значение или переносное?», «Почему писатели любят использовать слова с переносным значением?». В качестве домашнего задания учащимся было предложено выполнить мини-проект: подобрать загадки со словами в переносном значении и сделать к ним рисунки. Например, при изучении темы «Употребление метафор в речи» в 6 классе в ходе «мозгового штурма» обсуждались следующие проблемные вопросы: «В чем секрет метафор?», «Как сочиняются загадки?», «Прямое значение или переносное?», «Почему писатели любят использовать слова с переносным значением?». В качестве домашнего задания учащимся было предложено выполнить мини-проект: подобрать загадки со словами в переносном значении и сделать к ним рисунки.

2. Планирование работы над проектом Выбор темы проекта объект проекта должен быть ученику хорошо знаком, понятен, интересен; объект проекта должен быть ученику хорошо знаком, понятен, интересен; ученик должен быть уверен, что выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве, что он ему по силам, что он справится с поставленными задачами; ученик должен быть уверен, что выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве, что он ему по силам, что он справится с поставленными задачами; нет необходимости в оригинальности темы – пусть объектами проектирования будут простые вещи; нет необходимости в оригинальности темы – пусть объектами проектирования будут простые вещи; темы могут повторяться, так ученик поймет, что двух одинаковых проектов не бывает. темы могут повторяться, так ученик поймет, что двух одинаковых проектов не бывает. Определение плана работы Определение плана работы Например, при работе над проектом «Фразеология. Почему мы так говорим?» был составлен такой план действий: Например, при работе над проектом «Фразеология. Почему мы так говорим?» был составлен такой план действий: Изучить в учебниках, словарях, справочниках информацию о фразеологизмах, сделать обобщение. Изучить в учебниках, словарях, справочниках информацию о фразеологизмах, сделать обобщение. Подобрать фразеологизмы, в которых отражается историческое прошлое нашего народа. Подобрать фразеологизмы, в которых отражается историческое прошлое нашего народа. Приготовить рисунки-загадки по изучаемой теме. Приготовить рисунки-загадки по изучаемой теме. Сделать вывод о частоте употребления фразеологизмов в речи и их роли. Сделать вывод о частоте употребления фразеологизмов в речи и их роли.

3. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, родителями, учителями и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, родителями, учителями и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

4. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.). систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

5. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом. На этапе «Презентация» происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений. На этапе «Презентация» происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений. Творческие проекты могут быть представлены в различных формах: сборник упражнений, рабочая тетрадь, журналы, газеты, сказки, кроссворды, наглядные пособия, рисование иллюстраций, инсценировки и др. Творческие проекты могут быть представлены в различных формах: сборник упражнений, рабочая тетрадь, журналы, газеты, сказки, кроссворды, наглядные пособия, рисование иллюстраций, инсценировки и др. На защиту проекта отводится последний урок по любой теме. На этом уроке дети рассматривают (заслушивают) проект, задают друг другу вопросы по теме, обсуждают и оценивают процесс и результаты труда. На защиту проекта отводится последний урок по любой теме. На этом уроке дети рассматривают (заслушивают) проект, задают друг другу вопросы по теме, обсуждают и оценивают процесс и результаты труда. Например, результатом проекта «Как делаются слова?» была рабочая тетрадь, выполненная учащимися. В настоящее время она служит дидактическим материалом в проведении уроков русского языка. Например, результатом проекта «Как делаются слова?» была рабочая тетрадь, выполненная учащимися. В настоящее время она служит дидактическим материалом в проведении уроков русского языка.

Проекты необходимо либо органично вписывать в структуру урока, либо выполнять его во внеурочное время.

В качестве примера поэтапного выполнения проекта на уроке можно рассмотреть следующие особенности некоторых его структурных компонентов Актуализация знаний (4-5 мин.) – создание проблемной ситуации Подготовительный этап Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Актуализация знаний (4-5 мин.) – создание проблемной ситуации Подготовительный этап Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Постановка учебной задачи (4-5 мин.) - проблемный диалог Планирование работы над проектом Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса Постановка учебной задачи (4-5 мин.) - проблемный диалог Планирование работы над проектом Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса «Открытие нового знания» (8-10 мин.) -организация самостоятельной исследовательской деятельности Аналитический этап Цель: решение поставленных задач и обсуждение проекта её решения «Открытие нового знания» (8-10 мин.) -организация самостоятельной исследовательской деятельности Аналитический этап Цель: решение поставленных задач и обсуждение проекта её решения Включение нового знания в систему знаний (8-10 мин.) - самоконтроль (всё ли правильно понял, запомнил ли новые правила) Этап обобщения и презентации Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала; каждый учащийся должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Включение нового знания в систему знаний (8-10 мин.) - самоконтроль (всё ли правильно понял, запомнил ли новые правила) Этап обобщения и презентации Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала; каждый учащийся должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.) - самооценка Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.) - самооценка Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Проект «Как делаются слова?»

Проект «Фразеология. Почему мы так говорим?»

Проект «Театральное путешествие по страницам сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»