«Психолого – педагогическое обеспечение деятельности «Материнской школы» на базе ДОУ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие психических процессов детей дошкольного возраста посредством игровых практикумов с родителями. Педагог-психолог Никулина Анна Геннадьевна.
Advertisements

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Выполнил: педагог-психолог МБДОУ детского сада 5 р.п. Хор Гаврилова О.В.
Опыт работы педагога-психолога МКДОУ «Белозерский детский сад 1» Жанабековой Гульнары Мокашевны.
Клуб для родителей «АБВГДЕЙКА» по подготовке детей к школе.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Формы работы с родителями в МДОУ «Детский сад 2 «Ласточка» п. Лиман»
, Взаимодействие с семьёй Педагогическое просвещение родителей и информирование Вовлечение в образовательный процесс Мониторинг.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Федеральная экспериментальная площадка по теме: «Социальное партнерство семьи детского сада при формировании у детей 3-7 лет основы культуры здоровья,
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 67»
Старший воспитатель Овчаренко Тамара Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад 15 «Берёзка»
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА БАЗЕ ДОУ Соколова Ольга Валентиновна методист МАДОУ.
Организация Семейного клуба Организация Семейного клуба Н.В. Чупрова, воспитатель МДОУ «Д/с 40» г. Ухта Т.В. Забалуева, воспитатель МДОУ «д/с 40» г. Ухта.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка – детский сад 2» Организация экспериментальной деятельности по теме: «Развитие.
Транксрипт:

«Психолого – педагогическое обеспечение деятельности «Материнской школы» на базе ДОУ» (авторская программа). Автор: Бухтоярова Татьяна Васильевна Барнаул, 2015

Дел и дорог будет в жизни немало… Спросим себя: Ну, а где их начало? Вот он, ответ наш, правильный самый, Жизнь начинается с детского сада!

Условия становления опыта Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Анализируя тенденции в развитии межличностных отношений в семье доктор психологических наук А.Б. Орлов, особо подчеркивает, что «современная» семья является такой «экспериментальной площадкой, на которой не прекращается эксперимент, во – первых, с социальной ориентации семьи, во – вторых, с личностью каждого его члена и, в – третьих, с браком…» Современная семья отличается рядом особенностей: В семейных отношениях все большее значение приобретают материальные ценности, карьера. Общечеловеческие ценности (истины, красоты, любви) утрачивают смыслы, обедняются. Снижение количества времени, уделяемого родителями общению с ребенком, преобладание наставлений, запретов, которые подавляют инициативу ребенка. Отсутствие готовности быть родителем и специальных социальных институтов, которые её формируют. Но самая главная проблема – низкий уровень психолого – педагогической компетентности родителей.

Актуальность и перспективность Анализ современной ситуации свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи. Суть проблемы заключатся в противоречии между потребностью общества и детей раннего детства и их родителей в повышении психолого – педагогической культуры семейного воспитания и отсутствием специальной подготовки родителей к выполнению социальных ролей матери и отца, отсутствием в программах ДОУ содержательной помощи родителям, в том числе воспитывающим детей периода раннего детства. В ст. 18 Конвенции о правах ребенка подтверждается необходимость оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей». Ст. 10. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому «семье…должны предоставляться…помощь…пока на её ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании». Данная проблема в аспекте психолого – педагогического обеспечения работы с семьей заключается в следующем: Отсутствие психолого – педагогических программ по работе с детьми в возрасте до 3 – х лет. Неспособность педагогической, психологической, социальной работы с неорганизованными детьми раннего возраста и их родителями и т.д. Неэффективность системы подготовки педагогов и психологов для работы с детьми раннего возраста.

Цель: Целью работы является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям неорганизованных семей микрорайона.

Задачи: Оказывать информационно – консультативную помощь родителям в подготовке детей к посещению ДОУ; Обеспечивать социализацию детей и их адаптацию к посещению ДОУ; Способствовать установлению партнерских отношений с семьей в воспитании ребенка раннего детства; Формировать у родителей навыки педагогического взаимодействия с детьми на основе современных игровых технологий; Содействовать формированию у родителей представлений о единстве и целостности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье.

Предмет – преемственность воспитания ребенка раннего детства в семье и в ДОУ на основе повышения психолого – педагогической культуры родителей. Объект – процесс семейного воспитания детей раннего детства.

Гипотеза В основу работы положена гипотеза, согласно которой повысится адаптация детей и психолого – педагогическая компетентность родителей, если использовать модель «Материнской школы».

Теоретическая база: Теоретическое обоснование опыта работы построено на научных трудах Н.М. Аксариной, Г.М.Ляминой, С.В. Ковалева, А.В. Петровского, Л.С. Выготского, Е.П. Арнаутовой, Л.Н. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, И.Д Ватутиной, Е.С. Деминой, Р.В. Овчаровой, Л.В. Коломийченко и др.

Новизна опыта Новизна опыта заключается в реализации новой модели взаимодействия сотрудников детского сада с неорганизованными детьми и их родителями на основе психолого - педагогической поддержки семьи в воспитании детей раннего возраста.

Педагогическая идея: Оказание психолого –педагогической помощи родителям неорганизованных семей микрорайона через работу «Материнской школы»

Технология опыта Организационное направление: Анализ исходной ситуации; Формирование контингента неорганизованных родителей; Координирование деятельности узких специалистов, воспитателей. Диагностическое направление: Анкетирование родителей для выявления потребностей в сотрудничестве с ДОУ; Психолого – педагогический мониторинг адаптационного процесса детей. Деятельностное направление: Индивидуальное и групповое консультирование родителей; Организация и проведение праздников; Проведение развивающих занятий с детьми и родителями.

Содержание работы С педагогами: ПДС(постоянно действующий семинар) С детьми и с родителями: Игровая психология; Тренинг общения; Семейные гостиные; Тематические праздники; Физкультурно – оздоровительные развлечения; Консультативный пункт «Вместе с мамой»- индивидуально – консультационная помощь родителям. «Горячая линия» - консультация по телефону. Сайт МБДОУ в интернет – ресурсах.

Результативность В результате данной работы можно отметить позитивные достижения: - Появление у родителей потребности в психолого – педагогических знаниях ( анализ анкет «обратная связь», методика PAPI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл), тест – опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В.Столин) показал, что 75% повысили свою психолого – педагогическую компетентность); - Активное участие в беседах – дискуссиях; - Появление элементов педагогической рефлексии у родителей. - Налажен контакт с детским садом.

Результативность

Адресная направленность Данная программа представляет интерес для психологов, методистов, воспитателей детского сада и родителей.

Трудоемкость Требует тщательного анализа исходной ситуации; Результативность программы зависит от степени интегрированности работы психолога с родителями и специалистами ДОУ; Необходимо постоянное изучение данной проблемы, как в теоретическом, так и практическом плане; Психолог должен обогащать программу конкретным содержанием, реагируя на потребность социума, привлекать к решению проблем медицинских, учебных, спортивных учреждений.

Здравствуй, Новый год! (2014 год)

«На пороге детского сада!»

Берегите друг друга! Добротой согревайте. Берегите друг друга! Обижать не давайте. Берегите друг друга! Суету позабудьте. И в минуту досуга Рядом вместе побудьте.

Список используемой литературы 1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей// управление ДОУ Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. М., Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с семьей в микро – и макроструктуре: Дисс…канд. пед. наук М., Зверева О.Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: Автореф. дисс…канд. пед. наук.М., Я – компетентный родитель: программа работы с родителями дошкольников/ Под ред. Л.В. Коломийченко. М., Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада. М., 1993.