Правовые основы профессиональной деятельности Правовые основы профессиональной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Advertisements

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании; Федеральный закон «Об основных.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Законодательная база государственно- общественного управления.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Правовые основы профессиональной деятельности Правовые основы профессиональной деятельности

Литература: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»: текст с изм. и доп. на 2010 год. М., Права ребенка: Нормативные правовые документы. М., Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Новосибирск, Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. Р.-на-Д Волохова Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. М., Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. Пос. М., Шкатулла В. И. Образовательное право. М., Ягофаров Д. А. Право на образование и образовательное право. Екатеринбург, «Федеральный центр образовательного законодательства» Министерство образования и науки РФ 11.

Профессия как социальный институт и как профессиональное сообщество – своеобразная самоорганизующаяся социальная система, обеспечивающую накопление, обобщение, систематизацию и передачу профессионального опыта. Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах: 1)понятием «профессиональная деятельность» обозначается трудовая деятельность человека, отличающаяся высокими показателями качества и эффективности; 2) понятием «профессиональная деятельность» обозначается сложная продуктивная деятельность в рамках профессии.

Работники системы образования, должны знать, как право опосредует их профессиональную деятельность, в чём особенность её правовых основ. Основы правового регулирования профессиональной деятельности в педагогическом образовании – это ведущий элемент правового обеспечения различных сторон и элементов системы образования.

Право представляет собой нормативную основу существования общества, организованного в государство. Право регулирует наиболее значимые отношения в обществе, в том числе и сферу образования. Термин «право» используется в нескольких значениях. Он обозначает совокупность правил (норм), регулирующих поведение людей («объективное право»). Право может пониматься как, возникающая на основе норм поведения, возможность человека действовать определенным образом или, наоборот, не совершать тех или иных действий («субъективное право»).

Право на труд и право на образование - наиболее существенные конституционные социальные права человека, создающие предпосылку для развития как его личности, так и всего общества.

Образовательное право это совокупность нормативных правовых актов (позитивное образовательное право), регулирующих отношения в сфере образования, под которыми понимаются, во-первых, собственно образовательные отношения, возникающие в процессе воспитания и обучения между обучающимися и образовательным учреждением (воспитателем, педагогом, преподавателем) и нацеленные на приобретение в ходе обучения знаний, навыков и умений, уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту, что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и удостоверяется соответствующим документом об образовании, а во-вторых, комплексные отношения, возникающие на стыке образовательного и других отраслей права (гражданского, трудового, административного, финансового).

Конституция Российской Федерации (1993 г.), статья 37: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В Конституции Российской Федерации (1993 г.) общие вопросы права на образование закреплены в статье 43, текст которой гласит: 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в следующих документах: ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), ст. 2 Протокола 1 (1952 г.) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000 г.).

В Протоколе 1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В статье 2 Протокола 1 говорится о таких важнейших концептах образовательного права, как: а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве); б) обязанности государства в области образования и обучения; в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями.

Способы объективного выражения и закрепления норм права в юриспруденции называются источниками права. Основным источником права являются письменные документы, которые называют нормативными правовыми актами («законодательство», «нормативная база»). Также к источникам права относятся прецеденты (решения судебных и административных органов по конкретной ситуации), обычаи (нормы обычного права), религиозные нормы.

Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы (два вида): 1)законы, обладающие высшей юридической силой; 2) подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Трудовой кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001 г.

Нормативные правовые акты являются основным источником права в Российской Федерации. Кроме того, важную роль играют общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией. Содержащиеся в них правовые нормы, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью российской правовой системы и имеют высшую юридическую силу (если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора).

Общие принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации Национальное законодательство России Законы Российской Федерации Законы субъектов Российской Федерации Федеральные подзаконные акты Подзаконные акты субъектов Российской Федерации Структура образовательного права Подзаконные акты местных органов самоуправления Локальные нормативные акты образовательных учреждений

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. Среди них особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения. К международным актам универсального характера относятся такие документы, как Всеобщая декларация прав человека (декабрь 1948 г.), Декларация прав ребенка (ноябрь 1959 г.). Важными международными актами универсального характера являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (декабрь 1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.). Элеонора Рузвельт с текстом декларации прав человека

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана в 1945 г. на Лондонской конференции. Это – специализированная организация ООН, членами которой являются более 180 государств. Ее задачи – содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации и пр. Организация разрабатывает и принимает международные конвенции и рекомендации по вопросам образования. В основные документы ЮНЕСКО входят Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (декабрь 1960 г.), Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры (октябрь 1998 г.) и др. Среди источников образовательного права, устанавливаемых региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация. Особую значимость имеют нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.), программа Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы ( 1994 г.) и др.

Всеобщая декларация прав человека Статья 26 пункт 1: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Статья 26 пункт 2: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». Статья 26 пункт 3: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».

Декларация прав ребенка В документе были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Принцип 7: «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией. 1) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; 2) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; 3) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; 4) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; 5) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в конце 1989 г. и вступила в силу 1 сентября 1990 г. В Конвенции права детей рассматриваются под углом зрения выполнения трех основных задач: выживания, развития и защиты. Статья 28: 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией. 3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе. 2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в области сотрудничества по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых государств являются различного рода концепции, соглашения и модельные законодательные акты (законы) - Соглашение о сотрудничестве в области образования, Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства, Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (1997 г.), Положение о реализации Соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (1997 г.), Решение о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (2001 г.) и др. Одним из последних было принято Соглашение об обеспечении гражданам государств- участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (2004 г.).

Система законов в сфере образования является трехуровневой. Система законов в сфере образования Конституция Российской Федерации Федеральные законы законы субъектов Российской Федерации Ведущую роль в этой системе играют Конституция РФ и федеральные законы, т.е. нормативно-правовые акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Внутригосударственное законодательство по проблемам образования включает множество нормативных актов, которые являются источниками образовательного права. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации федеральная правовая система включает Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, образование относится к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это означает, что соответствующие отношения могут регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ.

В Конституции Российской Федерации общие вопросы права на образование закреплены в статье 43. Конституция РФ устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования, закрепляет право гражданина на судебную защиту своих конституционных и иных прав на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и преподавания и др. Конституционные нормы по вопросам образования содержатся в конституциях республик Российской Федерации.

Федеральные законы в области образования призваны разграничивать компетенцию и ответственность федеральных и региональных органов государственной власти; регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации. Законы субъектов Федерации, регулирующие образовательные отношения, не могут противоречить федеральным законам или ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с ними.

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер ) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона более 50 раз федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения, среди которых наиболее существенные поправки были внесены указанным Федеральным законом от 13 января 1996 г. и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. (так называемым «монетарным» законом или законом «об отмене льгот»).

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 6 глав, объединяющих собой 58 статей. Первую главу «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование. Вторая глава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования. В третьей главе «Управление системой образования» содержатся нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов.

Нормы главы четвертой «Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особе значение. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование составляет содержание пятой главы, актуальность которой в настоящее время исключительно высока. Здесь закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений. Глава шестая регулирует отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании.

Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства (ст. 4). Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Разработка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» была предусмотрена Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. Концепция и техническое задание на подготовку проекта федерального закона были утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 1 июня 2009 г. Первоначальный текст законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» был опубликован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 г. (адрес страницы законопроекта Рабочий текст законопроекта обсуждался на нескольких общественных площадках, в том числе в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Общественной палате Российской Федерации, в Союзе ректоров России. С учётом результатов общественного обсуждения, 1 декабря на сайте zakonoproekt2010. ru по поручению Президента России был опубликован текст законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Текст законопроекта был доступен для комментирования на сайте в течение двух месяцев, до 1 февраля 2011 г. Далее проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будет внесён Минобрнауки России в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Настоящий закон относится, с одной стороны, наряду с Законом РФ «Об образовании», к числу базовых образовательных законов, с другой стороны, это первый профильный законодательный акт. По своей структуре он состоит из семи глав, охватывающих собою 34 статьи, которые определяют систему высшего и послевузовского профессионального образования, круг субъектов учебной и научной деятельности в данной системе, их права и обязанности, управление данной системой, ее экономика и международная деятельность вузов.

Государственная политика в области высшего образования основывается на следующих принципах и в соответствии с целями и задачами, определенных Законом РФ «Об образовании» (ст.2): - непрерывность и преемственность процесса образования; - интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; - конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; - государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

В соответствии с нормами статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: -высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; -высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: -для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года; -для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; - для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Кроме базовых законов, выделяются: профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. 74-ФЗ и др.). непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере. Для таких законов характерны: а) их множественность, б) разный удельный вес образовательной проблематики (от двух-трех статей до целых глав), в) достаточно высокая степень частотности коллизий норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании и др.(примером таких законов являются Закон Российской Федерации от «О языках народов Российской Федерации»; Федеральный закон от ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон от ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 г., одобрена на заседании Правительства РФ в феврале 2000 г. и утверждена его постановлением 751 от 4 октября 2000 г. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на годы» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. Национальный проект «Образование» утвержден президентом РФ В.В. Путиным (сентябрь 2005 г.) Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА утверждена президентом РФ Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации устанавливает и определяет стратегические векторы образовательной политики российского государства на определенный исторический период (с 2000 года до 2025 года). Разработка проекта Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации до 2025 г. началась в 1998 году. Проект разрабатывался рабочей группой, состоявшей из представителей Комитета Совета Федерации по вопросам образования, здравоохранения и экологии, Комитета Государственной Думы по науке и образованию, Минобразования России, Российской академии образования. В январе 2000 г. проект Национальной доктрины был одобрен Всероссийским совещанием работников образования, на котором единодушно были признаны: - необходимость определения четкой государственной политики относительно формирования будущего нации, - важность развития интеллектуального, творческого потенциала общества, - возможность эффективного участия образования в восстановлении статуса России как великой державы. В феврале 2000 г. проект был одобрен на заседании Правительства РФ, а в октябре утвержден его постановлением 751 от 4 октября.

К стратегическим целям в доктрине, в частности, отнесены: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Исключительное важное значение имеет определение в доктрине соответствующих названным целям главных задач, стоящих перед системой российской образования. В круг этих задач входят обязанности системы образования обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; преемственность уровней и ступеней образования;

создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; академическую мобильность обучающихся; развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; противодействие негативным социальным процессам; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утверждена приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393, одобрена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели в Концепции называются первоочередные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

В Концепции четко расставлены приоритеты образовательной политики, которые сводятся к: обеспечению государственных гарантий доступности качественного образования; созданию условий для повышения качества общего образования; созданию условий для повышения качества профессионального образования; формированию эффективных экономических отношений в образовании; обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержке государством и обществом.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой модели управления этой системой. В этой связи Концепцией предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений; создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и работодателями);

отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления; расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств; развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ; повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта и ряд иных мер.

Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. На первом этапе - в годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. Нужно заметить, что одним из важным результатов процесса модернизации Концепция предусматривает приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации. На втором этапе, в годах, должны в полном масштабе реализовать меры, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, внедряться в практику новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании.

Выполнение Концепции модернизации российского образования должно привести к тому, что в целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Во второй половине десятилетия, в годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования, а именно: рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3 % до 2,5 % ВВП); реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд.долларов США; снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности; на основе повышения заработной платы работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение; повышение конкурентноспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда.

Эмблема национального проекта «Образование» Национальный проект «Образование» (сентябрь 2005 г.), вступил в действие с 1 января 2006 г. Это - программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов. Основные направления проекта: Стимулирование инноваций в сфере образования Подключение школ к интернету Поддержка талантливой молодёжи Организация начального профессионального образования для военнослужащих Организация сети национальных университетов и бизнес-школ Дополнительные выплаты за классное руководство Поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.) Поставка школьных автобусов в сельскую местность Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 440-р Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно- промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности); создание системы механизмов обновления научных и научно- педагогических кадров.

Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА утверждена президентом РФ Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Основные разделы Национальной образовательной инициативы НАША НОВАЯ ШКОЛА: Школа будущего Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ. «Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества».

Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) включает: региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности; законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности; законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности; законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. В большинстве регионов приняты законы об образовании: - закон Московской области «Об образовании в Московской области»; - закон Омской области «Об образовании в Омской области». В некоторых субъектах принимаются законы, регулирующие отдельные отрасли образования – в Приморском крае действует закон «О начальном профессиональном образовании».

Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них. Система образования в РФ Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов Сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов Система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий

Одним из основных элементов системы образования в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов (ст. 8 «Закона РФ «Об образовании»). Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Государственный образовательный стандарт как объективно необходимый минимальный обязательный уровень предъявляемых государством посредством соответствующих законов и подзаконных актов требований по подготовке обучающихся различных категорий и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. С правовой точки зрения, ГОС – это государственно определенные и установленные образовательные нормы (образцы, мерила) знаний, умений и навыков, нарушение которых влечет за собой определенные юридические последствия. На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Образовательные программы являются, наряду с образовательными стандартами одним из наиболее значимых структурных элементов российской системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). Образовательная программа - это образовательно-правовой и управленческий документ, разрабатываемый на основе государственного образовательного стандарта и в соответствии с ним, содержащий перечень требований (предметов, навыков, знаний, объёма учебной нагрузки и т.д.), соблюдение которых необходимо для получения образования определённого уровня и соответствующего документа об образовании., принимаемый и реализуемый образовательным учреждением самостоятельно.

В мировой системе образования завершившегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции: 1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; 2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности); 3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма); 4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся; 5) разрастание рынка образовательных услуг; 6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией; 8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; 9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; 10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; 11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX века. Первая тенденция это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников. Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. Четвертая тенденция - значитательное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.

В 1999 г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписали Декларацию об архитектуре высшего европейского образования, получившую название «Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: международную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участники Болонской встречи приняли на себя обязательства обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на следующий комплекс мероприятий в области высшего образования: - принять систему легко «читаемых» и узнаваемых степеней; - принять систему с двумя основными циклами (незаконченное высшее/законченное высшее); - внедрить систему образовательных кредитов (европейской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS); - повысить мобильность студентов и преподавателей; - повысить европейское сотрудничество в области качества образования; - повысить престиж высшего европейского образования в мире.

Вступление России в «болонский процесс» (подписание в Берлине министром образования В.М. Филипповым Болонской декларации в сентябре 2003 г.) означало, что Россия полностью воспринимает идеологию, цели, задачи и стратегию развития европейского высшего образования и будет стремиться адаптировать их к условиям российского высшего образования с учетом его традиций и опыта. В декабре 2004 г. на заседании коллегии Минобрнауки России были обсуждены проблемы практического участия России в «болонском процессе». В частности, были обозначены основные направления по созданию конкретных условий для полноценного участия в «болонском процессе». Эти условия предусматривают функционирование в гг. прежде всего: а) двухуровневой системы высшего профессионального образования; б) системы зачетных единиц (академических крéдитов) для признания результатов обучения; в) сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов; г) внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Система образования в РФ

Система образования В США

Система образования в Великобритании

Система образования в Германии

Органы управления образованием в Российской Федерации Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) Глава III. Управление системой образования. Ст. 28 – 38. Ст. 37. В Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием: - Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258) - Федеральные ведомственные органы управления образованием; - Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации было создано указом президента 314 от 9 марта 2004 года.

Федеральные ведомственные органы управления образованием К группе этих органов относятся министерства и ведомства, которые имеют в своем ведении отраслевые образовательные учреждения и для управления ими создают в своей структуре специализированные подразделения (главные управления, управления, отделы). В отраслевых образовательных учреждениях (военных, медицинских, юридических, музыкальных, сельскохозяйственных и т.д.) готовятся специалисты в основном для одной отрасли. Такие профильные образовательные учреждения имеют Минобороны, МВД, ФСБ, Министерство иностранных дел, Минюст, Минздрав и др.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации Государственное управление на уровне субъектов Федерации осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей осуществляется по согласованию с министром образования.

Лицензирование, аттестация и аккредитация представляют собой специфические образовательно-правовые механизмы, действие которых направлено на обеспечение правовыми средствами такого качества образования и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения, которое отвечает целям и задачам образовательной политики, выраженных в Конституции РФ, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования, базовых законах об образовании. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 33) предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, получают образовательные учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) на ведение образовательной деятельности.

Под лицензированием понимается комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих требований и условий. Основным подзаконным правовым документом, регламентирующим лицензионную деятельность в сфере образования является «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в области образования и науки. ФГУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство)» - подведомственная организация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора). Росаккредагентство создано для обеспечения научно-методического, информационно-технического и финансового сопровождения процедуры государственной аккредитации образовательных организаций, входящих в полномочия Управления лицензирования и аккредитации, признания и подтверждения документов Рособрнадзора.

Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.(часть вторая в ред. Федерального закона от N 90-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение: должностей декана факультета и заведующего кафедрой; должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами; должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса. При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок. До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно- педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет. С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются: 1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса; 4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).