Светлана Алексеевна Шурмина, Муниципальное общеобразовательное учреждение Шевыряловская средняя общеобразовательная школа Тема: «Образовательное пространство школьного музея, как условие гражданско-патриотического воспитания и развития личности» Выполнила: Светлана Алексеевна Шурмина, учитель истории и обществознания 2010 год
Четыре ночи или три, Не помню, мы не спим … Дрожит земля, земля горит, Плывёт кровавый дым. Шагаем там, где зверь прошёл, Проклятый чёрный зверь, Где в пепле городов и сёл Не сосчитать потерь. Филипп Кедров
Актуальность образовательное пространство школьного краеведческого музея – одно из самых действенных средств воспитания патриотизма.
Цель Воспитание гражданственности и любви к малой Родине.
Задачи: Познакомить учащихся с земляками – фронтовиками села. Расширить знания учащихся с помощью экспонатов музея, связанных с Великой Отечественной войной. Способствовать написанию реферата учащимися на гражданско- патриотическую тему. Вовлечь учащихся в социально – значимую деятельность. Создать условия для воспитания исторического сознания через связь времен.
Социальная значимость данный опыт работы может быть использован в сельских школах республики и страны.
Формы сотрудничества учителя со школьным музеем Школьный музей факультатив мероприятия рефераты учебная экскурсия музейные уроки экспонаты на уроках семинары лекции
Одним из важнейших направлений реализации музея социальной функции образования и воспитания является работа с подрастающим поколением
Урок в 4 классе по теме: «Россия – наша Родина» Задание на составление кластера
Посещение музея. Экскурсия – часть экскурсии проводят дети
Активная форма познания - ИГРА
В большой степени у детей развита способность к зрительному переживанию
Разрешенные экспонаты дети трогают руками, т.к. лучше усваивают материал посредством осязания и детального рассмотрения предмета
Дети дарят музею семейную фотографию фронтовика и солдатский платок
Дети рисуют на тему «Что я увидел в музее?», т.е. фиксируют полученную информацию. Рисунки дарят музею
Учебная экскурсия в 9 классе
У подростков осознанная потребность в самовоспитании и самообразовании
Индивидуальная работа с музейным архивом. У подростков – потребность работы с первоисточником познания, в наглядности получаемых знаний
Рефлексия. Эссе «Почему я выбрал эту тему?» для научно-исследовательской работы
Итоги работы. Ижболдин Павел – победитель краеведческой республиканской олимпиады «История одного экспоната»
Сидорова Ирина и Галанова Ксении – победители районной научно-практической конференции на гражданско-патриотической секции
Не верь, край предков дорогих, Удмурты, свято верьте В питомцев – сыновей своих, Не знавших страха смерти. Не быть Отчизне под ордой Коварной и кровавой. Очистить путь сумеем свой К дням счастья, света, славы. Филипп Кедров.
Выводы: Использование образовательного пространства школьного музея вырабатывает у детей и подростков: активную жизненную позицию; гордость за своё село и его жителей; популяризацию музея; потребность школьников в развитии музея («бабушкин сундук», «на чердаке у дедушки», работа экскурсоводом, лектором, волонтёром…).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!