1 ©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) Язык С# как современная альтернатива Паскалю и С++ для обучения основам алгоритмизации и программирования Павловская Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Массивы Материалы к урокам по программированию. МАССИВ это УПОРЯДОЧЕННАЯ последовательность данных ОДНОГО ТИПА. Массивы относятся к структурированным.
Advertisements

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Двумерные массивы. Задачи обработки двумерных массивов.
Язык программирования Pascal Массивы А. Жидков. Массивы Массив – поименованный набор однотипных элементов, каждый из которых имеет свой номер, (индекс).
Циклы в языке программирования Pascal
Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
1 Программирование на языке Паскаль Ветвления. 2 Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения:
Материалы к урокам по программированию Автор: Судакова Лариса Владимировна, учитель биологии и информатики МОУ СОШ 37 г. Буя Костромской области.
Программирование на Pascal. Темы Повторение. Составные логические условия Повторение. Составные логические условия Повторение. Составные логические условия.
Массивы Массив используется для обработки упорядоченного набора величин одного типа, обозначенного одним именем. Доступ к элементам массива осуществляется.
1 Программирование на языке Паскаль Циклы. 2 Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. цикл с известным числом шагов.
Тема 1. Введение 1.
ЕГЭ информатика Алгоритмизация и программирование Консультация 4.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
1 Программирование на языке Паскаль Функции Кулебякин В.В.
Задания части А Задания части С. 1. Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы. Сколько элементов.
Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Управляющие структуры языков программирования.
Двумерные массивы. В математике часто используют многомерные массивы, т.е. массивы массивов. Особенно широкое распространение получили двумерные массивы.
1 из 20 Презентация к уроку по информатике и ИКТ для обучающихся 9 класса по теме «Разветвляющийся алгоритм. Условный оператор» Автор: Рокина Ольга Владимировна.
Транксрипт:

1 ©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) Язык С# как современная альтернатива Паскалю и С++ для обучения основам алгоритмизации и программирования Павловская Татьяна Александровна профессор кафедры информатики и прикладной математики Санкт- Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), профессор кафедры информатики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ) caйт: раб. тел.: (812) , дом. тел.: (812)

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 2 План лекции Критерии выбора языка для обучения программированию в вузе. Основные характеристики и особенности C#. План курса и состав учебно-методического комплекса: учебник, тесты, задания, презентации лекций. Балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения. Краткий обзор языка С# (по презентациям лекций для направления – Информатика и выч. техника, дисциплина «Программирование на языке высокого уровня»)

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 3 Учебники и учебные пособия Павловская Т.А. C/C++. Программирование на языке высокого уровня. CПб.: Питер, с. Павловская Т.А., Щупак Ю.А. С/С++. Структурное программирование: Практикум. СПб: ПИТЕР, с. Павловская Т.А., Щупак Ю.А. С++. Объектно-ориентированное программирование: Практикум. СПб: ПИТЕР, с. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. Учебник СПб.: ПИТЕР, с. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. Практикум СПб.: ПИТЕР, с. Павловская Т.А. C#. Программирование на языке высокого уровня. СПб.: ПИТЕР, с

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 4

5

6

7

8 Последовательность изучения основ программирования 1. Введение: цели обучения, критерии качества ПО, парадигмы и технологии программирования, обоснование выбора языка* 2. Состав языка (лексемы): константы, имена, ключевые слова, знаки операций, разделители 3. Концепция типа данных. Классификации типов. Встроенные типы. 4. Переменные, операции, выражения. Организация программы 5. Операторы языка 6. Составные типы данных (массивы, записи/структуры, …) 7. Подпрограммы, модули 8. Стиль программирования и технологии разработки программ 9. Динамические структуры данных: стек, очередь, список, дерево 10. Классы/объекты: описание, наследование, вложение 11. Применение библиотек объектов * для ОО: понятие класса

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 9 Выбор языка для обучения программированию BASIC Паскаль Fortran С C++ Java С# Delphi Oberon... Критерии выбора: Эффективность обучения общим основам программирования Современный уровень языка Простота обучения Простота оболочки Удобство оболочки Необходимые аппаратные ресурсы Доступность дистрибутивов Распространенность Лицензионная чистота Объем первоначальных знаний для простейшей программы Личные предпочтения … Значимость критериев зависит от цели обучения и имеющихся ресурсов

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 10 Отслеживает популярность языков программирования. Данные обновляются раз в месяц. Рейтинг языка вычисляется исходя из количества квалифицированных кадров по всему миру, курсов и third party производителей. Для вычисления рейтинга языков программирования используются поисковые системы Google, MSN, Yahoo! Рейтинг может использоваться для проверки, что ваши навыки соответствуют требованиям индустрии ПО или для принятия решения, какой язык выбрать для разработки новой системы. Для каждого языка программирования вычисляются рейтинг и статус. Рейтинг указывается в процентах. У каждого языка может быть статус "B", "A--", "A-" или "A". Языки, имеющие статус "A", считаются основными. Если в течение как минимум 3 месяцев рейтинг языка держится выше 0.7%, то он получает статус "A". Для разработки рекомендуется использовать основные языки программирования по трем причинам: для неосновных языков гораздо меньше квалифицированных кадров производители инструментов не занимаются разработкой инструментов для неосновных языков как правило, для неосновных языков существует меньшее количество библиотек Конечно, это всего лишь один из критериев использования того или иного языка. Нужно учитывать также применимость языка к предметной области, производительность, масштабируемость. TIOBE Programming Community Index

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 11 Position Programming Language Ratings Aug 2009Aug 2008Aug Java % 22 C % 34 C % 45 PHP 9.390% 53 (Visual) Basic 8.486% 66 Python 4.489% 78 C# 4.443% 87 Perl 4.028% 910 JavaScript 2.812% 109 Ruby 2.490% 11 Delphi 2.337% TIOBE Programming Community Index for August

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 12

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 13 Популярность языков с langpop.com

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 14 Другой срез

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 15 how much it costs you, the advertiser, per click for ads placed with search terms such as java consulting or perl training We can see which languages are generating the most commercial interest in terms of ad sales.

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 16 Основные черты Оберона Простой и ясный синтаксис, похожий на синтаксис Паскаля (не путать с Турбо Паскалем) и Модулы-2. Набор структурных управляющих конструкций (IF-ELSIF-...-ELSE- END, CASE, WHILE, REPEAT, LOOP) Удобный и простой набор базовых типов (символы и строки, короткие и длинные целые и вещественные, логический тип, множества, процедурный тип) Простые и удобные правила совместимости числовых типов (SHORTINT

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 17 Состав учебно-методического комплекса рабочая программа учебник учебное пособие методические указания по выполнению лаб. работ методические указания по самост. работе электронные средства обучения и контроля: конспект лекций набор тестов набор заданий презентации справочные материалы

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 18 БаРС в осеннем семестре 2009/2010 уч.гг Формы контроля Модуль 1 Текущий контроль по точкам Рубежный 1234 minmaxminmaxminmaxminmaxminmax Лабор. работы Тестирование в ЦДО 58 Рубежный контроль 710 Личностные качества 25 Итоговая аттестация Баллы точки контроля Накопление баллов

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 19 в осеннем семестре 2009/2010 уч.гг Формы контроля Модуль 2 Ит ого вая атт ест ац ия Текущий контроль по точкам Рубежный 1234 minmaxminmaxminmaxminmaxminmax Лабор. работы Тестирование в ЦДО 46 Рубежный контроль 46 Личностные качества 25 Итоговая аттестация Баллы точки контроля Накопление баллов

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 20 в весеннем семестре 2009/2010 уч.гг Формы контроля Модуль 3Модуль 4 ЭкзЭкз Текущий контроль по точкам Рубежны й Текущий контроль по точкам Рубежны й min ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x mi n ma x Лабор. работы Тестирование в ЦДО 2,54 58 Рубежный контроль Личностные качества Итоговая аттестация 2020 Баллы точки контроля , Накопление баллов , , ,

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 21 Темы лабораторных работ 1. Линейные программы 2. Разветвляющиеся вычислительные процессы 3. Организация циклов 4. Простейшие классы 5. Одномерные массивы 6. Двумерные массивы 7. Строки 8. Стандартные контейнеры 9. Классы 10. Наследование 11. Создание Windows-приложений

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 22 Примеры заданий на лабораторные работы 1 «Линейные программы» Напишите программу для расчета по двум формулам. Предварительно подготовьте тестовые примеры для второй формулы с помощью калькулятора (результаты вычисления по обеим формулам должны совпадать). Отсутствующие в языке функции выразите через имеющиеся.

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 23 Примеры заданий на лабораторные работы 2 «Разветвляющиеся вычислительные процессы» Задание 1 Написать программу, которая по введенному значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика. Параметр R вводится с клавиатуры.

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 24 Примеры заданий на лабораторные работы Задание 2 Написать программу, которая определяет, попадает ли точка с заданными координатами в область, закрашенную на рисунке серым цветом. Результат работы программы вывести в виде текстового сообщения.

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 25 3 «Организация циклов» Задание 3 Вычислить и вывести на экран в виде таблицы значения функции, заданной с помощью ряда Тейлора, на интервале от xнач до xкон с шагом dx с точностью. Таблицу снабдить заголовком и шапкой. Каждая строка таблицы должна содержать значение аргумента, значение функции и количество просуммированных членов ряда. Примеры заданий на лабораторные работы

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 26 4 «Одномерные массивы» В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить: Сумму отрицательных элементов массива. Произведение элементов массива, расположенных между максимальным и минимальным элементами. Упорядочить элементы массива по возрастанию. Примеры заданий на лабораторные работы 5 «Двумерные массивы и подпрограммы» Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить: 1.Количество строк, не содержащих ни одного нулевого элемента (оформить в виде функции). 2.Максимальное из чисел, встpечающихся в заданной матpице более одного pаза (оформить в виде процедуры).

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 27 Выберите допустимые константы ,01 3. 'ф' *e1 5. $EEE 6. '\\\' 7. $FFH0 8. ^C 9. 'вася'' Примеры тестовых вопросов Выберите все правильные ответы. В переменной типа byte можно хранить число 1. 13; ; 3. –13; 4. –213;

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 28 Чему равно числовое значение приведенного ниже выражения при e = 4, a = 3? e + sqrt(e) * 1e1 / 2 * a Примеры тестовых вопросов Чему равно значение выражения (a and not b or c), где a, b и с величины типа boolean, имеющие значения true, false и false соответственно? Чему равно числовое значение приведенного ниже выражения при e = 4, a = 3? e+Math.Sqrt(e)*1e1/2*a Чему равно значение выражения (! ( a && b ) || c), где a, b и с величины типа bool, имеющие значения true, false и false соответственно?

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 29 Какие выражения не содержат синтаксических ошибок? 1. sin(abs(0.6e3 * y_t)) 2. a div b / c * mod 3. $EF01 * 1.34E–02 /_i7_ _2i – exp(y) / 2 * t 5. cos(3 * x) + 0,2 Примеры тестовых вопросов Выберите правильные ответы. Можно ли присвоить: 1. целую переменную вещественной переменной; 2. вещественную переменную целой переменной; 3. символьную переменную целой переменной; 4. целую переменную булевской переменной; 5. целой переменной целую константу. Какие выражения не содержат синтаксических ошибок? *a/r-0.2*t 2. (-0.18)*a)/(r-0.2*t) 3. Math.Cos/^2*x+0,2 4. (-0.18)*a)\\(r-0.2*t))

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 30 Что из перечисленных ниже вариантов будет выведено на экран в результате работы программы? var k : byte; x :real; begin k := 2; x := 1; write ('*', '*', x:3:1, k:k, '* *'); end. 1. **1.0 2* * 2. * * 1.0 2** 3. ** 1.02* * 4. **1.02** 5. ** 1.0 2* * Примеры тестовых вопросов Чему будет равно значение переменной А после выполнения фрагмента программы, если В = 3? A := 2; if В

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 31 Чему будет равно значение переменной m после выполнения программы? var k, m : word; begin m := 1; for k := 3 downto 1 do; inc(m); end; Примеры тестовых вопросов Чему будет равно значение переменной m после выполнения фрагмента программы? { int k; int m; k = 0; m = 0; while (k < 3) ++k; ++m; }

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 32 Что будет выведено на экран в результате выполнения фрагмента программы? { char[] a = {'a', 'b', 'c', 'r', 'c', 'a', 'a', 'b'}; char k = 'b'; for (int i = 0; i < 8; i++) if (a[i] > k) k = a[i]; Console.Write(k); } Что будет выведено на экран в результате работы программы? consta : array[1.. 8] of char = 'abcrcaab'; var i : integer; k : string; begin k := ''; for i := 8 downto 2 do if a[i] < 'c' then k := k + a[i]; write(k) end. Примеры тестовых вопросов

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 33 Заголовок подпрограммы имеет вид: Procedure P(a : integer; var b, c : word; d : real); Укажите правильные варианты вызова подпрограммы, если переменные в вызывающей программе описаны так: var a : integer; b, k : word; e : integer; d, x : real; 1. P(a, b, k, d); 2. P(a, b, e, d); 3. P(k, b, k, x); 4. P(a + e div 2, b, k, d – x/2); 5. P(a, d, k, b); Примеры тестовых вопросов

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 34 Примеры тестовых вопросов Какие из следующих утверждений являются НЕПРАВИЛЬНЫМИ? class Base{}; class Derived: protected Base{}; 1 Base является закрытым потомком Derived. 2 Base является суперклассом для Derived. 3 Derived является дочерним классом Base. 4 Derived является закрытым потомком Base. Операция static_cast используется для преобразования типа между: 1 целыми типами 2 объектами, входящими в разные иерархии 3 целыми и перечисляемыми типами 4 целыми и вещественными типами

©Павловская Т.А. (СПбГУ ИТМО) 35 Пример экзаменационных требований для профильных специальностей Время написания 80 минут. Баллов – 20. На экзамене требуется: решить задачу (10 баллов) пройти 3 теста: по основам синтаксиса, по операторам и по ООП (10 баллов). Можно пользоваться литературой, но не компьютерами.