Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Нормативно – правовые основы (руководящие документы) по организации учебного процесса при изучении истории, обществознания. государственный стандарт общего образования. базисный учебный план.
Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент – устанавливает РФ. Концентрический принцип: первый концентр – начальное, общее и основное общее образование; второй – среднее (полное) общее образование ( 75 %). Региональный компонент - устанавливается субъектом РФ ( не менее 10 %) Компонент общеобразовательного учреждения – устанавливается самостоятельно образовательным учреждением (не менее 10 %)
9 декабря 2004 г. Правительством Российской Федерации было принято решение разработать государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения Министерством образования и науки РФ.
Причины: Вызовы эпохи требуют от системы образования: - большей гибкости; - прагматизма; - эффективности; - ориентированности на удовлетворение запросов рынка труда; - готовности выпускников школ к самостоятельному формированию образовательного запроса; -способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Информационная революция в системе образования совершает переход ОТ приоритета традиционных знаний, умений и навыков. К приоритету личностного развития, культурного самоопределения и формирования компетенций, необходимых человеку и гражданину для жизни в условиях современного общества.
Руководитель проекта Кондаков А.М. « мы рассматриваем образовательное пространство страны как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие нашей разработки от всех предыдущих. Подчеркну – мы рассматриваем школу не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др. В этом и сложность, потому что, к сожалению, сегодня о партнерстве можно говорить только теоретически. Но мы понимаем, что в эпоху информационной и технологической революции сохранить школу за высоким забором нельзя, и говорим об открытых системах образования, о школе, открытой по отношению к окружающей ее среде».
« Три Т» Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований.
Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. Документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов.
В свою очередь, образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "Т" – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Грубо говоря, должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемые при изучении содержания курса по обществознанию, являются: -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, к его правам и свободам как высшей ценности; на признание равноправия народов и т.д.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками проявляются в: -умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения и оценки результата); -умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально – философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей ( производитель, потребитель); - овладении различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия) и следствии этническим нормам и правилам ведения диалога;
-Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1)использование элементов причинно – следственного анализа; 2)исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5)объяснение изученных положений на конкретных примерах; 6)оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей; 7)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной -Целостное представление об обществе и о человеке, знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания, умения находить нужную социальную информацию в различных источниках. ценностно – мотивационной -Знание основных нравственных и правовых понятий, норм правил; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
эстетической -понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной - Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Базисный учебный план является нормативно – правовой основой для разработки учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента.
Социально – экономический профиль. Базовый учебный предмет История 4 часа ( за 2 г.) Профильный учебный предмет Обществознание 6 часов ( за 2 г.) Экономика 6 часов ( за 2 г.) Право 2 часа ( за 2 г.) На элективные курсы ( из компонента образовательного учреждения) – 10 ч.
Социально – гуманитарный профиль. Профильные учебные предметы История 8 ч. ( за 2 г.) Обществознание 6 ч. ( за 2 г.) Право 4 ч. ( за 2 г.) На элективные курсы ( из компонента образовательного учреждения) – 5 час
Филологический профиль. Базовые учебные предметы История 6 ч. Обществознание (включая экономику и право) 4 ч.
Учебники по обществознанию 2010/11 уч.г. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни) кл. «Просвещение». Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (профильный уровень).10 кл. « Просвещение». Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (профильный уровень) 11 кл. « Просвещение».
Учебники по праву. Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Право (профильный уровень).10 кл. « Просвещение». Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н., Амбросимова Е.Б. под ред. Боголюбова Л.Н. Право (профильный уровень). 11 кл. « Просвещение». Воронцов А.В., Романов К.С., Баранов П.А. под ред. Бордовского Г.А. Право (профильный уровень) кл. « Вентана –Граф».
Учебники по праву. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Право (профильный уровень). 10 – 11 кл. « Вита – Пресс». Никитин А.Ф. Право (профильный уровень) кл. « Дрофа». Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни). 10 кл. « Русское слово». Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни). 11 кл. « Русское слово».
Учебник по экономике. Иванова СИ. Экономика (профильный уровень ) кл. « Вита – Пресс».
Элективные курсы в профильном обучении. Элективные курсы – часть сложной композиции курсов для старшей школы. Дают возможность педагогу сформировать у учеников углубленное знание – научить ориентироваться в наиболее фундаментальных понятиях предметной области, приобрести способность действовать и понимать окружающий мир исторически, экономически – социально – гуманитарно.
Задача старшей профильной школы способность действовать самостоятельно: Анализировать фактический материал; Ставить собственные вопросы и пробовать давать на них свои ответы.
Элективные курсы могут быть: Монографическими – построены на одной, но широчайшим образом представленной проблеме; Информационно – ознакомительными – обо всем понемногу. Межпредметными или, напротив, посвящены узкой предметной проблематике, лишь обозначенной в профильном курсе.
Структура элективных курсов. I.Пояснительная записка включает: -аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе; -Указание на место и роль курса в профильном обучении ( важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся);
-Цель и задачи элективного курса ( цель курса состоит в том, для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет( учащихся, учителей, школьного сообщества, общества) -Задача курса – что необходимо для достижения целей.
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач: Способность самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; Знакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; Активизировать познавательную деятельность школьников; Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
-сроки реализации программы (продолжительность обучения); -основные принципы отбора и структурирования; -методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут результаты, какие виды деятельности будут освоены); -Предлагаемые результаты;
II. Учебно – тематический план п/ п Тема Всего часов Теоретичес кие занятия Практиче ские занятия Итого:
III.Содержание программы Подробное изложение содержания по всем темам. Пример: Тема _ ( кол – во часов) наименование темы. 1. Основные вопросы. 2. Требования к знаниям и умениям. 3. Самостоятельная работа. 4. Тематика практических работ (тестовые задания, темы рефератов и др.) 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
Методическое обеспечение ОП для элективных курсов Элективн ый курс Система диагностиче ских заданий на «входе» и « выходе» ЭК Рабочие листы, раздаточные дидактические материалы. Список литературы и Интернет - источников Список тем для итоговых творческих работ учащихся Критерии оценки творческих работ, учебных достижений учащихся на ЭК,
IV.Список литературы. Литература включает: список литературы, а также других видов учебно – методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся. При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия.