Программа развития лидерских качеств у младших школьников Подготовила: Абросимова А. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Advertisements

Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность." Бернард Шоу "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность." Бернард Шоу Проектная.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
КУЧМАНОВА Ж. Б.. Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании»,
Наш 7б класс. Классный руководитель :Фефелова О.А. Классный час.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся. Кузнецова Л.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 27.
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
Лего- конструирование Конструкторы являются универсальной игрой, в них любят играть дети всех возрастов и они никогда не наскучат. Родители не должны забывать,
Транксрипт:

Программа развития лидерских качеств у младших школьников Подготовила: Абросимова А. В.

Актуальность Проблема лидерства волновала ученых на разных этапах развития общества, интерес к данной проблеме проявлялся в применение активных форм обучения; в воспитании, так как эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. А также интерес к проблеме лидерства объясняется еще и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, т.е. проявлять лидерские качества.

Цель программы Формирование и развитие лидерского стиля поведения у младших школьников

Задачи Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста; Рассмотреть характеристику понятия «лидерство»; Выявить особенности формирования лидерского стиля поведения у ребенка в начальной школе; Выделить психолого-педагогические условия в формировании лидерства у детей в младшем школьном возрасте; Осуществить подбор активных методов и игровых технологий, направленных на выявление лидерских качеств у ребенка младшего школьного возраста

Теоретико-методологическая основа программы «Лидерство» социально-психологический феномен, относящийся к динамическим процессам в малой группе «Лидер» авторитарная личность, за которой группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях

Концепции лидерства Психоаналитический подход Персонологический подход Ситуативный подход

Родительская позиция – путь к лидерству Адекватность. Эта позиция взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие его развития. Гибкость. Эта родительская позиция рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Инфантильность ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность выражается в ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития

Факторы, влияющие на формирование лидерских качеств атмосфера семьи наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями позиция ребенка структура семьи

Личностный аспект лидерства в начальной школе Внезапное лидерство Негласное лидерство Харизматическое лидерство

Компоненты лидерства «Сердце класса» Эмоциональный компонент «Руки класса» Инструментальный компонент «Мозг класса» Информационный компонент

Условия формирования лидерства в младшем школьном возрасте Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе. Создание условий для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для проявления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Комплекс игровых методов развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте

Изучение типа личности младших школьников Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно. Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Цель применения теста: выявление индивидуально типологических различий на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения. Инструкция: необходимо нарисовать человечка из десяти геометрических фигур треугольника, круга и квадрата. Можно увеличивать или уменьшать эти фигуры в размере, накладывать друг на друга, важно, чтобы все три элемента в фигурке человечка присутство­вали, а сумма их была равна десяти. Необходимо выполнить подряд три рисунка. Обработка данных: подсчитывается количество использованных фигур в каждом изображении человечка. Соответствующие цифры за­писываются в следующем порядке: количество треугольников, затем кругов и далее квадратов. Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка». Каждая «формула ри­сунка» занимает определенное место в классификационной таблице Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно. Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Цель применения теста: выявление индивидуально типологических различий на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения. Инструкция: необходимо нарисовать человечка из десяти геометрических фигур треугольника, круга и квадрата. Можно увеличивать или уменьшать эти фигуры в размере, накладывать друг на друга, важно, чтобы все три элемента в фигурке человечка присутство­вали, а сумма их была равна десяти. Необходимо выполнить подряд три рисунка. Обработка данных: подсчитывается количество использованных фигур в каждом изображении человечка. Соответствующие цифры за­писываются в следующем порядке: количество треугольников, затем кругов и далее квадратов. Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка». Каждая «формула ри­сунка» занимает определенное место в классификационной таблице

Игра «Необычное использование» Психологический смысл упражнения. Это упражнение позволяет интенсифицировать внутригрупповое общение и акцентировать внимание участников на распределение социальных ролей (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые). Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пластиковых бутылок и т.п.). Удобно использовать смятые бумажные листы. Выполняется в микрогруппах по человек, время работы – 10 минут. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета, следующая – еще один способ и т.д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов. Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности одноклассников связано именно такое распределение? Насколько свойственны эти позиции для детей в других ситуациях общения? Психологический смысл упражнения. Это упражнение позволяет интенсифицировать внутригрупповое общение и акцентировать внимание участников на распределение социальных ролей (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые). Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пластиковых бутылок и т.п.). Удобно использовать смятые бумажные листы. Выполняется в микрогруппах по человек, время работы – 10 минут. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета, следующая – еще один способ и т.д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов. Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности одноклассников связано именно такое распределение? Насколько свойственны эти позиции для детей в других ситуациях общения?

Игра «Без слов» Психологический смысл упражнения. Слушатели уже знают, что общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Упражнение моделирует коммуникативную сторону общения. Описание упражнения. Три-четыре участника удаляются из аудитории. Ведущий, используя картинки, рассказывает о своем путешествии в Болгарию. Вводная для участников: как можно подробнее от своего лица пересказать следующему участнику ("Как будто это было с Вами"). При этом пользоваться картинками нельзя. Обсуждение. Дается анализ трудностей процесса коммуникации, особенностей коммуникационных процессов и понимания других людей. Психологический смысл упражнения. Слушатели уже знают, что общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Упражнение моделирует коммуникативную сторону общения. Описание упражнения. Три-четыре участника удаляются из аудитории. Ведущий, используя картинки, рассказывает о своем путешествии в Болгарию. Вводная для участников: как можно подробнее от своего лица пересказать следующему участнику ("Как будто это было с Вами"). При этом пользоваться картинками нельзя. Обсуждение. Дается анализ трудностей процесса коммуникации, особенностей коммуникационных процессов и понимания других людей.

Игровое упражнение «Я тебе нравлюсь?» Психологический смысл упражнения. Развитие навыков общения, проявления интереса у окружающих. Описание упражнения. Каждому участнику дается задание: в течение 1,5 минуты произнести нечто с целью вызвать симпатии в группе. Обсуждение. По ходу анализа рассматриваются особенности перцептивных процессов, успехи и трудности участников (что помогает и мешает в общении). Психологический смысл упражнения. Развитие навыков общения, проявления интереса у окружающих. Описание упражнения. Каждому участнику дается задание: в течение 1,5 минуты произнести нечто с целью вызвать симпатии в группе. Обсуждение. По ходу анализа рассматриваются особенности перцептивных процессов, успехи и трудности участников (что помогает и мешает в общении).

Психологическая игра «Адаптация» Психологическая игра на выявление лидерских качеств «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть). Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов. Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке). Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Четвертое задание – «три «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу. Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание. Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей». Психологическая игра на выявление лидерских качеств «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть). Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов. Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке). Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Четвертое задание – «три «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу. Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание. Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».

Игра «Большая семейная фотография» Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео 6 ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши. Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео 6 ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Игра «Карабас» Для проведения игры на выявление лидерских качеств Карабас детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре 6 ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Для проведения игры на выявление лидерских качеств Карабас детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре 6 ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

Выявление социометрического статуса Концептуальное описание характеристик Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на другого человека? Иная информация о статусе личности в конкретном социальном окружении, мы можем оценить социально – психологическое благополучие ребенка, наметить пути его коррекции и развития. Концептуальное описание характеристик Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на другого человека? Иная информация о статусе личности в конкретном социальном окружении, мы можем оценить социально – психологическое благополучие ребенка, наметить пути его коррекции и развития.

От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущем, учебной, личной, профессиональной деятельности. Лидер - это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные дела и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.

Источники Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., Герцов А. Г. Тренинг общения для школьников. – СПб., Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 2001 г.