Методика преподавания темы «Базы данных» в профильных классах Учитель информатики МОУ «Гимназия 5» Погожева Ольга Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с объектами базы данных в системе управления базой банных Microsoft Access Еремина Т.Ю., учитель информатики МОУ СОШ 12.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» г.Когалыма «Формирование простых запросов на выборку в базах.
Программа Макаровой Н.В. и профильное обучение Октябрь Омск 2007.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Информатика»
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
« Формирование запросов на выборку в БД » « Формирование запросов на выборку в БД » Цель– научиться создавать простые запросы на выборку информации.
I. Информация и информационные процессы 1. Определение информации. Свойства информации. 2. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.
Роль информационных технологий в реализации концепции профильного образования Материалы к педсовету Кемерово, 2004 МОУ «Средняя общеобразовательная.
База данных (БД) – Совокупность определённым образом организованной информации на определённую тему (в рамках определённой предметной деятельности); Организованная.
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ Практические работы к урокам (11 класс). МОУ Школа 35.
Информационные технологии 1. Понятия: информатика и информационные технологии 2. Важнейшие понятия информатики 3. Основные информационные и коммуникационные.
Основные элементы системы управления базами данных Access.
Модуль предмета «Технология» в начальных классах – «Практика работы на компьютере»
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
MS Access Основные элементы
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Транксрипт:

Методика преподавания темы «Базы данных» в профильных классах Учитель информатики МОУ «Гимназия 5» Погожева Ольга Александровна

Пути развития образования зависят от путей развития общества в целом.

Запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, рынков труда, а также перспективные потребности их развития диктуют факторы обновления профессионального образования.

Корни многих изменений в современном обществе кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации.

Это означает, что все большее число людей все чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

От современного молодого специалиста требуются предметные знания по делопроизводству, маркетингу, электронной коммерции, информационной безопасности, культуре деловой переписки

В российской системе образования применяется новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины. Уделяется большое внимание изучению информационных процессов, методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. Изучение темы «Базы данных» содействует дальнейшему развитию таких умений, как:

Это позволяет: обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы систематизировать и углубить знания в области информатики и ИКТ с учетом выбранного профиля обучения ; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Таким образом, тема «Базы данных» является важной и занимает особое место среди тем, изучаемых и в основной, и в старшей школе.

Примерное планирование изучения темы «Базы данных» для класса на профильном уровне (20 часов). 11 класс, 2 полугодие Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 20 часов Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). 1ч. 71. Система управления базами данных. 1ч Системы управления базами данных (СУБД). 2ч. 72. Создание структуры табличной базы данных. 2ч Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). 2ч. 73. Ввод и редактирование данных. 1ч 74. Поиск и сортировка данных. 2ч Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. 3ч. 75. Создание реляционных баз данных. 4ч Контроль знаний и умений: защита проекта.2ч

Важнейшее понятие курса информатики – понятие информационной модели рассматривается в процессе изучения темы «Базы данных».

Создание базы данных, формирование запроса к любой информационно-справочной системе относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Саратов СГУСГСЭУСГАУСГОТУПС Экономи ческий Компью- терных наук и ИТ Экономи ческий Информа тики и ИТ Экономи ческий Агроно- мичес- кий Экономи ческий Приклад ная информа тика Национальная экономика и право Экономическая теория Прикладная информатика Компьютерная безопасность Мировая экономика Экономика труда Прикладная информатика и ИТ Прикладная математика и информатика Экономика и управление Менеджмент организации Агрономия Землеустройство Национальная экономика Управление и экономика Информационные системы и технологии Вычислительные машины, системы и сети Эскиз для базы данных «ВУЗы Саратова»

Информационная модель «Иерархическая структура системы имен доменов Интернет»

Информационная модель «Иерархическая структура животного мира»

Информационная сетевая модель на примере моделей из курса биологии

- фронтальное обсуждение нового учебного материала; В ходе изучения этой темы используются следующие формы организации учебной деятельности:

- демонстрация работы программы всему классу; В ходе изучения этой темы используются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (парная) работа учащихся за компьютером. В ходе изучения этой темы используются следующие формы организации учебной деятельности:

На уроках информатики учащиеся знакомятся со способами обработки больших объемов информации с помощью компьютера. Для этого используют текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных. Для изучения темы «Базы данных» мы используем приложение Microsoft Access входящее в пакет Microsoft Office.

Требования к уровню знаний ученика на начальном этапе изучения темы «Базы данных» - умение мысленно анализировать и систематизировать информацию; - осмысление способов представления данных; - умение уверенно вводить данные с помощью клавиатуры; - умение работать в приложениях MS Office;

Требования к уровню знаний ученика после изучения темы «Базы данных» - планирование структуры базы данных; - представление о системах управления базами данных; - организация баз данных; - понимание логики построения запросов к базам данных.

Практическое применение среды БД для отработки и закрепления базовых понятий информатики: величина, данные, типы данных, условные отношения.

Примеры типов данных в MS Access

Примеры условных выражений Условное выражение Значение поля, по которому производится поиск записей СаратовТекст «Саратов» Not СаратовНе текст «Саратов» In (Саратов, Томск, Уфа)Текст «Саратов», «Томск», «Уфа» =МТекст, начинающийся с букв «М» - «Я» 100Число 100 = Даты позднее Beetween AND Дата 1993 года *.02.*Дата, у которой значение месяца февраль NullПустое значение Is Not NullНе пустое значение Like «Р*»Текст, начинающийся с буквы«Р»

Примеры шаблонов Смысл символаШаблон Результат поиска Вопросительный знак (?) обозначающий один любой символ За?орЗабор Затор Звездочка ( * ), обозначающая любую группу символов Д*ньДень Добрый день Длинная тень Знак фунта (#), обозначающий любую цифру # - й5 - й 8 - й Квадратные скобки [ ], обозначающие один из символ из указанного набора Иванов [аы] Ивановы Иванова Восклицательный знак (!) в сочетании с квадратными скобками, обозначающий символ не входящий в указанный набор Иванов [!аы] Иванову: (но не «Иванова» или «Ивановы»)

Применение условных выражений для создания запросов

При выборе тематики для создания баз данных рекомендуется обращаться к событиям из жизни класса, жизни школы, к событиям окружающей действительности, привлекая внимание учащихся к социальным аспектам этих событий.

Список тем для создания БД: Исторические места (музеи) нашего города. Правители (полководцы, великие сражения) России. Записная книжка (мой класс, мои друзья). Тематические БД по предметам. Учебники средней и старшей школы. Высшие и средне специальные учебные заведения города. Компьютерные комплектующие (программное обеспечение, игры, сайты по какой-либо тематике). Обзор прессы Грибы родного края (лекарственные травы, птицы, деревья, кустарники). Автомобили (спортивные, легковые, грузовые). Косметика и парфюмерия (Oriflame, Avon). Животные (насекомые, птицы, реки, водопады, озера).

Организация практических работ практические работы (20-25 мин), направленные на отработку отдельных технологических приемов проекты, ориентированные на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Метод проектов Это разработка и создание учащимися собственных информационных ресурсов по интересующей их тематике, требующий сбора, сопоставления, анализа информации, постановки вопросов, ответы на которые можно получить с помощью компьютера, как своего рода внешнего органа мышления и памяти, позволяющего свободно и эффективно решать широкий круг задач.

Метод проектов Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования, комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проекты, выполненные учащимися Животный мир Мир книги Интернет-магазин Орифлейм Ученики Спортсмен Звезды

Защита проекта Таблица для начисления баллов КритерийКоличество баллов Актуальность и заинтересованность в тематике 3 балла – интересно/актуально 2 балла – узкая область интереса 1 балл – тема не разработана 0 баллов – не заинтересовало аудиторию Количество таблиц в БД3 балла за таблицу Количество связей между таблицами 2 балла за связь Количество используемых типов данных во всех таблицах 1 балл за 1 тип данных Количество записей во всех таблицах 1 балл за полный десяток записей Наличие форм, отчетов2 балла за форму/отчет Количество запросов2 балла – сложный запрос 1 балл – простой запрос

БД «Животные»

Отчет по БД «Книги»

Отчет по БД «Орифлейм»