« Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьёзно – смешно. Обращаться с ней легкомысленно – опасно ». Акутагава Рюноске Акутагава.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Advertisements

Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа- партнёры в воспитании ребёнка. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка.»
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г.о. Железнодорожный Московской области , Московская область,
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА Керова Любовь Ростиславовна, педагог-психолог Управления образования Омутнинского района.
«ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА И АУТОАГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ»
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Профилактика подросткового суицида Королева Н.А..
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Подготовила педагог-психолог МОУ ООШ п.Советского Алайцева А.П.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Истинное суицидальное поведение Аффективное суицидальное поведение Демонстратив ное суицидальное поведение.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Согласно статистическим данным количество детских суицидов увеличилось. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки. Причем это не беспризорники.
Транксрипт:

« Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьёзно – смешно. Обращаться с ней легкомысленно – опасно ». Акутагава Рюноске Акутагава Рюноске

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как много ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». «Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как много ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Б. Шоу

По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств

Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 16 лет).

В современной статистике смертей самоубийство почти во всех странах занимает третье место вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая. По статистике, ежегодно более миллиона землян сами ставят точку в своей жизни. Один из двух возрастных « пиков » самоубийств « пик » молодости приходится на возраст от 15 до 25 лет. Среди девочек почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков. Влечению к смерти в острой форме подвержены 4,5% подростков в возрасте от 15 до 19 лет. Хорошие взаимоотношения детей с родителями уменьшают риск суицида до 1%, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до 18%. Соотношение попыток самоубийства и смертей у подростков составляет 50:1.

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Когда люди говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их Ложное суждение Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают попытку самоубийства, испытывают сильную эмоциональную боль и стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или возможность обсудить намечаемый суицид

Самоубийство случается без предупреждения Ложное суждение Суицидальная личность дает много предупреждающих знаков и «ключей» к разгадке ее планов. Приблизительно 8 из 10 человек намекают окружающим о своих намерениях. Спонтанные самоубийства характерны для подростков

Склонность к самоубийству наследуется Ложное суждение Склонность к самоубийству не передается генетически Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах Истинное суждение Самоубийства в равной мере встречаются во всех социальных классах и на всех уровнях общества

Все суицидальные личности страдают от психических расстройств Ложное суждение Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой не видят иного выхода из эмоционально болезненного состояния. Но это не значит, что они страдают психическими расстройствами Разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид Ложное суждение Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на эту тему, то невозможно определить, является ли опасность суицида реальной. Беседа часто первый шаг в предупреждении самоубийства

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью Истинное суждение Суицидальный кризис обычно носит временный характер и не длится всю жизнь индивида. Если человек получает помощь во время и после суицидального кризиса, то он, вероятнее всего, сможет найти альтернативные пути. Такое осознание снижает вероятность суицидальных попыток в будущем. Люди, которые покушаются на самоубийство, настроены на умирание Ложное суждение Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, чем действительно хотят умереть

Мужчины убивают себя чаще, чем женщины Истинное суждение Мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины Ложное суждение Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины

Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии Истинное суждение Депрессия является среди людей с суицидальными идеями общераспространенным состоянием Нет значимой связи между наркоманий, токсикоманией, алкоголизмом и суицидальным поведением Ложное суждение Зависимость от алкоголя или наркотиков является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может приводить к усилению импульсивного аутоагрессивного поведения вследствие того, что все эти вещества искажают восприятие и значительно снижают критические функции мышления

1. Протест, месть; 2. Призыв; 3. Избегание (наказания, страдания); 4. Самонаказание; 5. Отказ.

Целью 10% случаев суицидального поведения является стремление покончить собой, в 90% случаев – стремление привлечь к себе внимание

Демонстративное (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности); Истинное (когда человек действительно хочет убить себя); Аффективное (с преобладанием эмоционального момента).

неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания; двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников); максимализм оценок и приговоров и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий

Тоскливое выражение лица; Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость; Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость; Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;

Гипермия (повышенная, часто неестественная мимика); Амимия (отсутствие мимических реакций); Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов; Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания; Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);

Двигательное возбуждение; Склонность к неоправданно рискованным поступкам; Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность»; Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная); Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;

Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий; Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого; Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;

Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими; Физиологические нарушения.

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях; Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни; Уверения в своей беспомощности и зависимости от других; Прощания; Самообвинения; Сообщение о конкретном плане суицида.

социально изолирован, чувствует себя отверженным; живет в нестабильном окружении; ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю; слишком критически настроен по отношению к себе.

изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям, частые прогулы, резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

самоизоляцию, резкие перепады настроения, повышенную агрессивность, изменения внешнего вида, интерес к теме смерти, уныние, изменение интересов и т.п.

Причины депрессии у подростков негативное отношение к своему телу (телосложению) в период полового созревания; приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выполнять свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни; одиночество, низкой популярностью среди сверстников; трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий; 2. Граница между истинным и демонстративно- шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна; 3. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства; 4. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением; 5. Депрессивные состояния.

По 5 больших и 5 маленьких фигур

Фигура Много по сравнению с другими фигурами Мало или отсутствуют совсем Круги Ребенок воспринимаете данного человека как эмоционального, теплого, переживающего за окружающих. За этим также может скрываться мягкость, неспособность принимать решения и активно действовать От данного человека ребенку не хватает понимания, эмоционального общения, нежности, тепла и участия Треугольники Ребенку кажется, что этот человек слишком сильно его контролирует, почти не предоставляя свободы. Больше доверяйте ребенку, позволяйте ему действовать по собственному желанию Человек, изображенный ребенком, представляется ему творческим и очень интересным, а отнюдь не строгим и требовательным Квадраты Данный человек представляется ребенку слишком замкнутым, отстраненным от его проблем, ему не хватает близкого общения Ребенку не хватает надежности и стабильности, а также уверенности в том, что этот человек его не подведет

Самостоятельная работа « Факторы суицидального риска » Врожденные Индивидуально - психологические приобретенные

Эмоциональная привязанность к родным и близким Выраженное чувство долга, обязательность Боязнь причинения себе физ. ущерба Учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих Наличие жизненных, творческих и др. планов Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении Умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности Интерес к жизни Уровень религиозности Негативная проекция своего внешнего вида после суицида

хорошие отношения с родителями и со сверстниками; внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.; определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела (например, шефство над младшими школьниками, уход за больными и т.п.)

внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу; правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы; стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

воспитывать в ребенке привычку рассказывать взрослым не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах; не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии; не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

выявляйте таланты; проводите оздоровление климата в коллективах; формируйте стрессоустойчивость; отрабатывайте правила поведения в конфликтах; обучайте конструктивно договариваться, примиряясь; не допускайте бестактного поведения по отношению к учащимся; работайте по развитию представлений о ценностях жизни.

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь; - будьте терпеливы; - не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»; - не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»; - не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...; - делайте все от вас зависящее. И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Если вы слышите …..

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить «Ненавижу всех…»«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» «Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» «Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.» «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!» «Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» «У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!» Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить «Ненавижу всех…»«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» «Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» «Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.» «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!» «Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» «У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»