ТЕМА 8 Философия Новейшего времени конец XIX – XX в.в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
PPTzone.ru Экзистенциализм Экзистенциализм (позднелат. существование) - философия существования Термин возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов,
Advertisements

Тема Современная западная философия © О.В. Кормилицина, 2016 г.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Неклассическая философия XIX века Выполнила: Смагулова Аида Группа ОМ Проверила: К.ф.н. Бисембаева З.У.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Направления психологии Александр Елисеенко. О чем сегодня будем говорить ? А о чем шла речь в прошлый раз ? Что запомнилось ? Какие возникли вопросы ?
Отражение объективной действительности Отражение объективной действительности Организация и регулирование жизни людей Организация и регулирование жизни.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Наука и не-наука. План 1. Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма 2. Позитивизм 3. Многообразие форм знания.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
«Для чего нужна философия?» Выполнила: Ширшикова Екатерина студентка группы Преподаватель: Белая И.А.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Транксрипт:

ТЕМА 8 Философия Новейшего времени конец XIX – XX в.в.

План 1. Общая характеристика зарубежной философии Новейшего времени. 2. Философский иррационализм. Его истоки и значение. 3. Рационализм в современной философии. 4. Философское осмысление глобальных проблем современности.

Вопрос 1. Общая характеристика зарубежной философии Новейшего времени Отражение эпохи социальных катастроф (мировые и локальные войны, тоталитарные режимы, кризис ценностей) Отражение эпохи социальных катастроф (мировые и локальные войны, тоталитарные режимы, кризис ценностей) Противоречивость эпохи: ситуация одновременного подъема и падения. Противоречивость эпохи: ситуация одновременного подъема и падения. Формирование двух «полюсов» философской мысли: «рационализма» и «иррационализма» Формирование двух «полюсов» философской мысли: «рационализма» и «иррационализма»

Рационализм – признание человеческого разума как основной движущей силы и критерия исторического процесса. Иррационализм – «философия неразумности» – обращение к нерациональным компонентам сущности человека (инстинкт, воля, интуиция, бессознательное, Дух)

Большое разнообразие философских школ различной идейной направленности. Большое разнообразие философских школ различной идейной направленности. Ведущая роль экзистенциальной философии (сущность и существование человека). Ведущая роль экзистенциальной философии (сущность и существование человека). Попытки сформулировать основной вопрос философии в новом содержании: место человека в этом мире, его судьба и судьба человечества. Попытки сформулировать основной вопрос философии в новом содержании: место человека в этом мире, его судьба и судьба человечества.

Вопрос 2. Философский иррационализм. Его истоки и значение. Основные направления иррациональной философии: «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) Интуитивизм (А. Бергсон) Интуитивизм (А. Бергсон) «Философия культуры» (О. Шпенглер) «Философия культуры» (О. Шпенглер) Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс) Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс) Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

Эмпириокритицизм (Э. Мах) Эмпириокритицизм (Э. Мах) Позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер) Позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер) Феноменология (Э. Гуссерль) Феноменология (Э. Гуссерль) Современная религиозная философия (Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден) Современная религиозная философия (Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, А.Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Н. Бердяев) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, А.Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Н. Бердяев)

«Философия жизни» Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление» Основные идеи: Основные идеи: весь окружающий мир пронизан слепой «волей к жизни»; весь окружающий мир пронизан слепой «волей к жизни»; ее можно познать только через произведения искусства (в музыке, поэзии, изобразительном искусстве); ее можно познать только через произведения искусства (в музыке, поэзии, изобразительном искусстве); пессимистический дух, неверие в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь. пессимистический дух, неверие в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

«Философия жизни» Фридрих Ницше «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин» Фридрих Ницше «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин» Основные идеи: Основные идеи: жизнь – вечное становление и самовыражение человека в различных формах культуры; жизнь – вечное становление и самовыражение человека в различных формах культуры; волюнтаризм – неисчерпаемая «воля к власти» (в каждом человеке разное количество); волюнтаризм – неисчерпаемая «воля к власти» (в каждом человеке разное количество); идеал сверхчеловека – человек с особой моралью; идеал сверхчеловека – человек с особой моралью; нигилизм – отрицание существующих ценностей христианства («массовые люди» – «массовые религии» – религии обиженных, серых и угнетенных). нигилизм – отрицание существующих ценностей христианства («массовые люди» – «массовые религии» – религии обиженных, серых и угнетенных).

Интуитивизм Анри Бергсон «Творческая эволюция» Анри Бергсон «Творческая эволюция» Основные идеи: Основные идеи: развитие мира – творческая эволюция; развитие мира – творческая эволюция; в ходе эволюции выделяется растительная жизни, инстинкт (остался у животных) и интеллект (у человека в форме формального познания); в ходе эволюции выделяется растительная жизни, инстинкт (остался у животных) и интеллект (у человека в форме формального познания); интуиция – особый род интеллектуального чувствования посредством которого мы познаем мир; интуиция – особый род интеллектуального чувствования посредством которого мы познаем мир; такой способ познания характерен для творческой элиты. такой способ познания характерен для творческой элиты.

«Философия культуры» Освальд Шпенглер «Закат Европы» Освальд Шпенглер «Закат Европы» Основные идеи: Основные идеи: сформулировал «теорию локальных культур»; сформулировал «теорию локальных культур»; выделял 8 типов культур: египетская, вавилонская, китайская, индийская, арабская, греко-римская, мексиканская, западноевропейская; выделял 8 типов культур: египетская, вавилонская, китайская, индийская, арабская, греко-римская, мексиканская, западноевропейская; в стадии упадка возникает «цивилизация» (насилие человека над природой, конфликты, технологизация общества). в стадии упадка возникает «цивилизация» (насилие человека над природой, конфликты, технологизация общества).

Прагматизм Ч. Пирс, У. Джеймс Ч. Пирс, У. Джеймс Основные идеи: Основные идеи: человеческое знание - инструмент для достижения пользы и успеха; человеческое знание - инструмент для достижения пользы и успеха; наука призвана решать только конкретные практические задачи, стоящие перед ней (истина – то, что полезно); наука призвана решать только конкретные практические задачи, стоящие перед ней (истина – то, что полезно); Принцип Пирса: содержание любой мысли устанавливается только по тем практическим следствиям, которые эта мысль имеет. Принцип Пирса: содержание любой мысли устанавливается только по тем практическим следствиям, которые эта мысль имеет. философия как наука должна помогать решать «жизненные» проблемы. философия как наука должна помогать решать «жизненные» проблемы.

Психоаналитическая концепция Психоаналитическая концепция Основные идеи Зигмунда Фрейда: Основные идеи Зигмунда Фрейда: Выделял в структуре личности 3 компонента: «Id», «Ego», «Super-ego» (Бессознательное, Сознание и Сверх- сознание); Выделял в структуре личности 3 компонента: «Id», «Ego», «Super-ego» (Бессознательное, Сознание и Сверх- сознание); Главным компонентом является «Id». Деятельность обусловлена 1. Страхом смерти (танатос); 2. Сексуальной энергией (либидо); Главным компонентом является «Id». Деятельность обусловлена 1. Страхом смерти (танатос); 2. Сексуальной энергией (либидо); Проявления бессознательного: сон(!!!), автоматизмы, внушение, гипноз, интуиция, описки, оговорки и т.д. Проявления бессознательного: сон(!!!), автоматизмы, внушение, гипноз, интуиция, описки, оговорки и т.д.

«Ego» выполняет функцию посредника между бессознательным и внешним миром, сдерживает порывы бессознательного; «Ego» выполняет функцию посредника между бессознательным и внешним миром, сдерживает порывы бессознательного; «Super-ego» формируется в ходе воспитания и усвоения норм морали; «Super-ego» формируется в ходе воспитания и усвоения норм морали; В итоге возникает противоборство между этими компонентами, что ведет к неврозу (пример на лекции кто-то мешает); В итоге возникает противоборство между этими компонентами, что ведет к неврозу (пример на лекции кто-то мешает);

Для обеспечения нормального функционирования личности необходимы защитные механизмы: Для обеспечения нормального функционирования личности необходимы защитные механизмы: Виды защитных механизмов: Регрессия «движение назад» (ногти, сигарета, инфантилизм); Регрессия «движение назад» (ногти, сигарета, инфантилизм); Рационализация (басня «Лиса и виноград»); Рационализация (басня «Лиса и виноград»); Сублимация (перевод сексуальной энергии в творческую). Сублимация (перевод сексуальной энергии в творческую).

Развитие человека тесно связано с либидо; Развитие человека тесно связано с либидо; Основные стадии развития личности: Оральная (от рождения до 1 года); Оральная (от рождения до 1 года); Анальная (от 1 года до 3 лет); Анальная (от 1 года до 3 лет); Фаллическая (от 3 до 7 лет); Фаллическая (от 3 до 7 лет); Латентная (от 7 до 12 лет); Латентная (от 7 до 12 лет); Генитальная (от 12 до 18 лет). Генитальная (от 12 до 18 лет).

Основные идеи Карла Юнга : Основные идеи Карла Юнга : Сформулировал идею коллективного бессознательного; Сформулировал идею коллективного бессознательного; Выражением коллективного бессознательного является архетип – древний способ понимания и переживания мира, существующий в символической форме в сознании людей; Выражением коллективного бессознательного является архетип – древний способ понимания и переживания мира, существующий в символической форме в сознании людей; Архетип представляет собой возможность репродуцировать исходные мифологические представления; Архетип представляет собой возможность репродуцировать исходные мифологические представления; Рационализм современного человечества ведет к утрате связи с природой и дегуманизации мира. Рационализм современного человечества ведет к утрате связи с природой и дегуманизации мира.

Основные идей Альфреда Адлера (индивидуальная психология): Основные идей Альфреда Адлера (индивидуальная психология): Поведение человека определяется социальными факторами: стремление компенсировать чувство неполноценности (Демосфен, Наполеон, А.В. Суворов) – направляющий принцип; Поведение человека определяется социальными факторами: стремление компенсировать чувство неполноценности (Демосфен, Наполеон, А.В. Суворов) – направляющий принцип; Реализовать превосходство человек может только в обществе («чувство общности») – ограничивающий принцип; Реализовать превосходство человек может только в обществе («чувство общности») – ограничивающий принцип; Формирование жизненных установок происходит в семье. Формирование жизненных установок происходит в семье.

Позитивизм (первый) (Огюст Конт, Герберт Спенсер) Главная идея позитивизма – задача науки сбор «положительных» (подтвержденных опытом) фактов; Главная идея позитивизма – задача науки сбор «положительных» (подтвержденных опытом) фактов; Человеческий разум проходит 3 стадии развития: теологическую, метафизическую и научную (позитивную); Человеческий разум проходит 3 стадии развития: теологическую, метафизическую и научную (позитивную); Философия должна уступить место науке. Философия должна уступить место науке.

Эмпириокритицизм Эрнст Мах Эрнст Мах Основные идеи: Основные идеи: мир состоит из элементов, представляющих собой единство физического и психического; мир состоит из элементов, представляющих собой единство физического и психического; все элементы мира равны между собой и связаны функциональными отношениям; все элементы мира равны между собой и связаны функциональными отношениям; принцип дескриптивизма – познание сводится к описанию окружающего мира. принцип дескриптивизма – познание сводится к описанию окружающего мира.

Феноменология (Эдмунд Гуссерль) Критика науки: Критика науки: 1)наивный объективизм (мир не зависим от человека); 1)наивный объективизм (мир не зависим от человека); 2) чрезмерная математизация знания (не исследуется качественная сторона мира); 2) чрезмерная математизация знания (не исследуется качественная сторона мира); 3) наивность традиционного рационализма (наука не может являться определяющей силой развития общества) 3) наивность традиционного рационализма (наука не может являться определяющей силой развития общества)

Проблема кризиса в науке: знаем «как», но не знаем «почему»; Проблема кризиса в науке: знаем «как», но не знаем «почему»; Вывод: необходимо вернуться к иному типу научности – субъективность, истоки и смысл творчества; Вывод: необходимо вернуться к иному типу научности – субъективность, истоки и смысл творчества; Для этого необходимо провести феноменологическую редукцию - Для этого необходимо провести феноменологическую редукцию -

Современная религиозная философия (Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден) Современная религиозная философия (Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден) Современная религиозная философия (Э. Жильсон, П. Тейяр де Шарден)

Экзистенциализм (М. Хайдеггер, А.Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Н. Бердяев) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, А.Камю, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Н. Бердяев) Жизнь человека рассматривается в абсурдном (противоположном) для него мире – всё вокруг против человека; Жизнь человека рассматривается в абсурдном (противоположном) для него мире – всё вокруг против человека; Вся жизнь человека – жизнь в «пограничной ситуации» (ситуация порождается знанием о том, что человек смертен м незнанием того, когда это произойдет); Вся жизнь человека – жизнь в «пограничной ситуации» (ситуация порождается знанием о том, что человек смертен м незнанием того, когда это произойдет);

Очевидным выходом может являться самоубийство, но это неправильный выход ; Очевидным выходом может являться самоубийство, но это неправильный выход ; Правильный выход – «истинный бунт», то есть противостояние абсурдам окружающего мира; Правильный выход – «истинный бунт», то есть противостояние абсурдам окружающего мира; Человека характеризуют такие понятия, как «его существование» и «сущность» (внутренний мир человека и содержание его личности); Человека характеризуют такие понятия, как «его существование» и «сущность» (внутренний мир человека и содержание его личности);

Для материальных объектов первична сущность (в сознании человека или Бога), а только затем она овеществляется; Для материальных объектов первична сущность (в сознании человека или Бога), а только затем она овеществляется; У человека, в первую очередь, мы отмечаем факт существования, затем в процессе жизни формируется сущность; У человека, в первую очередь, мы отмечаем факт существования, затем в процессе жизни формируется сущность; Процесс становления сущности бесконечен, продолжается в течение всей жизни. Процесс становления сущности бесконечен, продолжается в течение всей жизни.

Вопрос 3. Рационализм в современной философии Основные направления рационалистической философии: «Идея функциональной рациональности» (М. Вебер) «Идея функциональной рациональности» (М. Вебер) Философия науки Неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел) Неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел) Критический рационализм (К. Поппер, Т. Кун) Критический рационализм (К. Поппер, Т. Кун)

Философия техники (Д. Белл, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Е. Масуда) Философия техники (Д. Белл, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Е. Масуда) Антитехницизм (Г. Уэллс, Р. Брэдбери, Дж. Оруэлл, Е. Замятин) Антитехницизм (Г. Уэллс, Р. Брэдбери, Дж. Оруэлл, Е. Замятин) Вульгарный материализм (Л. Бюхнер, Я. Моленшотт, К. Фохт) Вульгарный материализм (Л. Бюхнер, Я. Моленшотт, К. Фохт) Философия глобальных проблем (Дж. Форрестер, Д. Меддоуз, А. Печчеи, А. Швейцер, К. Лоренц) Философия глобальных проблем (Дж. Форрестер, Д. Меддоуз, А. Печчеи, А. Швейцер, К. Лоренц)

«Идея функциональной рациональности» (М. Вебер) : Разум – основа деятельности человека и развития общества; Разум – основа деятельности человека и развития общества; Разум позволяет человеку избавиться от большинства страхов, в том числе от страха перед Богом, перед наказанием государством; Разум позволяет человеку избавиться от большинства страхов, в том числе от страха перед Богом, перед наказанием государством; Благодаря этой идее развивается наука. Благодаря этой идее развивается наука.

Философия науки – это направление философии, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. Философия науки – это направление философии, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. Главная цель философии науки – устанавливать критерий правильности научных суждений и теорий и объяснять место науки в современном мире. Главная цель философии науки – устанавливать критерий правильности научных суждений и теорий и объяснять место науки в современном мире.

Неопозитивизм – логический позитивизм или эмпиризм. Неопозитивизм – логический позитивизм или эмпиризм. Главный вывод – все философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Главный вывод – все философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка.

Основные положения: Негативное отношение к метафизике: неопозитивизм рассматривался как учение, не имеющее ценности и приводящее к тому, что большая часть положений философии теряет всякий смысл; Негативное отношение к метафизике: неопозитивизм рассматривался как учение, не имеющее ценности и приводящее к тому, что большая часть положений философии теряет всякий смысл; Сциентизм (культ науки): в итоге философия должна быть заменена конкретными науками в результате логического анализа языка. Единственно возможное знание – конкретное научное знание, а задача философии – анализ языка науки; Сциентизм (культ науки): в итоге философия должна быть заменена конкретными науками в результате логического анализа языка. Единственно возможное знание – конкретное научное знание, а задача философии – анализ языка науки;

Превалирование эмпирических методов познания; Превалирование эмпирических методов познания; Выделен основной критерий научности знаний – верификация Выделен основной критерий научности знаний – верификация Верификация – метод, основанный на эмпиристической проверяемости эмпирических приложений науки. Положения, которые не прошли проверку верифицируемостью считаются бессмысленными. Верификация – метод, основанный на эмпиристической проверяемости эмпирических приложений науки. Положения, которые не прошли проверку верифицируемостью считаются бессмысленными.

Физикализм – концепция, согласно которой язык физики должен стать универсальным языком науки. Физикализм – концепция, согласно которой язык физики должен стать универсальным языком науки.

Постпозитивизм – критический рационализм (К.Поппер, П.Фейерабенд, Д.Агасси) Суть: Процесс развития науки; Процесс развития науки; Научные революции Нормальное развитие науки

В процессе развития научного знания выделяется два периода: нормальное развитие и научные революции; В процессе развития научного знания выделяется два периода: нормальное развитие и научные революции; Главный смысл научной революции – смена научных парадигм; Главный смысл научной революции – смена научных парадигм; Научная парадигм – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решение; Научная парадигм – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решение; Главный критерий научности – фальсификация. Суть фальсификации: знание признается истинным до тех пор, пока оно не будет опровергнуто. Главный критерий научности – фальсификация. Суть фальсификации: знание признается истинным до тех пор, пока оно не будет опровергнуто.

Философия техники (Д.Белл, У.Ростоу, Дж.Гэлбрейт, Е.Масуда) Главная идея – определить роль и значение научных исследований и технических достижений в развитии современного общества; Главная идея – определить роль и значение научных исследований и технических достижений в развитии современного общества; Главная черта – сциентизм – преувеличение роли науки в жизни человека. Главная черта – сциентизм – преувеличение роли науки в жизни человека.

Д. Белл: Рассматривает развитие техники как основной критерий исторического процесса; Рассматривает развитие техники как основной критерий исторического процесса; На основании этого критерия выделяет в развитии общества три этапа: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное); На основании этого критерия выделяет в развитии общества три этапа: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное);

Дж. Гэлбрейт: Сформулировал теорию конвергенции; считал, что постепенно с течением времени развитие науки и научных исследований в странах США и СССР приведет тому, что между противостоящими друг другу на данный момент системами капитализма и социализма исчезнут всякие разногласия благодаря развитию техники). Сформулировал теорию конвергенции; считал, что постепенно с течением времени развитие науки и научных исследований в странах США и СССР приведет тому, что между противостоящими друг другу на данный момент системами капитализма и социализма исчезнут всякие разногласия благодаря развитию техники).

А. Тофлер : Концепция постиндустриального общества – теория волн. Научно-технический прогресс и развитие общества идут волнообразно, а не скачкообразно. Концепция постиндустриального общества – теория волн. Научно-технический прогресс и развитие общества идут волнообразно, а не скачкообразно. Выделил три волны: 1) Аграрная – самая медленная; 2) Промышленная (машинная) – более быстрая (при этом первая волна не исчезает, она гаснет; волны идут одновременно); 3) Технологическая – интеллектуализация производства, появление технократий и новый взгляд на свободу человека.

Антитехницизм (Р.Бредбери, Дж. Коуэл, Г.Уилсон) Главная идея – показать, что техника может привести к существенным проблемам человека и общества; Главная идея – показать, что техника может привести к существенным проблемам человека и общества; Главная причина – подавление свободы индивидуальности человека; Главная причина – подавление свободы индивидуальности человека; Опасность техники: Опасность техники: - Может стать причиной глобальных катастроф; - Загрязнение; - Оружие массового уничтожения; - Ограничение свободы и творчества человека.

Спасибо за внимание! Малькова Т.В., ЧелГУ, 2011 г. Малькова Т.В., ЧелГУ, 2011 г.