Педагогические условия сохранения и развития орфографической зоркости учащихся
Пространствено- предметный компонент Образовательная среда (по В.А.Ясвину) Содержательно- технологический компонент Социально- психологический компонент
Пространствено-предметный компонент Использование таблиц. Использование экраных средств. Ипользование электроных образовательных ресурсов.
Использование таблиц «О-е после шипящих и ц» Врачо ̕ м Ла ̕ ндышем Крючо ̕ к Овра ̕ жек Решение [принято] не [ ] обдуман[н ]о. Отличайте союзы от местоимений и наречий с частицей Также, тоже. Так же, то же. (Опустить нельзя). (Опустить можно). Сегодня тоже Сегодня на завтрак идёт дождь. то же, что и вчера.
Использование экраных средств Телевизор Компьютер Мультимедиапроектор Электроная доска Виды творческих работ Изложение-описание. Изложение с изменением сюжета или по аналогии. Составление титров к кадрам фильма. Изложение своих мыслей о героях фильма.
Использование ЭОР 1С: Репетитор. Русский язык. 1С: Репетитор. Тесты по орфографии. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Курс русского языка. Электроный репетитор-тренажёр. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные. Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 2. Согласные. Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. Фраза. Обучающая программа- тренажёр по русскому языку.
Использование ЭОР
Содержательно-технологический компонент Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд… Идя всё дальше и дальше, вы не должны оставить бесполезным позади себя то, что уже приобрели… (К.Д.Ушинский ) Система орфографических упражнений
Средства обучения Грамматико-орфографический разбор. Орфографические упражнения. Комбинированые виды упражнений.
Грамматико-орфографический разбор Разбор готового текста Принцип сознательности Выпишите слова с пропущеными буквами. Сделайте их орфографический разбор. Солнце уже выкл..нуло (с)зади (из)за города и тихо, без хл..пот прин..лось за свою работу. (С)начал.. д..леко (в)переди, где сход..тся с землёю около курганчиков и ветр..(н,н)ой мельниц.., которая (из)дали похожа на маленького человечка, ра..омахивающего руками, п..зла по земле широкая (ярко)желтая полоса. (А.П.Чехов).
Орфографические упражнения Списывание а) Осложнёное списывание. б) Выборочное списывание. Наречия (в)верху, (во) время, (в)одиночку, (с)пра- ва, (в)обрез выпишите в две колонки: а) слитное написание; б) раздельное написание. в) Работа с орфографическим словарём. Диктант а) Словарный диктант. б) Письмо по памяти. в) Диктант «Проверяю себя»
Комбинированые виды упражнений а)Словарно-орфографическая работа. Подберите синонимы с непроизносимыми согласными в корне к выделеным словам: печальная песня, плохая погода, знаменитый артист. Распространите текст наречиями. б) Работа с пословицами и поговорками. Подберите 5-6 пословиц с глаголами 2-го лица ед.ч. Найдите пословицы о труде с глаголами в форме 3-го лица мн.ч. Допишите пословицы.
Комбинированые виды упражнений в) Работа с синонимами. Замените прилагательные в даных словосочетаниях синонимами с приставками пре-, при-: красивый цветок, чудесный ребёнок, подлый трус. Расположите существительные-синонимы по степени нарастания признака: горестный, грустный, печальный, скорбный, тоскливый. г) Свободный, творческий диктант, изложение, сочинение. Перестройте небольшой рассказ, изменив время или лицо глаголов. Напишите сочинение-миниатюру «Как посадить дерево», используя глаголы в повелительном наклонении. По опорным словам напишите сочинение «Первый снег».
Социально-психологический компонент Творческое саморазвитие, самореализация ученика Личностно- ориентированое обучение
Социально-психологический компонент Сохранение и развитие орфографической зоркости: Непроизвольное овладение некоторыми нормами правописания. Орфография вводится без чрезмерного тренинга. Индивидуальная помощь, взаимопомощь, консультации, дифференцированая самостоятельная работа.
Пространствено- предметный компонент Содержательно- технологический компонент Социально- психологический компонент Творческое использование Высокие результаты в учебной деятельности.