Проблемные дети Презентацию подготовила педагог - психолог МБОУ ЧСОШ 1 Плотникова Л.Г.
Минимальная мозговая дисфункция – биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости без выраженных интеллектуальных нарушений. Педагогические проблемы детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Причины этой дисфункции – различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, заболевания в течение первых лет жизни. В результате этих воздействий происходят более или менее локальные поражения мозга в корковых либо подкорковых отделах.
Аутизм– психическое состояние, характеризующееся поглощенностью собой и почти полным отстранением от внешнего мира, других людей, погруженностью в фантазии. Педагогические проблемы детей с аутизмом.
Особенности поведения детей с аутизмом Основные проблемы лежат в сфере взаимодействия с другими людьми. В поведении ребенок часто нелеп, неадекватен, выглядит отрешенно. Специфические трудности социальной адаптации ( не «считывает» эмоционального контекста ситуации, не понимает юмор, переносный смысл). Часто имеет причудливые страхи, избирателен в еде, общении, и т.п.. Взгляд, обращенный в пустоту или в себя.
Особенности поведения детей с аутизмом Особенности поведения детей с аутизмом Часто имеют трудности контроля и программирования своего поведения. Имеются значительные особенности восприятия, в частности трудности «целостного» восприятия. Внимание может быть как неустойчиво, так и чрезмерно устойчиво. Часто демонстрирует отраженную речь, эхолалии. В ситуации тревоги и дискомфорта может говорить о себе в 3-м лице, повторять одно и то же многократно.
Речевые нарушения Существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (от вялости, сонливости в одиночестве до двигательной расторможенности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке); Значительные сложности в формировании произвольного внимания, памяти (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности); Нарушения моторной деятельности, зрительно- моторной координации Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (невозможность сдержать обещание, составить план и следовать ему и пр.);
Леворукость Недоразвитие эмоционально- волевой сферы, расстройства поведения СДВГ Состояния дезадаптации и невротические расстройства Психо- патологические расстройства
Неблагоприятные социальные факторы Деструктивная семья Распадающаяся семья Неполная семья Псевдосолидарная семья Неадекватные типы воспитания : гипоопека, безнадзорность, деформация материнского ухода гиперопека, потворствующая гиперпротекция неприятие ограниченных возможностей ребёнка и особенностей его здоровья.
Постоянная медико-педагогическая коррекция. Лечение ММД должно быть комплексным и помимо медикаментозных препаратов включать методы модификации поведения, психотерапии, нейропсихологической коррекция. Постоянная поддержка со стороны педагогов, взаимоотношения с ребёнком по принципу «позитивной модели».
Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии. Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя», категорических запретов должно быть немного. Говорите сдержанно, спокойно, мягко, тихим голосом.
Не давайте ребенку несколько заданий сразу, а только одно на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Проконтролируйте выполнение этого задания. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Широко используйте в образовательной деятельности игровую ситуацию и эмоциональную стимуляцию
Применение здоровьеберегающих технологий Организация прогулки, правильного питания и дневного сна. Релаксационные часы и занятия с психологом Физкультур ные минутки, самомассаж Охрана зрения, гимнастика для глаз
В дни каникул и в летний период учебно - образовательную деятельность проводить не рекомендуется.
Чем раньше начата медико-педагогическая коррекция, тем меньше проявляется минимальная мозговая дисфункция в последующие периоды развития ребенка. Ребёнок с ММД Семья Учителя школ Врачи Педагоги ДОУ