АВТОРСКИЕ программы. Инновации и авторские модели в образовании Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

Составление программ дополнительного образования.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Структура образовательной программы Организационно-правовая документация Центра гражданского образования Федеральная инновационная площадка Министерства.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Требования к содержанию дополнительных образовательных программ.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Составление рабочих программ для ДОД Методические рекомендации.
Рабочая программа педагога Методические рекомендации по разработке Положения о рабочей программе РМК – май 2011 г.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
Транксрипт:

АВТОРСКИЕ программы

Инновации и авторские модели в образовании Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс является авторским, так как несет на себе "печать" его субъекта. Однако на практике далеко не каждая модель получает название авторской. Авторской педагогической моделью называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть), представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.

Авторские программы Одной из наиболее часто встречающихся авторских моделей являются авторские программы по учебным предметам. Авторская программа - это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов. Вопрос о признании программы авторской состоит в определении степени новизны и оригинальности, соответствия ее современным научным и практическим требованиям.

Требования к авторским программам Авторская программа должна: 1) соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся; 2) сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами; 3) быть оптимальной по объему (содержать минимум необходимых, главных и существенных компонентов и вместе с тем достаточную для их характеристики и понимания информацию); 4) удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании; 5) соответствовать отведенному времени для изучения данного материала; 6) соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития; 7) содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса; 8) включать надпредметное содержание - развивать универсальные общеучебные способы умственных действий (СУД); 9) быть согласованной (синхронизированной) с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними; 10) учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ; 11) соответствовать учебно-методическому обеспечению; 12) иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.

Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы: 1) наименование программы; 2) объем программы в учебных часах; 3) пояснительную записку; 4) содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам; 5) требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), устанавливающие уровень обязательной подготовки учащихся; 6) дополнительные материалы. Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются: концепция (методологическая основа) программы; цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся; актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений; особенности содержания и структуры курса; учебно-методическое обеспечение курса.

К дополнительным материалам относятся: тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения; указатель межпредметных связей; списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся; методические рекомендации по реализации или экспериментальной проверке программы.

Концепция авторской программы имеет принципиально важное значение, ибо выражает методологию деятельности педагога по ее реализации. В нее входят: философские, мировоззренческие позиции автора; используемые психологические и педагогические идеи, технологии; социально-педагогическое осмысление предлагаемых изменений; методические и иные определяющие положения.

Принципы демократизма, гуманизма, развития, творчества, сотрудничества

Рекомендуемая литература 1. Адамский А. С Дону выдачи нет // Первое сентября ноября. 2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., Байбородова Л.В., Паладьев С.Л. Педагогическая концепция и программа развития школы-комплекса, пути их реализации. - Ярославль, Балабан М. Школа-парк // Первое сентября II февраля. 6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Богуславский М. К.Н.Вентцель - Соблазн свободного воспитания // Педагогический вестник Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к реальной перестройке процесса обучения в школе // Народное образование Буланова М.Б. Повседневные неожиданности // Первое сентября января. 11. Волков И.П. Цель одна - дорог много. - М., Волович М.Б. Наука обучать (технология преподавания математики). - М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. -М., Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. - Киев, Долгова Л.М. Свободная школа графа Толстого. Второе пришествие // Первое сентября ноября. 16. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., Дьяченко В.К. Устав новой школы Российской Федерации // Народное образование Журавлев И.К. Дидактические основы построения учебного предмета. - М., Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., Захаренко А.А. Село и школа // Народное образование К психолого-педагогической концепции провинциального колледжа / Под ред. М.В.Груздева. - Ярославль, Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. - М., 25. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.

Рекомендуемая литература 27. Кондрашов В и др. Школа-театр // Первое сентября июля. 28. Конкурс "Школа года" // Педагогический вестник Концепция общего среднего образования. - М., Корчак Я. Воспитание личности. - М., Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы школы. - Ярославль, Крайнева Э. Концепция школы-гимназии // Народное образование Красноярская школа "Универс" // Первое сентября февраля. 34. Кубраков Г.М. По заветам Макаренко. - М., Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. -М.: Знание, Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., Макаренко А.С. Флаги на башнях. Педагогическая поэма. -М., Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. - М., Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, Московская новая гуманитарная школа // Первое сентября июля. 43. Нойман Р.А. Альтернативная школа в США // Первое сентября июля. 44. Педагогический поиск. - М., Плохое свое лучше чужого хорошего // Первое сентября апреля. 46. Положение о II Всероссийском конкурсе авторских дополнительных образовательных программ и проспектов пособий к ним. -М Положение о педагогическом изобретении

Рекомендуемая литература // Народное образование , , Праздник новых идей // Первое сентября августа. 49. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М., Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК ПиРРО, Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно- воспитательный комплекс вариативного образования на базе сша Ярославль, Селевко Г.К., Короткова 3.П. Рыбинский гуманитарно-музыкальный комплекс. - Ярославль- Рыбинск, Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Закатова И.Н. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль, Сироткина Е. Другое пространство // Первое сентября июня. 56. Стройный хор в унисон с природой (авторская школа "Лестница") // Первое сентября июня. 57. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - Избранные пед. сочинения, т.2. - М., Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы на основе программы. - М., Томская школа "Эврика-развитие" // Первое сентября апреля. 60. Тубельский А.Н. Размышления в конце (Школа самоопределения) // Первое сентября мая. 61. Уланов. Российская школа в европейском контексте // Директор школы Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М., Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. - М., Фрумин

Рекомендуемая литература И. Судьба будущей школы // Первое сентября декабря. 65. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., Шацкий С.Т. Работа для будущего. - М., Школа "Диалог культур" // Учительская газета ноября. 69. Школа "Муми-Тролль" // Первое сентября января. 70. Школа Монтессори // Первое сентября октября. 71. Штайнер P. Методика обучения и предпосылки воспитания. - М., Щетинин М.П. Объять необъятное. - М., Щукина Г.И., Пидкосистый П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса.- М., Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. - М., Этика партнерства (авторская школа совместной деятельности) // Первое сентября июня. 76. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 1996.

Авторская программа должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание авторской программы, методическое обеспечение авторской программы.

Титульный лист включает: 1) наименование и адрес организации образования для одаренных детей; 2) Ф.И.О., должность автора (авторов) авторской программы; 3) название авторской программы; 4) год составления авторской программы; 5) где, когда и кем утверждена авторская программа.

Пояснительная записка раскрывает: 1) направленность; 2) новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; 3) цель и задачи; 4) отличительные особенности; 5) ожидаемые результаты и способы их проверки; 6)формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции).

Учебно-тематический план авторской программы включает: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Содержание авторской программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

Методическое обеспечение авторской программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

Документ должен быть набран в текстовом редакторе MS Word Times New Roman (межстрочный интервал - одинарный, размер шрифта - 14, поля - 25 мм).