Федеральный закон от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Advertisements

Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Местное самоуправление Организация местного самоуправления в Российской Федерации Местное самоуправление Организация местного самоуправления в Российской.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
Местное самоуправление Организация местного самоуправления в Российской Федерации Местное самоуправление Организация местного самоуправления в Российской.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Установление и изменение границ МО. Структура МСУ МСУ в РФ имеет двухуровневую систему: oПервый уровень – Муниципальный район; oВторой – Поселения. Муниципальный.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
ТЕМА 7 Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 2 час.
Структура Органов местного самоуправления
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Контрольные работы Для студентов бакалавриата и специалитета для самостоятельной подготовки.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
А. Мальцев Основные направления и этапы современной муниципальной реформы, актуальные проблемы ее реализации.
Л.В. Прибыткова, Л.В. Прибыткова, канд. соц. наук, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУП 2012 г.
Транксрипт:

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Территориальная организация местного самоуправления Муниципалитеты создаются на всей территории страны Типы муниципальных образований: Поселения: Городские Сельские Муниципальные районы Городские округа Внутригородские территории (для городов федерального значения)

Структура местного самоуправления на всей территории России Одноуровневое местное самоуправление Двухуровневое местное самоуправление Городской округ Муниципальный район без территорий с низкой плотностью населения Муниципальный район с низкой плотностью населения Поселение

Общее количество муниципальных образований в РФ (по состоянию на 1 марта 2005 г.)

Количество муниципальных образований в некоторых субъектах РФ

Независимость уровней местного самоуправления

ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МО) Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 2)

ТИПЫ МО сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления городское поселение город или поселок с прилегающей территорией, в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления муниципальный район Несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы МСУ, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия городской округ городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия

Сельские и городские поселения Сельское поселение Включает один или несколько населенных пунктов Как правило имеет суммарную численность населения не менее 1000 чел. (3000 для территорий с высокой плотностью населения). Данное правило не распространяется на поселения, уже имевшие статус МО до вступления нового законодательства в силу Границы должны устанавливаться с учетом пешей доступности центра поселения в течение одного дня Городское поселение Один город или поселок Прилегающие территории Могут включаться поселки и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями

Городской округ Городской округ должен иметь возможность решать вопросы местного значения городского округа и исполнять переданные государственные полномочия Формирование округа невозможно, если город имеет общую с районом инфраструктуру Формирование также невозможно, если инфраструктура есть только у города Формирование возможно, если и у района, и у округа есть необходимая для решения вопросов местного значения инфраструктура

Муниципальный район Транспортная доступность в течение дня для жителей всех входящих в состав района поселений Условия для решения межпоселенческих вопросов местного значения Условия для выполнения переданных государственных полномочий

Изменение границ и преобразование муниципальных образований По решению представительных органов Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесение их территорий в состав других муниципальных районов или поселений Объединение и разделение районов Путем голосования или на сходах граждан каждого муниципального образования Изменение границ муниципальных районов и поселений, влекущее отнесение их территорий в состав других муниципальных районов или поселений Объединение и разделение поселений с согласия населения каждого объединяющегося/образующегося в результате разделения поселений Изменение статуса городского поселения с согласия населения и городского поселения, и района

Особенности процедуры голосования по сравнению с референдумом На голосование выносится вопрос, не являющийся вопросом местного значения Инициатива исходит от населения, органов местного самоуправления, или органов государственной власти Позволяется агитация государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными должностными лицами В отличии от решения референдума, результаты голосования не подлежат обязательному исполнению (за некоторыми исключениями)

Вопросы местного значения Сформулированы отдельно для поселений, районов и городских округов. Для городского округа это сумма вопросов районов и поселений Компетенция по сравнению с законом 95 г. сужена На региональный уровень передано: Обеспечение учебного процесса в школах; Социальное обеспечение и защита населения; Ряд вопросов в сфере здравоохранения. Ограничены возможности муниципалитетов брать на себя вопросы, не предусмотренные федеральным законодательством

Передача полномочий Полномочия муниципального района Полномочия поселения Добровольно по соглашениям Компенсация расходов за счет субвенций

Государственные полномочия. Ужесточение условий передачи Осуществляется передача как федеральных, так и региональных полномочий в первую очередь муниципальным районам и городским округам. Возможна передача поселениям. Полномочия передаются законодательным актом, содержащим: описание передаваемого полномочия; методику расчета субвенций; перечень средств; порядок контроля; условия и порядок прекращения осуществления полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность за выполнение полномочий в пределах выделенных средств (субвенций)

Формы волеизъявления

Структура органов местного самоуправления Более жесткая регламентация, чем в законе 1995 г. Обязательными являются: Представительный орган муниципального образования Если число избирателей менее 100, его роль исполняет сход граждан Глава муниципального образования Местная администрация

Глава муниципального образования Избирается: 1. Населением на муниципальных выборах Либо возглавляет представительный орган Либо возглавляет местную администрацию 2. Из состава представительного органа Является председателем представительного органа Если глава МО возглавляет представительный орган, глава администрации нанимается по контракту Совмещение должностей главы администрации и представительного органа возможно лишь в сельских поселениях

Формирование представительного органа муниципального района Избирается населением муниципального района Формируется на основе представительства поселений, входящих в состав муниципального района Формирование должно быть поддержано представительными органами не менее чем двух третей входящих в состав района поселений Часть вопросов местного значения районного уровня финансируется за счет субвенций входящих в его состав поселений

Имущество МО. Жесткое ограничение состава имущества МО Имущество, необходимое для решения вопросов местного значения Имущество, необходимое для осуществления отдельных государственных полномочий Имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов местного самоуправления В случае возникновения права собственности на иное имущество, оно подлежит перепрофилированию или отчуждению

Принцип самостоятельности местных бюджетов. Расходы Разделяются бюджетные средства на решение вопросов местного значения и исполнение государственных полномочий Органы местного самоуправления сами определяют: Условия оплаты депутатов и других выборных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений (ограничения предусматриваются для дотационных муниципальных образований) Муниципальные социальные стандарты и нормативы расходов местных бюджетов

Принцип самостоятельности местных бюджетов. Доходы Более четко определены источники доходов, а именно: Средства самообложения граждан Доходы от местных налогов и сборов Доходы от региональных налогов и сборов (единые нормативы) Доходы от федеральных налогов и сборов (единые нормативы) Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Дотации Иные средства финансовой помощи - финансирование инвестиционных проектов и социальных расходов

Межмуниципальное сотрудничество. Специальная глава закона Предусматривается создание совета муниципальных образований в каждом субъекте РФ. Совместно советы могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований Кооперация в сфере предоставления муниципальных услуг путем создания: межмуниципальных хозяйственных обществ (ЗАО, ООО) некоммерческих организаций (автономные некоммерческие организации, фонды)

Формы ответственности Ответственность перед населением. Право населения на: Отзыв депутатов; Отзыв членов выборных органов ; Отзыв должностных лиц. Ответственность перед государством - только по решению суда (в случае нарушения законодательства либо ненадлежащего исполнения переданных полномочий). Возможны в качестве крайних мер: Роспуск представительного органа; Отстранение от должности главы муниципального образования.

Формы ответственности. Новые положения Органы государственной власти могут временно исполнять отдельные полномочия органов местного самоуправления в следующих ситуациях: Местные органы не могут быть сформированы в связи со стихийным бедствием, катастрофой, или иной ЧС; Действия местных органов привело к возникновению значительной просроченной кредиторской задолженности; При нецелевом расходовании средств, либо нарушении законодательства при исполнении переданных гос. полномочий. С 1 января 2008 г. предусматривается введение временной финансовой администрации в случае финансовой несостоятельности муниципального образования