Как писать эссе по обществознанию МБОУ «Средняя школа 6» Урбанович И.В. 6.02 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Advertisements

Зимняя Олимпийская Школа Кизил декабрь МОУ Гранитная СОШ 2010 год.
Памятка по написанию эссе. Слово «эссе» пришло к нам из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское essai.
Система подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию.
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Как написать эссе по истории и обществоведению Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» Могилев 2009.
Памятка по написаниюэссе. Слово «эссе» пришло к нам из французского и историческивосходит к латинскому слову exagium (взвешивание).Французское essai можно.
Памятка по написанию эссе. Структура эссе Элемент структуры % к общему объему работы Начало (актуализация заявленной темы) 20 % Тезис. Три аргументированных.
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Как написать эссе по обществознанию Готовимся к ЕГЭ.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Нимерницкая И.А. ЦСТАиПО «Ясенево». Москва.. Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание». Французское.
«Эссе на экзамене по обществознанию» Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Транксрипт:

Как писать эссе по обществознанию МБОУ «Средняя школа 6» Урбанович И.В г.

Что такое эссе Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Что же такое эссе? «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П.Крысина «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». «Большой энциклопедический словарь » «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные». «Краткая литературная энциклопедия»

Признаки текста жанра эссе Наличие конкретной темы или вопроса. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. Небольшой объем. Свободная композиция. Непринужденность повествования. Парадоксальность. Внутреннее смысловое единство Открытость Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам выбирает из пяти предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.

Выбор темы Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: 1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; 2)ясно понимает смысл высказывания; 3)может выразить свое отношение к нему ; 4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы; 5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Памятка при выборе темы для эссе Познакомься с предложенными темами Определи, к какой базовой науке относится каждая тема; Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?») Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?») Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?») Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?») Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)

Структура эссе Вступление (раскрыть смысл высказывания, указать вопрос обществоведческого курса, который заложен в высказывании или назвать актуальную общественную проблему, далее выразить согласие или несогласие с позицией автора и дать краткое обоснование)

Структура эссе Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, дать определения ключевых терминов, однако их число должно быть не слишком велико (3-4), обозначить ключевые теоретические положения по этому вопросу из обществоведческого курса, привести факты общественной жизни, примеры из личного опыта, или из СМИ

Структура эссе Заключение (обобщения: еще раз перефразировать высказывание или повторить свою позицию. Выделить ключевые аргументы, позволяющие поддержать позицию автора, сформулировать общие выводы по теме)

Структура эссе Элемент структуры% к общему объему работы Начало (актуализация заявленной темы)20% Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса 60% Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%

Особенности объема Как правило, это небольшая работа Каков должен быть объём эссе? Эксперты обращают внимание не на объем, а на содержание задания. Однако как показывает опыт, выполнить все требования, предъявляемые к эссе можно, если его объем не меньше половины листа формата А 4, хотя встречаются и шедевры, соответствующие высказыванию « краткость - сестра таланта ». Каков должен быть объём эссе? Эксперты обращают внимание не на объем, а на содержание задания. Однако как показывает опыт, выполнить все требования, предъявляемые к эссе можно, если его объем не меньше половины листа формата А 4, хотя встречаются и шедевры, соответствующие высказыванию « краткость - сестра таланта ».

Клише Вступление Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению… Автор афоризма имеет в виду… Автор высказывания поднимает проблему… Автор подразумевал…

Клише Основная часть Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером... Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить…

Клише Заключение Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить

Алгоритм написания эссе 1. Внимательно прочитайте и проанализируйте все предложенные цитаты для написания эссе. 2. Выберите наиболее подходящую для вас тему. Советуем при выборе высказывания принимать во внимание следующий ряд обстоятельств: При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса. Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни или истории. Очень важно соотнести выбранную тему с предложенным контекстом ее раскрытия. Необходимо, чтобы в вашем эссе прослеживалась логика. Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.

Алгоритм написания эссе 3. Определите главную мысль высказывания. Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом. 4. Подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения вам нужно раскрыть. 5.Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и «против». 6. Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни, истории и/или личного опыта. Именно реальные факты, а не абстрактные рассуждения (что является одной из типичных ошибок при написании эссе) 7.Проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе. 8. Сформулируйте обобщающий вывод.

Методы и приемы написания эссе Основная часть Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПC формулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...; О - Объяснение Потому что...; П - Пример, иллюстрация - Например,...; С - Суждение (итоговое) - Таким образом,... Этот приём надо вводить на начальном этапе формирования умений и навыков написания эссе в 8-9 классах

Методика шаговых приемов Первый шаг Предложить учащимся сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности какого-либо конкретного несложного умозаключения (например, «Юристы утверждают, что мораль и право не противопоставляются друг другу. Приведите 2 аргумента, подтверждающие данную точку зрения»)

Методика шаговых приемов Второй шаг Предложить учащимся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте суждение аргументы примеры 1. 2.

Методика шаговых приемов Третий шаг Формулирование суждения-умозаключения, которым в данной ситуации является вывод. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Методика шаговых приемов Четвертый шаг Написание связного текста, в котором должны быть объединены все названные элементы

Технология подготовки учащихся к написанию эссе (для учителя) 1 -й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе - литературным жанром и требованиями к написанию эссе; 2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету); 3-й этап: «проба пера», или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации); 4-й этап: подготовка презентации групповых эссе; 5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах; 6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления); 7-й этап: написание индивидуальных эссе.

Эксперты оценивают эссе, обращая внимание на требования к его качеству 1) адекватное понимание смысла высказывания; 2) соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания(затронутой автором проблеме); 3) раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекст должен быть выдержан);

4) представленность личной позиции учащегося, его отношения к высказыванию; 5) опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук); 6) использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни и личного социального опыта;

7) логичность рассуждений; 8) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр. ) ошибок; 9) соответствие эссе нормам русского языка

Наиболее часто допускаемые ошибки: 1. Не раскрыта поднимаемая проблема. 2. Не высказана собственная позиция. 3. Нет теоретического обоснования. 4. Употребленные термины введены некорректно, неграмотно. 5. Приведены примеры на бытовом уровне. 6. Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе. 7. Нет обобщения. 8. Нарушена логика и последовательность изложения. 9. Сущность проблемы понята неверно.

Спасибо за внимание!