« Последний звонок в школе !» Консультация для старших вожатых Апрель 2008
Этапы подготовки «Последнего звонка » При подготовке праздника вам будут необходимы: Художники, которые придумают и нарисуют эскизы декораций, пригласительные билеты, программки, оформят выпускную газету; Костюмеры и гримёры, которые создадут неподражаемые костюмы и превратят обыкновенного ученика или ученицу 11 класса в Джеймсы Бонда или Василису Прекрасную; Учителя труда, бутафоры, плотники, которые по эскизам художников сделают декорации и бутафорию; Звукорежиссёры, которые запишут и сведут музыкальную фонограмму, а во время праздника будут регулировать звук; Компьютерщики, которые используют информационные технологии для упрощения работы с текстом, звуком, проецированием презентаций. Музыкальный работник, который подберёт необходимые вам песни, разучит с вами и, если нужно будет аккомпанировать вам на празднике; Хореограф, который разучит с вам «Вальс», и поставит танцевальные движения.
Форма проведения Торжественная линейка; Торжественное собрание; Праздничный торжественный концерт; Праздничная шоу- программа;
Шоу- программа Шоу- программой «Последнего звонка» можно назвать как простые, весёлые выступления учеников и учителей, не связанные единым сюжетом, так и сложные спектакли со сквозной линией, меняющимися декорациями, красочными костюмами, ролевыми диалогами. Единственное условие: все действие должно быть связано с темой дня- завершением выпускниками школы и прощанием с беззаботным детством. Идеи для проведения шоу – программы: Путешествие; Сказка; Музей; Роман, рассказ, повесть, поэма; Кинофильм или мультфильм; Телевизионная шоу-программа.
Приступая к составлению сценарного плана, необходимо определить: Аудиторию; Состав исполнителей; Время и место проведения; Технические и материальные возможности воплощения замысла; Организационные требования. Разрабатывая сценарный план, надо учитывать, что сценки, шутки, репризы и т.п. могут восприниматься по разному. Нужно сделать так, чтобы добрая ирония, которая обязательно будет присутствовать в выступлениях выпускников, ни в коем случае не перерастала в сарказм. В сценарии старайтесь избегать реприз, понятных только малому количеству людей, сидящих в зале. Желательно включать в сценарный план «работу со зрителем». Иначе полуторачасовое неподвижное сидение сильно смажет хорошее впечатление от представления. Не забудьте о папах и мамах выпускников. Им будет приятно услышать со сцены добрые слова в их адрес. А самое лучшее- приобщить самых активных родителей к самому действию. Актовый зал должен быть полон. Эффект аншлага известен всем. А главное доставит дополнительную радость выступающим. Создаём сценарный план
Уровни сценарной записи Существует несколько уровней сценарной записи: Сценарный план- набросок композиционного построения спектакля или представления с продуманным сюжетом и общими характеристиками; Либретто – более развёрнутое, чем сценарный план, краткое содержание спектакля; Литературный сценарий- подробная разработка замысла с полным текстом, описанием действия, музыкальным оформлением и задачами технических служб; Режиссёрский сценарий- развёрнутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, указанием времени, исполнителей, организационных моментов. Сценарная схема: Пролог – это вступительная часть праздника, которая кратко, в символической форме задаёт необходимый эмоциональный настрой. Пролог можно уподобить эпиграфу ко всему празднику в целом. Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет представления. Развитие действия – чередование событий, всё время несущих новую информацию и приближающих развязку истории. Финал праздника – должен выразить идею, лежащую в основе замысла, закрепить в сознании зрителей. После окончания представления важно дать возможность участникам, зрителям обменяться впечатлениями, поделиться чувствами.
Состав исполнителе подбирается в зависимости от целей, которые вы ставите перед собой: Хотите, чтобы в праздничном концерте приняли участие все выпускники школы вне зависимости от умения и хотения; Желаете, чтобы в концерте выступили те, кто обладает хоть какими – то сценическими способностями; Специально отбираете из выпускников наиболее одарённых в творческом отношении детей; Как бы то ни было, на сценической площадке лучше всего создать такую атмосферу, чтобы каждый ощущал себя частицей единого и цельного действия. Для этого в сценарном плане не должно быть главных ролей. Или все роли – главные. Состав исполнителей
Репетируем! У вас есть сценарий, определены роли, подобраны костюмы, сделаны декорации, записана фонограмма – можно приступать к репетициям. Что необходимо сделать, чтобы репетиции проходили плодотворно? Определить конкретный день или дни, когда ваши ученики менее всего загружены; Репетировать сначала отдельные сцены и только за две недели до праздника сводить их воедино; Проводить репетиции в выходные дни (а что поделаешь!); Договориться с учителями и администрацией о некоторых поблажках основным действующим лицам; Сам репетиционный процесс предусматривает: Регулярность и дисциплину; Наличие у артиста своего напечатанного текста; Многократные повторения одного и того же текста, песни и т.д.; Знание каждым персонажем общего хода праздника; Исполнение требований режиссёра – постановщика; Внесение изменений в сценарный ход спектакля; Отсутствие пауз между отдельными фрагментами; Чёткость дикции, правильность исполнения песен, синхронность в танце ; Соблюдение законов сцены.
Оформление школы Несколько предложений, чем можно оформить актовый зал, коридор и фойе школы: Газеты, выпущенные учениками за время учёбы; Газеты с фотографиями разных лет; Поделки и рисунки из начальной школы; Старые тетрадки; Интервью, взятые у родителей, учителей, выпускников; Можно оформить в виде плакатов или стендов интересные высказывания учителей, учеников, которые заранее вспомнят выпускники и их преподаватели; Постарайтесь на эти дела сподвигнуть учеников (самых разных классов), сами подключайтесь только в крайних случаях.
Поздравление от первоклашек. Малыши могут обратиться к выпускникам со словами приветствия, преподнести им символические подарки: Миниатюрные колокольчики; Записные книжки, куда тут же будут внесены адреса и телефоны одноклассников; Лучше, если первоклассники заранее подготовят свои поздравления выпускникам, но не всем в общем, а каждому лично. В школе всегда найдутся учителя, родители, или старшеклассники, которые сумеют написать несколько тёплых, милых, забавных приветственных слов или подобрать стихотворные строчки. Постарайтесь, чтобы приветствия не были безликими. Пусть сочинители заранее узнают у классных руководителей выпускных классов, какие именно черты характера того или иного ученика, какие заслуги за годы учёбы в школе стоит упомянуть.
План линейки В основе любой торжественной линейки, посвящённой «Последнему звонку», лежит простейший сценарный план. И чтобы легко ориентироваться в смене событий, взгляните на него. 1.Построение. 2. Вход выпускников под музыку. 3. Открытие линейки. 4.Гимн. 5. Слово директору (завучу) – зачтение приказа «О допуске к выпускным экзаменам». 6. Слово гостям- представителям районной администрации. 7. Слово первоклассникам. 8. Слово первому учителю. 9. Слово классным руководителям. 10. Слово родителям. 11. Слово выпускникам. 12. Звучит последний звонок. 13. Уход выпускников. 14. Закрытие линейки.